Финансовое стимулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

На рубеже третьего тысячелетия человечество вступило в эпоху бурных перемен. Однако Россия, взяв курс на реформирование в 90-е годы, двинулась не к постиндустриальному обществу XXI века, а в эпоху первоначального накопления капитала и стихийной игры рыночных сил. В результате страна утратила многие завоеванные ею позиции в науке, социальной сфере, подорвав условия национальной безопасности.
Сегодня у России еще сохраняется возможность выбора стратегии развития: продолжать использовать инерционно-рыночный вариант сырьевой экономики или перейти к модели инновационного прорыва.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового стимулирования 5
1.1 Источники и формы финансирования инноваций 5
1.2 Риски финансирования инновационной деятельности 9
Глава 2. Финансовое стимулирование инноваций в России 12
2.1 Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике 12
2.2 Стимулирование инновационной активности российских предприятий в условиях структурной диверсификации российской экономики 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

стимулирование.docx

— 119.52 Кб (Скачать)
 

     Как видно из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

     В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.3

1.2 Риски финансирования инновационной деятельности

     При принятии решения  о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.

     Если  в качестве инвестора выступает сам инициатор инновации, то при принятии решения об инвестировании он исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

     Руководство компании — инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций — вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Таким образом, цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.

     Что касается влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли, то, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности ее необходимо соизмерять с масштабами производства. Это связано с тем, что средняя отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Иногда крупные компании умышленно занижают цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж.

     Внешний инвестор, определяя норму прибыли  инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, неприятие риска). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принимающие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска учитывают как надбавку к ожидаемой норме прибыли.

     Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является обеспечение конкурентоспособности за счет реализации инноваций. Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: научно-технических, экономических, политических, предпринимательских, социальных, экологических и др.

     В процессе реализации инновационного проекта осуществляется операционная деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Все виды деятельности связаны с типовыми рисками любого инвестиционного проекта.

     К специфическим рискам инновационных проектов, можно отнести:

     Научно-технические  риски

  • Отрицательные результаты НИР;
  • Отклонения параметров ОКР;
  • Несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации;
  • Несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта;
  • Отклонения в сроках реализации этапов проектирования;
  • Возникновение непредвиденных научно-технических проблем.

     Риски правового обеспечения проекта

  • Ошибочный выбор территориальных рынков патентной защиты;
  • Недостаточно «плотные» патентные защиты;
  • Неполучение или запаздывание патентной защиты;
  • Ограничение в сроках патентной защиты;
  • Истечение срока действия лицензий на отдельные виды деятельности;
  • «Утечка» отдельных технических решений;
  • появление патентно-защищенных конкурентов.

     Риски коммерческого предложения

  • Несоответствие рыночной стратегии фирмы существующим условиям;
  • Отсутствие поставщиков необходимых ресурсов и комплектующих;
  • Невыполнение поставщиками обязательств по срокам и качеству поставок.

     Как уже говорилось ранее, при принятии решений о финансировании того или иного инновационного проекта инвестор учитывает целый комплекс факторов, среди которых ведущая роль отводится ожидаемому уровню доходности на вложенный капитал. Ожидаемый уровень доходности складывается из трех основных компонентов: цены капитала (соответствует уровню чистой доходности альтернативных проектов вложения финансовых средств), уровня премии за риск и ожидаемого уровня инфляции.

 

Глава 2. Финансовое стимулирование инноваций в России

2.1 Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике

     Изменение технологической базы производства, модернизация должно опираться на широкое  использование инноваций в экономике. При этом, поскольку частный бизнес не активно вкладывает средства в  НИОКР, особенно в крупные проекты, роль государства в этой сфере  не уменьшается.

     Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными  средствами (прямое финансирование), так  и создание условий для использования  рыночного механизма привлечения  средств (косвенное финансирование). Для наглядности механизм государственного финансирования инновационной деятельности проиллюстрирован следующей схемой (рис.2). 

     

 
Рис.2. Методы финансирования государством инновационной  деятельности
 

     При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской  деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:

     1) организации, относящиеся к оборонному  сектору экономики, занятые разработкой  новой и совершенствованием существующей  военной техники и вооружений;

     2) организации, подавляющая доля  работ которых не может ориентироваться  на коммерческие критерии ни  в целом, ни на ближайший  период времени, но существование  и развитие которых жизненно  важны для общества. Речь идет  об организациях непроизводственной  сферы (например, здравоохранения,  образования, культуры, экологии), выполняющих  работы, направленные на улучшение  условий жизни и труда. Для  государственных нужд, а также  об академических и вузовских  организациях в части тех работ,  которые в силу своего перспективного  характера и неизбежного риска,  неопределенности затрат и результатов  не могут, как правило, представлять  интереса для коммерческих заказчиков;

     3) ориентированные на получение  прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью,  среди которых можно выделить  предприятия, а также научные  организации, имеющие неплохой  научно-технический потенциал и  сохранившие свою самостоятельность  (в рамках государственной, включая  государственные научные центры, или негосударственной формы  собственности) и малые инновационные  предприятия. 

     Стоит отметить, что поддержка малых  инновационных фирм представляет для  государства особую важность, поскольку  считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете  на единицу затрат на исследования и разработки.

     Выделяют  следующие 3 формы поддержки проектов государством:

     1. предоставление кредитных ресурсов  на основе возвратности, срочности  и платности;

     2. то же самое на условиях  закрепления в государственной  собственности части акций, создаваемых  "под проект" акционерных обществ;

     3. предоставление гарантий возмещения  части вложенных инвестором средств,  в случае срыва выполнения  проекта не по вине первого.  Такими инвесторами являются  уполномоченные банки, при этом  обеспечением выдаваемых ими кредитов являются поручительства Министерства финансов РФ. 

     Стоит также отметить, что предоставление государством средств осуществляется на основе конкурсного отбора, возвратности, срочности, платности и обеспеченности, причем в конкурсном отборе участвуют  бизнес-планы проектов с полученными  на них заключениями государственной  экспертизы. Также обязательным условием является тот факт, что сам инициатор  проекта должен вложить в его  реализацию как минимум 20% от объема необходимых средств, срок окупаемости  проектов не должен превышать 2-х лет  и размер государственной поддержки  зависит от форм финансирования проектов и от категории проектов. 

     Финансирование  инновационной деятельности может  осуществляться и из так называемых бюджетных и внебюджетных фондов финансирования НИОКР. (Федеральный  фонд производственных инноваций, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Российский Фонд Технологического Развития и др.)

     Косвенное государственное финансирование инновационной  деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий  для финансирования НИОКР и инноваций  заинтересованными в их результатах  инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

     1. Налоговые льготы. К ним относится  освобождение от налогообложения  отдельных категорий плательщиков  или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога  определенных составляющих его  элементов; установление необлагаемого  минимума объекта налога; понижение  налоговых ставок для отдельных  категорий плательщиков; отсрочка  взимания налога; вычет из начисленной  суммы налога. 

     2. Инвестиционный налоговый кредит. Это такое изменение срока  уплаты налога (на прибыль или  доход), при котором организации  предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой. Недоплаченная сумма называется накопленной суммой кредита. 

     Организация может иметь несколько договоров  по разным основаниям. Накопленная  сумма кредита в этом случае определяется по каждому основанию отдельно. Данный договор должен содержать сумму  кредита с указанием налога, срок действия договора и "льготные" проценты, начисленные на сумму кредита (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ). Далее  отражается порядок, сумма и срок погашения. В договоре должно быть оговорено  обеспечение данного кредита  и указаны документы о залоговом  имуществе или поручительстве, ответственности  и т.д. 

     3. Предоставление права на ускоренную  амортизацию. Государство дает  возможность фирмам уменьшить  налогооблагаемую прибыль (за  счет роста амортизации при  сохранении той же цены) и за  счет этих средств приобретать  новое оборудование. При ускоренной  амортизации коэффициент составлять  до 2 включительно. Ускоренной амортизации  могут подвергаться основные  средства и объекты интеллектуальной  собственности (часть нематериальных  активов). Могут вводиться новые  нормы амортизационных отчислений  и методики их начисления, соответствующие  современному составу, возрасту  и продолжительности службы основных  средств. Ускоренная амортизация  позволяет предприятиям значительно  увеличить объемы собственных  инвестиционно-воспроизводственных  ресурсов. 

     4. Неналоговые направления:

     • выдача государственных поручительств  в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным является предоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов.

Информация о работе Финансовое стимулирование инновационной деятельности