Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Появление финансов, всегда дает знать о себе реальным движением денежных средств. Это движение происходит на 2-й и на 3-й стадиях воспроизводственного процесса в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости на этих стадиях различен. Что не позволяет отнести их к сфере функционирования финансов.

Содержание

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, принципы их формирования и их использования
2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика
3. Доходы бюджетов всех уровней: их экономическое содержание, принципы формирования, состав, структура и методы мобилизации
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансовые ресурсы предприятий в.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    Текущая деятельность – это деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности. Предполагает движение денежных средств, связанных с получением выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и запасов производственно-материальных ресурсов, получением авансов, арендной платы, уплатой по счетам поставщиков, выплатой заработной платы, дивидендов, расчетами по налогам и сборам, оплатой и получением неустоек, залогов.

    Инвестиционная  деятельность – это деятельности организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; осуществлением собственного строительства, расходов на НИОКР; с осуществлением финансовых вложений, приобретением ценных бумаг других организаций, предоставлением другим организациям займов и др. Предполагает движение денежных средств, связанных с капиталовложениями, осуществлением финансовых вложений, с приобретением дочерних организаций, а также с продажей объектов основных средств и иных внеоборотных активов, с продажей ценных бумаг и иных финансовых вложений, получением дивидендов и др.

    Финансовая  деятельность – движение денежных средств, связанных с поступлением от эмиссии акций и иных долевых бумаг; с поступлениями от займов и кредитов, предоставленных другими организациями, а также с погашением займов и кредитов (не включая проценты), погашением обязательств по финансовой аренде и др. 

3.  Доходы бюджетов  всех уровней:  их экономическое  содержание, принципы  формирования, состав, структура и методы  мобилизации. 

3.1. Экономическое содержание доходов бюджет. 

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Единство  бюджетной системы в новых  условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,

взаимодействие  бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов  бюджета РФ, остается распределение  налоговых доходов и неналоговых  отчислений между местными и федеральным бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.

Доходы  бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

В зависимости  от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Налоги  являются главным методом перераспределения  национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

Вторым  по своему финансовому значению доходом  бюджета являются государственные  займы. К займам государство прибегает  при бюджетных дефицитах, которые  предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.

Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение  налоговых платежей и займов оказывается  затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод самый непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия. 

3. 2. Налоговые и неналоговые  доходы бюджета 

Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически  их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод  мобилизации доходов в условиях господства частной собственности  и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости - национального дохода, выступают  частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания, налоги имеют  материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств  общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также доходов целевых  внебюджетных фондов. Объем поступлений  неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

К налоговым  доходам относятся федеральные  налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные  в налоговом законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые  налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (принята часть первая и пять глав части второй), действующими ещё некоторыми положениями Законов РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“(1991). О государственной налоговой службе РСФСР”, и рядом законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В них определены принципы построения налоговой системы, её структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.

В зависимости  от органа, который взимает налог  и его использует, различают: федеральные  налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных  и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

Охарактеризуем  конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. Налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль как другие предприятия и организации. Был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который был отменён.

В настоящее  время после изменений осталось 15 федеральных налогов. Основные федеральные  налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.Полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, а также платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты (с 1 января 2001г. Элементы налогооблажения по акзизам установлены в главе 22 НК РФ) . Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.

Готовятся предложения об изменении налогообложения  природных ресурсов, имея в виду ввести единый налог на природные  ресурсы вместо ныне действующих  двух налогов - налога о воспроизводстве минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование природными ресурсами (роялти). Предполагается ввести систему коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощённость природных ресурсов, дебитность скважин, а также увеличить размер поступления от роялти и ВМСБ в федеральный бюджет до 80% вместо 25%, как сегодня.

В нефтяной отрасли на которую, приходится большая  часть платежей за природные ресурсы, предполагается объединить акцизы, которые платят компании, работающие с ресурсами, с налогом на ВМСБ.

Основное  место в федеральном бюджете  занимают косвенные налоги.

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную  стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

Акцизы  также взимаются через цены товаров  и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и  стоимость реализованных подакцизных  товаров (спирт этиловый из всех видов  сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ)) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Информация о работе Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений