Финансовое планирование: внутрифирменное бюджетирование (на примере ОАО «Ильиногорское»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:54, дипломная работа

Описание работы

Цель моей работы: рассмотреть бюджетирование как один из методов финансового планирования. Финансовое планирование и анализ дают руководителю инструмент для оценки эффективности управленческих решений, позволяют наилучшим образом распределить ресурсы, повысить оперативность управления, избежать кризисной ситуации.
Дипломная работа представлена в объеме 90 листов, содержит 21 приложение; при ее написании использовалось 32 литературных источника.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………....3
Введение…………………………………………………………………………....4
Глава 1. Функции, виды, цели и задачи бюджетирования……………….....6
1.1 Понятие и сущность бюджетирования…………………….……………..…6
1.2 Функции бюджета……………………………………………………………..9
1.3 Цели и задачи бюджетирования……………………………………………..12
1.4 Виды бюджетов……………………………………………………………….13
Глава 2. Организационная структура и финансовое положение ОАО
«Ильиногорское»……………………………………………………....17
2.1 Характеристика ОАО «Ильиногорское»…………………………………….17
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Ильиногорское» за 2006 год……….20
2.3 Анализ стабильности финансового положения
ОАО «Ильиногорское»……………... …………………………………………23
2.4 Анализ рентабельности……………………………………………………….26
Глава 3. Система бюджетирования на ОАО «Ильиногорское»…………….29
3.1 Этапы бюджетного процесса…………………………………………….…29
3.2 Методика формирования « Комплексного бюджета»…………………...…34
3.3 Предложения по совершенствованию системы бюджетирования на ОАО «Ильиногорское»………………………………………………………..………….58.
Заключение…………………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Диплом Казаковой И.Е..doc

— 478.00 Кб (Скачать)

     Бюджет формируется на годовой основе с разбивкой по кварталам и месяцам. При составлении планового бюджета доходные статьи формируются на основе данных, предоставляемых отделом продаж исходя из заказов клиентов, заключенных или планируемых контрактов. При составлении планового бюджета затрат  целесообразно придерживаться следующей типологии затрат:

а) по характеру вариации в зависимости от роста выручки:

Постоянные - затраты, которые остаются сравнительно неизменными (увеличиваются существенно медленнее роста выручки от реализации) в течение планового периода (стоимость аренды помещения, эксплуатационные расходы, затраты на административно-управленческие подразделения и т.д.).

Переменные - затраты, которые прямо пропорциональны выручке от реализации. Эти расходы непосредственно связаны с операциями компании по закупке и доставке товаров (стоимость покупаемых товаров, некоторые расходы по транспортировке, переработке и т.д.).

Условно-переменные - затраты, которые имеют черты как постоянных, так и переменных расходов, т.е. изменяются в зависимости от объема реализации более высокими темпами, чем постоянные, но не прямо пропорционально, как переменные (реклама, маркетинг и т.д.).

б) по отношению к товару:

Прямые - затраты, непосредственно связанные с видами деятельности предприятия и формирующие себестоимость товаров (стоимость закупаемого сырья, переработка, основная заработная плата и т.д.). Прямыми являются все затраты, которые можно проследить и отнести непосредственно к товару.

в) по возможности контроля и регулирования:

г) дополнительно учитываемые при принятии решений:

Временные - затраты, которые характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какой-то альтернативной программы (проекта) требует отказа от другой программы (проекта). Понятие “временные затраты” применимо только в случае ограниченности ресурсов.

     После того как все годовые бюджеты будут готовы они передаются на утверждение в финансовый комитет не позднее 20 ноября. Финансовый комитет в течении 2-х рабочих дней обязан утвердить бюджеты или отправить их на доработку  с указанием конкретных замечаний. Затем окончательный вариант бюджетов доводится до структурных подразделений.

В случае необходимости изменения бюджетов структурных подразделений по причинам несогласованности данных, невыполнения целевых показателей или по иным уважительным причинам бюджет подразделений корректируются только в процессе согласования Финансового комитета с руководителями подразделений. Одностороннее изменение Планов не допускается.

Исполнение бюджетов сводится к обеспечению фактического формирования доходов и осуществления расходов в соответствии с утвержденным бюджетом в разрезе отдельных статей в текущем (ежедневном) режиме.

В ходе исполнения бюджетов лица, ответственные за организацию бюджетной деятельности на уровне отдельных структурных подразделений, обязаны своевременно (в день установления факта) в письменном виде (служебная записка) информировать Заместитель по финансам и экономике о следующих случаях:

- по факту превышения в отчетном периоде утвержденного бюджетом значения статьи Бюджета дохода и расходов «Итого расходов»;

- по факту превышения в отчетном периоде утвержденного бюджетом значения статьи «Итого расходов» Бюджета движения денежных средств.

По каждому факту превышения указанных лимитов на имя финансового директора предприятия оформляется служебная записка с указанием причин, вызвавших отклонения.

Контроль за формированием доходов и регулированием расходов структурных подразделений  предприятия осуществляет Финансовый комитет посредством использования  «Механизма экономии».

