Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: определение сущности финансового регулирование социально-экономических процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
дать определение социального процесса
определить, что такое финансовое регулирование социальных процессов, с помощью каких методов оно осуществляется
дать понятие социально-экономического развития
выявить роль Правительства РФ в регулировании социально-экономического развития
рассмотреть федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового регулирования социальных процессов на современном этапе социально-экономического развития
1.1. Понятие социального процесса
1.2. Финансовое регулирование социальных процессов 8
1.3. Понятие социально-экономического развития
Глава 2. Деятельность Правительства РФ в регулировании социальных процессов и социально-экономического развития
2.1. Роль Правительства РФ в регулировании социально-экономического развития
2.2. Федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовое регулирование социально-экономических процессов .doc

— 155.00 Кб (Скачать)

 

     

     Заключение

     В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Повышение благосостояния населения — главная цель экономической политики государства, в том числе финансовой.

     Классическое  определение социального процесса дал Питирим Сорокин: “Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или “эволюции”, короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных характеристик”.

     Уровень и качество жизни людей, а также  политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных  с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности.

     Социальная  стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого  расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.

     Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

     1) финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

     2) финансирование льгот отдельным  категориям граждан при оплате  или получении товаров и услуг;

     3) государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;

     4) налоговое регулирование доходов  граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

     5) бюджетное финансирование учреждений  социальной сферы (образование,  здравоохранение, культура, социальное  обслуживание), а также государственная  поддержка других некоммерческих  организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

     6) финансовое стимулирование создания  новых рабочих мест, а также  начала индивидуальной предпринимательской  деятельности, финансирование общественных  работ;

     7) государственное финансовое регулирование рынка жилья;

     8) содействие развитию финансового  рынка, участники которого ориентированы  на «мелких» (с точки зрения  размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального  механизма защиты их интересов.

     Налоговые методы регулирования социальных процессов  связаны со стимулированием благотворительной  деятельности физических и юридических  лиц, а также установления дополнительных к государственным гарантиям  выплат, которые осуществляет работодатель в пользу своих работников (добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, оплата образовательных услуг, услуг, связанных с поддержанием здоровья, дополнительные выплаты женщинам, имеющим детей, и т.п.).

     Государственное финансовое регулирование социальных процессов требует ответа на вопрос, есть ли противоречие между государственной поддержкой малоимущих, попыткой выравнивания уровня доходов отдельных социальных групп, с одной стороны, и мерами по обеспечению экономического роста — с другой.

     Социально-экономическое  развитие является управляемым процессом  качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и  приводящим к улучшению условий  жизни населения.

     Социально-экономическое развитие - увеличение нравственного, интеллектуального, генетического, экологического и демографического потенциала страны. Если происходит увеличение этих составляющих - значит, страна развивается; если происходит снижение, то не развивается, даже при росте ВВП.

     Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные социально-экономические задачи на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.

     Одним из важнейших направлений деятельности в социальной сфере также является реформирование пенсионной системы  в Российской Федерации.

     Министерство  экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

     Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

     Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов.

     В последние годы удалось:

  • структурировать приоритеты государственных капитальных расходов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ;
  • повысить адресность, прозрачность федеральных целевых программ, улучшить процесс отбора и реализации инвестиционных проектов в рамках программ;
  • усилить координацию работы федеральных органов исполнительной власти при реализации федеральных целевых программ;
  • улучшить отчетность о произведенных расходах;
  • усовершенствовать процедуры оценки достижения целей, поставленных в рамках федеральных целевых программ.

     Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников предусмотрено в текущем году по 42 федеральным целевым программам. Установленные постановлениями Правительства Российской Федерации при утверждении и корректировке программ параметры привлечения софинансирования по указанным программам составляют в текущем году 1 232,96 млрд. рублей (357,95 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 875,01 млрд. рублей за счет внебюджетных источников).

     В 2011 году в рамках федеральных целевых программ осуществилось: поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ технологического профиля; поддержка секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии).

     Таким образом, можно сделать вывод, что  на современном этапе социально-экономического развития, деятельность Правительства РФ направлена на решение проблем в социальной и экономической сферах жизни общества. Основными приоритетами является выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

 

     

     Список  литературы

  1. Конституция РФ
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»
  3. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. Пособие.  – М. Финансы и статистика, 2007 – 480с.
  4. Волгин Н.А., Социальное государство: учебник для вузов/Н.А. Волин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. – М: Изд. Дом «Дашков и К», 2003 – 415 с.
  5. Остапенко Ю.М., Экономика труда: учебное пособие для вузов/Государственный университет управления. Институт национальной и мировой экономики. – М: ИНФРА-М, 2005 – 267 с.
  6. Социальная статистика: учебник под ред. чл. - кор. РАН И.И. Елисеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 480с.
  7. Статистика: учеб. пособие д/вузов под ред. В.Г. Ионина. - изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 383с.
  8. Финансовая политика России: учеб. пособие под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 335с.
  9. Экономика: учебник под. ред. А.С. Булатова. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 831с.
  10. Финансы: учебник под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной
  11. Теоретические основы государственного регулирования экономических и социальных процессов, учебное пособие под ред. д.э.н., проф. Р.А. Кучукова и к.э.н., доц. Б.С.Батаевой – Москва, 2006
  12. Князев Ю. Социальные функции современного государства// Проблемы теории и практики управления. – 2008. - №1, с.28-38.
  13. Николаев Г.А. К вопросу о социально-экономической функции социального государства // Социальное государство: мировой опыт и реалии России. - М.: АТиСО, 2002. - с.6-15.
  14. Ф. Шарков, Г. Узилевский: Перспективы социального развития российского государства в послекризисный период// www.viperson.ru
  15. Федеральные целевые программы РФ//www.programs-gov.ru

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов