Финансовое стимулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

На рубеже третьего тысячелетия человечество вступило в эпоху бурных перемен. Однако Россия, взяв курс на реформирование в 90-е годы, двинулась не к постиндустриальному обществу XXI века, а в эпоху первоначального накопления капитала и стихийной игры рыночных сил. В результате страна утратила многие завоеванные ею позиции в науке, социальной сфере, подорвав условия национальной безопасности.
Сегодня у России еще сохраняется возможность выбора стратегии развития: продолжать использовать инерционно-рыночный вариант сырьевой экономики или перейти к модели инновационного прорыва.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового стимулирования 5
1.1 Источники и формы финансирования инноваций 5
1.2 Риски финансирования инновационной деятельности 9
Глава 2. Финансовое стимулирование инноваций в России 12
2.1 Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике 12
2.2 Стимулирование инновационной активности российских предприятий в условиях структурной диверсификации российской экономики 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

стимулирование.docx

— 119.52 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы финансового  стимулирования 5

    1.1 Источники и формы финансирования инноваций 5

    1.2 Риски финансирования инновационной деятельности 9

Глава 2. Финансовое стимулирование инноваций в России 12

    2.1 Государственное  финансирование инновационной  деятельности в  российской экономике 12

    2.2 Стимулирование инновационной  активности российских  предприятий в  условиях структурной  диверсификации российской  экономики 16

Заключение 23

Список  использованной литературы 25 

 

Введение

     На  рубеже третьего тысячелетия человечество вступило в эпоху бурных перемен. Однако Россия, взяв курс на реформирование в 90-е годы, двинулась не к постиндустриальному обществу XXI века, а в эпоху первоначального накопления капитала и стихийной игры рыночных сил. В результате страна утратила многие завоеванные ею позиции в науке, социальной сфере, подорвав условия национальной безопасности.

     Сегодня у России еще сохраняется возможность  выбора стратегии развития: продолжать использовать инерционно-рыночный вариант сырьевой экономики или перейти к модели инновационного прорыва.

     Инерционно-рыночная стратегия, проводимая в России с  начала реформ, базирующаяся на идеологии неолиберализма и рыночного фундаментализма, пассивной роли государства, отказавшегося от своей социальной и стратегически-инновационной функций, на открытии экономики для транснациональных корпораций, нанесла трудно поправимый ущерб национальным интересам. Эклектическое соединение финансовых инструментов либеральной и кейнсианской теории экономического развития не могло дать импульс качественному росту при специфической модели реформирования российской экономики и игнорировании её особенностей.

     Актуальность темы исследования обусловлена настоятельной необходимостью пересмотра стратегии экономического развития и перевода российской экономики на новый социально-экономический и технологический уровень развития.

     Целью исследования является определение финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

     В рамках поставленной цели решаются следующие  задачи:

     - уточнить основные принципы и  финансовые инструменты стимулирования инновационной деятельности;

     - обосновать роль и место государства  в прямом инновационном инвестировании  и создании эффективной косвенной  финансовой поддержки инновационной  деятельности, внедрения инноваций;

     - определить приоритеты финансирования научных исследований и разработок;

     Объектом исследования являются: промышленные предприятия, реализующие среднесрочные и долгосрочные программы развития, финансовую, банковскую и налоговую политику в части инвестирования инновационного развития.

     Предметом исследования выступают отношения между экономическими субъектами, а также между ними и государством, возникающие по поводу формирования финансовых инструментов стимулирования и финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

     Теоретической и методологической базой исследования послужили диалектический метод познания, метод анализа и синтеза, системного подхода к рассмотрению объекта исследования, труды отечественных и зарубежных ученых, обосновывающие пути перехода от рыночно-инерционной к инновационной модели развития.

     Проблемам формирования информационно-инновационной  экономики посвятили свои исследования анализу финансовых инструментов стимулирования интеллектуальной и инновационной деятельности в России следующие ученные: Архангельский В., АстаховA.A., Балацкий Е., Витебский В.Я., Губанов С.С., Ершов М., Куликов А.Г., Леонтьев П.И, Любимцев Ю.И., Макаревич Л., Марголин A.M., Рассадин В.Н., Маевский В., Пансков В.Г., Румянцева Е.Е.

Глава 1. Теоретические  основы финансового  стимулирования

1.1 Источники и формы финансирования инноваций

     Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную  совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными  видами инновационной деятельности являются:

     - научно-исследовательские  опытно-конструкторские  работы (НИОКР);

     - технологические работы, подготовка  производства и проведение промышленных  испытаний;

     - приобретение патентов, лицензий  и ноу-хау;

     - инвестиционная деятельность, необходимая  для реализации инновационных  проектов;

     - сертификация и стандартизация  инновационных продуктов и изделий,  необходимых для их изготовления;

     - маркетинг и организация рынков  сбыта инновационной продукции;

     - подготовка и переподготовка  кадров для инновационной деятельности  и др.

     Инновационная деятельность, как правило, характеризуется  достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций  являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных  процессов.

       Основными  источниками финансирования  инновационной деятельности являются:

     - Бюджетные средства (средства федерального  бюджета, бюджетов субъектов РФ  и местных бюджетов).

     - Внебюджетные средства, включая:

     собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность,средства инвесторов.

     Финансирование  инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной  политики и предназначается как  для решения крупномасштабных научно-технических  проблем, так и для поддержки  малого и среднего инновационного предпринимательства.

       Средства, выделяемые из федерального  бюджета, направляются на финансирование:

     - государственных инновационных  фондов (РФФИ – Российский фонд  фундаментальных исследований, Фонд  содействия развитию малых форм  предприятий в научно-технической  сфере, Федеральный фонд производственных  инноваций);

     - федеральных целевых инновационных  программ и высокоэффективных  инновационных проектов;

     - программ государственной поддержки  инновационной деятельности.

       Внебюджетное финансирование инновационной  деятельности.

     Субъекты  инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и  способы привлечения внебюджетных средств.1

       Собственные средства организаций

     Инновационную деятельность организация может  вести как за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств. Важными  внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций  являются:

     фонд  амортизационных отчислений

     фонд  развития производства.

     Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.

     Как построена система финансирования инновационной деятельности?

     Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

     В развитых странах финансирование инновационной  деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных  источников. Для большинства стран  Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным  и частным капиталом.

     Принципы  организации финансирования должны быть ориентированы на множественность  источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение  инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

     К сожалению, сегодняшнее состояние  инновационной деятельности и инвестиционного  климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся  объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у  предприятий и отсутствие стратегического  мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.2

     В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена на рисунке 1.

     

     Рис.1. Существующая система бюджетного финансирования

Таблица 1

Основные  организационные  формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике

Форма Возможные инвесторы Получатели  заемных средств Преимущества  использования формы Сложности использования формы  в условиях нашей страны
Дефицитное финансирование Правительства иностранных государств. Международные  финансовые институты. Предприятия  и организации РФ Правительство Российской Федерации Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета
Акционерное (корпоративное) финансирование Коммерческие  банки. Институциональные инвесторы Корпорации. Предприятия Вариабельность  использования инвестиций у корпорации (предприятия) Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора
Проектное финансирование Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные  предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы Инвестиционный  проект. Инновационный проект Целевой характер финансирования. Распределение  рисков. Гарантии государств — участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Информация о работе Финансовое стимулирование инновационной деятельности