Механизм экономии основывается на классификации расходных статей бюджета по степени значимости (при рассмотрении значимости принимаются во внимание экономические, политические, имиджевые критерии). В соответствии со степенью значимости все расходные статьи бюджета (группы затрат) делятся на три группы:

I.             Защищенные – приоритетные. К данной группе относятся затраты, срыв и задержка финансирования которых ведут к значительным (т.е. многократно превышающим размер самих затрат, например, экономия на медикаментах может привести к массовому заболеванию и падежу животных) материальным потерям и (или) подрыву имиджа (авторитета) в лице стратегических партнеров (например, несвоевременная уплата процентов или погашение кредитов – к порче кредитной истории), нанести вред ценностям корпорации (например, негативно отразиться на стоимости брэнда )

II.           Условно защищенные. К этой группе относятся затраты, которых в любом случае не удаться избежать, так как они обеспечивают осуществление основных (базовых) функций (производства и завязанных на нем процессов) или несут обязательный характер (например, налоги), но при этом порядок их финансирования не определен жесткими временными рамками. Следует подчеркнуть, что под "жесткими временными рамками" понимаются не прописанные в договорах или законодательно установленные сроки, а прежде всего рационально принятые сроки, базирующиеся на внутренних (корпоративных) установках. Например, предельный срок внесения налоговых платежей четко определен, но его можно нарушить в пользу достижения ценностей (материальных или моральных) более высокого с точки зрения корпорации порядка, осознавая при этом, что нарушение сроков уплаты налогов влечет материальное взыскание в виде пени.

III.        Незащищенные. К незащищенным группам затрат относятся статьи или отдельные виды затрат, совершение которых в целом целесообразно (экономически, политически), но не оказывает значительного (принципиального) влияния на текущую результативность и ход реализации стратегии, а дальнейшее негативное последствие достаточно низко и легко преодолимо, или их осуществление можно без особого вреда отнести на более поздний временной период. 

Порядок отнесения затрат к одной из перечисленных групп осуществляется руководителем структурного подразделения по согласованию с финансовым директором. Состав групп не является постоянным и может изменяться под влиянием ряда факторов.

 

3.4.  Методика формирования «Комплексного бюджета»

1.                  Выручка (нетто) от продажи товаров (за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей.

1.1 Плановая выручка от продажи товаров на предстоящий период определяется исходя из планируемых к продаже натуральных количеств товаров и плановых продажных цен (за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей) в разрезе ассортиментных позиций.

1.2 Натуральные количества продаваемых товаров (в разрезе ассортимента) планируются коммерческими подразделениями предприятия на основе заключенных и прогнозируемых договоров с покупателями товаров, исполнение которых приходится на плановый период. При планировании учитываются переходящие остатки товаров на начало планового периода и заключенные и прогнозируемые на плановый период договора с поставщиками товаров.

1.3 Плановые продажные цены (за минусом НДС и т.д.) на товары определяются коммерческими подразделениями предприятия исходя из условий заключенных договоров с покупателями и (в части прогнозируемых договоров) из прогноза соответствующих рыночных цен.

1.4 Предприятие принимает по согласованию с холдингом решение о том, сохраняется ли рентабельность продаж товаров подразделений в плановом периоде на уровне отчетного периода или растет по сравнению с отчетным периодом. Утвержденный уровень плановой рентабельности продаж товаров своевременно сообщается подразделениям.

1.5 Фактическая рентабельность продаж товаров  определяется как отношение валовой прибыли от торговой деятельности  к выручке от продажи товаров.

1.6 Плановая выручка от продажи товаров и плановая рентабельность продаж товаров  являются исходными плановыми параметрами для расчета остальных плановых показателей. 

2. Себестоимость проданных товаров 

2.1 Плановая себестоимость проданных товаров определяется исходя из планируемых к продаже натуральных количеств товаров и плановых покупных цен (за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей) в разрезе ассортиментных позиций.

2.2 Плановая себестоимость проданных товаров не должна превышать установленного максимального значения. Если плановая рентабельность продаж товаров устанавливается на уровне фактической рентабельности продаж товаров в отчетном периоде, то алгоритм расчета максимального значения плановой себестоимости проданных товаров  следующий: 

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Плановая себестоимость проданных товаров (максимальное значение)  =п.3*(п.1/п.2) 

1. Плановая выручка от продажи товаров ( план на предстоящий период)

2. Фактическая выручка от продажи товаров в отчетном периоде (факт за прошедший период)

3. Фактическая себестоимость проданных товаров в отчетном периоде     (факт за прошедший  период) 

 

2.1 Если в соответствии с заданием предприятия плановая рентабельность продаж товаров  отличается от фактической рентабельности продаж товаров в отчетном периоде, то алгоритм расчета максимального значения плановой себестоимости проданных товаров  следующий:

 

Плановая себестоимость проданных товаров (максимальное значение) = п.3*(п.1/п.2)*((1-п.4)/(1-п.5))  

1. Плановая выручка от продажи товаров (план на предстоящий период)

2. Фактическая выручка от продажи товаров в отчетном периоде (факт за прошедший период)

3. Фактическая себестоимость проданных товаров в отчетном периоде     (факт за прошедший  период) 

4. Плановая рентабельность продаж товаров

5. Фактическая рентабельность продаж товаров в отчетном периоде = валовая прибыль от торговой деятельности (факт отчетного периода) / выручка от продажи товаров (факт отчетного периода)

 

2.2   Расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль, в составе себестоимости проданных товаров, как правило, не планируются.

2.3 Плановая себестоимость  проданных товаров расшифровывается в разрезе основных групп товаров (приложение №7) и в разрезе номенклатуры товаров (приложение №10).

Информация о работе Финансовое планирование: внутрифирменное бюджетирование (на примере ОАО «Ильиногорское»)