Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: определение сущности финансового регулирование социально-экономических процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
дать определение социального процесса
определить, что такое финансовое регулирование социальных процессов, с помощью каких методов оно осуществляется
дать понятие социально-экономического развития
выявить роль Правительства РФ в регулировании социально-экономического развития
рассмотреть федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового регулирования социальных процессов на современном этапе социально-экономического развития
1.1. Понятие социального процесса
1.2. Финансовое регулирование социальных процессов 8
1.3. Понятие социально-экономического развития
Глава 2. Деятельность Правительства РФ в регулировании социальных процессов и социально-экономического развития
2.1. Роль Правительства РФ в регулировании социально-экономического развития
2.2. Федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовое регулирование социально-экономических процессов .doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     4) налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

     5) бюджетное финансирование учреждений  социальной сферы (образование,  здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

     6) финансовое стимулирование создания  новых рабочих мест, а также  начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;

     7) государственное финансовое регулирование  рынка жилья;

     8) содействие развитию финансового  рынка, участники которого ориентированы  на «мелких» (с точки зрения  размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

     В Российской Федерации за счет средств  бюджетов разных уровней и государственных  социальных внебюджетных фондов финансируются  выплаты, называемые социальными трансфертами:

     • пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;

     • пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;

     • стипендии студентам, в том числе  социальные стипендии студентам из малоимущих семей;

     • жилищные субсидии;

     • материальная помощь малоимущим гражданам.

     Большая часть социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в  то время как сами выплаты нередко  производятся по месту жительства или  работы их получателей, в том числе и через исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В настоящее время реализация отдельных федеральных законодательных актов, связанных с социальной защитой граждан в субъектах Российской Федерации, обеспечивается через Фонд компенсации в составе федерального бюджета, средства которого в виде субсидий и субвенций направляются в региональные бюджеты. Субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, проводят самостоятельную социальную политику, предусматривая дополнительные надбавки к федеральным выплатам с учетом региональной специфики, которые финансируются из региональных и местных бюджетов. В условиях разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями большое значение отводится вопросам, связанным с обязательствами по социальным гарантиям. Поэтому в проектах федеральных законов, подготовленных Правительством Российской Федерации, планируется четко обозначить социальные гарантии, определяемые и реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях.

     Извечной  дилеммой финансового регулирования  социальных процессов является выбор  между денежными выплатами и  предоставлением бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т. е. социальных льгот. В теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они дают возможность выбора использования денежных средств на те или иные цели, что в большей степени отвечает рыночным принципам, кроме того, денежная выплата, как правило, адресна, поэтому более эффективна. В то же время неэквивалентная замена льгот компенсационными выплатами может ухудшить жизненный уровень граждан. Другие примеры, доказывающие нецелесообразность замены льготы денежными выплатами связаны с несовпадением общественных и личных предпочтений. Например, в рамках оптимизации системы социальных льгот Правительство Российской Федерации предусматривает замену гарантий бесплатного получения специального профессионального образования детям-сиротам денежными выплатами, это вызывает очень большие опасения, что талантливые воспитанники детских домов, вступая в самостоятельную жизнь, будут использовать денежные выплаты не для получения образования, а на другие цели. Специальные государственные программы, включающие социальные льготы и специальные выплаты ветеранам войн, инвалидам, детям-сиротам или другим социальным группам, финансируемые из федеральных (или центральных) бюджетов, существуют во многих европейских странах.

     Общим направлением реформирования социальной сферы в Российской Федерации является отказ от многочисленных социальных льгот и их замена денежными компенсациями. Сложность реализации социальных льгот связана в Российской Федерации и с тем, что они «разбросаны» по различным законодательным актам, нередко без четкого указания источника их финансирования.

     Налоговые методы регулирования социальных процессов  связаны также со стимулированием  благотворительной деятельности физических и юридических лиц, а также  установления дополнительных к государственным гарантиям выплат, которые осуществляет работодатель в пользу своих работников (добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, оплата образовательных услуг, услуг, связанных с поддержанием здоровья, дополнительные выплаты женщинам, имеющим детей, и т.п.). Российским налоговым законодательством освобождается от уплаты НДС передача товаров и имущества в благотворительных целях. Организации, а также граждане, получающие имущество в благотворительных целях, не отражают эти поступления как доход, учитываемый в целях обложения соответственно налогом на прибыль организаций и налогом на доходы физических лиц. Работодатели, производящие социальные выплаты или оплату социальных услуг в пользу своих работников из чистой прибыли, могут уменьшить на данную сумму страховые взносы (это касается, например, дополнительного пенсионного обеспечения). По оплаченным самим гражданином образовательным и медицинским услугам, в том числе в пользу членов его семьи, предусмотрены социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц. В налоговом законодательстве Российской Федерации, к сожалению, не получила большого распространения зарубежная практика уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и доходы физических лиц на сумму расходов, связанных с благотворительной деятельностью. Это вызвано распространенной российской практикой подмены реальной благотворительности схемами минимизации налоговых платежей.

     Образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере  культуры и искусства, мероприятия по социальному обслуживанию (в соответствии с российским законодательством это услуги детских домов-интернатов, интернатов для пожилых граждан и т.п.) могут осуществляться за счет трех основных источников финансирования:

     1) бюджетные средства и/или средства социального страхования,

     2) средства населения, 

     3) средства работодателей, спонсоров  и благотворителей.

     Соотношение между этими источниками определяется национальными особенностями и  моделью рыночной экономики.

     XX в. характеризовался переходом во многих государствах от платных образовательных и медицинских услуг к полностью или частично бесплатным для населения. В Российской Федерации с 1990-х гг. происходит обратный процесс: появились и расширяются платные социальные услуги. В настоящее время наиболее острой задачей является поиск оптимального соотношения между источниками финансирования таких услуг. С одной стороны, оказание большого объема бесплатных услуг требует соответствующего уровня доходов бюджета, что предполагает достаточно высокое налоговое бремя для предпринимателей и населения, с другой стороны, расширение платных услуг таит опасность снижения общего уровня культуры, образования и здоровья. Выбор между платными и бесплатными социальными услугами связан также с проблемой дифференциации доходов разных социальных групп. Проблема выбора между теми и другими — это также проблема их качества. Российская практика показывает, что расширение платных услуг не всегда означает повышение уровня обслуживания, хотя одним из важнейших условий его достижения является достаточность объема финансирования.

     Многообразие форм финансового обеспечения социальных услуг связано с возможностью разных пропорций финансирования из бюджетов разных уровней. Для большинства стран общей тенденцией является большой удельный вес социальных расходов территориальных бюджетов (в федеративных государствах — региональных и местных бюджетов).

     Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового воздействия  на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов населения и социального состава общества, продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности).

     Государственное финансовое регулирование социальных процессов требует ответа на вопрос, есть ли противоречие между государственной поддержкой малоимущих, попыткой выравнивания уровня доходов отдельных социальных групп, с одной стороны, и мерами по обеспечению экономического роста — с другой. Высокий уровень государственных социальных гарантий в экономической литературе получил название патернализма. Общей тенденцией для экономически развитых стран в настоящее время является отход от такой политики. Считается, что в условиях глобализации страна может быть конкурентоспособной при производстве относительно дешевой продукции и услуг, а высокий уровень социальных гарантий предполагает высокий уровень налогов и стоимости рабочей силы, что, в конечном счете, удорожает стоимость товаров и услуг. Спорность такого положения доказывают страны, имеющие высокую долю расходов на социальные цели и взносов на социальное страхование, но в рейтинге конкурентоспособности с точки зрения инвестиционной привлекательности, занимающие одно из первых мест.  

    1. Понятие социально-экономического развития
 

     Социально-экономическое  развитие является управляемым процессом  качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и  приводящим к улучшению условий  жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.

     Социально-экономическое развитие - увеличение нравственного, интеллектуального, генетического, экологического и демографического потенциала страны. Если происходит увеличение этих составляющих - значит, страна развивается; если происходит снижение, то не развивается, даже при росте ВВП. Понятно, что при отрицательном росте - страна с депрессивной экономикой; если рост нулевой - имеет место стагнация, и ни о каком социально-экономическом развитии не может быть и речи; можно говорить только о разных масштабах деградации нации. Что касается положительного экономического роста, то он обеспечивает социально-экономическое развитие только при достижении определенного уровня.

     Социально-экономическое  развитие - структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса.

     Социально-экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения.

     Социально-экономическое развитие должно рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды, а также в рамках отдельной страны или мирового сообщества в целом.

     Рассматривая  понятие социально-экономическое развитие, нельзя не отметить значение прогноза социально-экономического развития государства, так как именно за счет выполнения или не выполнения прогноза становится ясно, насколько высок уровень социально-экономического прогноза государства.

     Разнообразие  исторических и географических условий  существования и развития различных  стран, сочетание материальных и  финансовых ресурсов, которыми они  располагают, не позволяют оценить  уровень их социально-экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие:

  • общий объем реального ВВП;
  • ВВП/ВНП на душу населения;
  • индекс потребительских цен;
  • инвестиции в основной капитал;
  • показатели уровня и качества жизни населения;
  • показатели экономической эффективности и др.

     Если  объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП и ВНП на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

     Увеличение  показателей ВВП или ВНП на душу населения, свидетельствует:

  • о росте эффективности использования производственных ресурсов страны;
  • о росте среднего благосостояния ее граждан.

     ВВП отражает текущую ситуацию страны с  точки зрения целесообразности направления  инвестиций в её экономику, тогда  же, как подсчёт активов и их динамики отражает реальное экономическое  состояние страны и темпы её развития или упадка.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов