Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: определение сущности финансового регулирование социально-экономических процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
дать определение социального процесса
определить, что такое финансовое регулирование социальных процессов, с помощью каких методов оно осуществляется
дать понятие социально-экономического развития
выявить роль Правительства РФ в регулировании социально-экономического развития
рассмотреть федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового регулирования социальных процессов на современном этапе социально-экономического развития
1.1. Понятие социального процесса
1.2. Финансовое регулирование социальных процессов 8
1.3. Понятие социально-экономического развития
Глава 2. Деятельность Правительства РФ в регулировании социальных процессов и социально-экономического развития
2.1. Роль Правительства РФ в регулировании социально-экономического развития
2.2. Федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовое регулирование социально-экономических процессов .doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     ИПЦ  – индекс потребительских цен, отражает изменения уровня цен на группу товаров и услуг за отчетный период (месяц, 3 месяца, год). Отражает изменение стоимости жизни в стране, являясь ранним индикатором потребительской инфляции, фиксируя изменения покупательной силы национальной валюты. Рост индекса потребительских цен отражает тот факт, что типичная корзина товаров и услуг повысилась в цене по отношению к базовому периоду. Ускорение роста ИПЦ говорит об усилении темпов роста потребительской инфляции, которое в условиях экономического роста часто является сигналом к ужесточению кредитно-денежной политики.

     Инвестиции  в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на создание, воспроизводство и приобретение основных фондов, в том числе: новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов; приобретение зданий, сооружений, машин, оборудования, инструмента и инвентаря и др.

     По  существу, инвестиции представляют вполне конкретную экономическую категорию – капиталовложения с целью получения реального дохода или социального эффекта.

     Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными  благами и услугами, достигнутый  уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.

     К показателям уровня и качества жизни  населения можно отнести следующие:

  • Экономическая активность населения: среднегодовая численность занятых в экономике, численность безработных, численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года);
  • Доходы населения и социально-экономическая дифференциация, среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году;
  • Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, в процентах к предыдущему году, средний размер назначенных пенсий, а также реальный размер назначенных пенсий.
  • Жилищные условия населения: обеспеченность жильем, площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, число семей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья.
  • Медицинское обслуживание: численность врачей всех специальностей, численность среднего медицинского персонала, число больничных коек.
  • Образование: число дошкольных образовательных учреждений, число государственных дневных общеобразовательных учреждений, число учреждений начального профессионального образования, число государственных средних специальных учебных заведений, число государственных высших учебных заведений.
  • Демографическая ситуация: численность постоянного населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, коэффициент рождаемости/смертности, естественный прирост, убыль населения.

     Иногда, показатели, используемые для характеристики уровня и качества жизни, делят на 3 вида:

     1) Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные  доходы населения и т.д.)

     2) Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)

     3) Показатели, демонстрирующие пропорции  и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления и т. д.).

     Для уровня социально-экономического развития государства необходимо постоянно анализировать данные показатели и планировать ожидаемые результаты на будущее, так как прогноз социально-экономического развития лежит в основе формирования бюджета. 

 

     

     Глава 2.  Деятельность Правительства  РФ в регулировании  социальных процессов  и социально-экономического развития 

     2.1. Роль Правительства РФ в регулировании  социально-экономического развития 

     Основными направлениями деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные социально-экономические задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.

     Достижение  указанных задач зависит от активизации  новых факторов экономического роста, таких как развитие человеческого  потенциала и проведение эффективной  политики социального развития, повсеместное распространение инноваций и ускоренное развитие высокотехнологических производств.

     Социальная  политика должна быть ориентирована  как на действенную поддержку  людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной  ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог бы самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

     Высокоприоритетные  задачи социальной сферы: качественное и доступное здравоохранение, удовлетворение потребностей в современном образовании, развитие национальной культуры, предоставление гражданам Российской Федерации доступного жилья, создание условий для стабильного роста доходов и социальной защищенности.

     Одним из важнейших направлений деятельности в социальной сфере также является реформирование пенсионной системы в Российской Федерации.

     Министерство  экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

     Период 2009 - 2012 годов - первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этот период во многом определяет успех в достижении долгосрочной стратегической цели - выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

     За  четыре года экономика России должна стать инновационной, инвестиционно  привлекательной, социально ориентированной и эффективной. В этом состоит ответ России на глобальные вызовы.

     Важнейшими стратегическими факторами обеспечения устойчивости социально-экономического развития остаются поддержание макроэкономической сбалансированности и снижение уровня инфляции.

     К комплексным программам социально-экономического развития Российской Федерации, реализуемым  до 2009 года, относятся программы социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу и планы действий по их реализации, а также планы действий по реализации посланий Президента Российской Федерации.

     Документы:

  • Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р "О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)"
  • Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р (ред. от 06.06.2002) "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы)"
  • Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2008 N 316-р (ред. от 20.11.2008) "Об утверждении плана действий Правительства РФ по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)"
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.01.2007 N 88-р "О плане действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2007 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)"
  • Распоряжение Правительства РФ от 03.01.2004 N 1-р (ред. от 04.11.2004) "Об утверждении плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2004 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы)"
  • Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2002 N 1148-р "О новой редакции плана действий Правительства РФ по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 16.03.2002 N 314-р"
  • Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000-2010 годы) – «программа Грефа»

     Информационные  материалы:

  • Доклады о ходе выполнения планов действий по реализации среднесрочных программ и посланий Президента Российской Федерации
  • Доклады о ходе выполнения планов действий по реализации посланий Президента Российской Федерации
 

     2.2. Федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ 

     Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении  которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

     Целевые программы являются одним из важнейших  средств реализации структурной  политики государства, активного воздействия  на его социально-экономическое  развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

     Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой, программно-проектный подход, применяются в странах Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и других для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

     Минэкономразвития России проделана значительная работа по реформированию института федеральных целевых программ. Это позволило выделить круг проблем, решаемых посредством реализации программ, исключить возможность решения с их помощью на федеральном уровне задач локального и отраслевого характера, придать программам большую целевую направленность, обеспечить четкие условия и правила их разработки и реализации.

     В последние годы удалось:

  • структурировать приоритеты государственных капитальных расходов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ;
  • повысить адресность, прозрачность федеральных целевых программ, улучшить процесс отбора и реализации инвестиционных проектов в рамках программ;
  • усилить координацию работы федеральных органов исполнительной власти при реализации федеральных целевых программ;
  • улучшить отчетность о произведенных расходах;
  • усовершенствовать процедуры оценки достижения целей, поставленных в рамках федеральных целевых программ.

     Совокупность  мероприятий федеральных целевых  программ, реализуемых в 2009 году, направлена на решение приоритетных задач государственной политики по направлениям «Закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных областях (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов)», «Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития», «Развитие человеческого потенциала», «Переход к новой модели пространственного развития экономики», установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), а также Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р).

     В соответствии с Федеральным законом  от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» (с учетом изменений) общий объем финансирования 51 федеральной  целевой программы, реализуемой в 2009 году, составляет 840,76 млрд. рублей, в том числе затраты на капитальные вложения – 488,32 млрд. рублей (объем бюджетных инвестиций в размере 370,12 млрд. рублей и субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы, в размере 118,20 млрд. рублей), на НИОКР – 97,76 млрд. рублей, затраты по направлению «прочие нужды» - 254,68 млрд. рублей.

     Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников предусмотрено в текущем году по 42 федеральным целевым программам. Установленные постановлениями Правительства Российской Федерации при утверждении и корректировке программ параметры привлечения софинансирования по указанным программам составляют в текущем году 1 232,96 млрд. рублей (357,95 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 875,01 млрд. рублей за счет внебюджетных источников).

     В 2011 году в рамках федеральных целевых программ было реализовано: поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ технологического профиля; поддержка секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии). 

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов