Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти, уделяющими серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля, поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.
Данная работа освещает теоретические вопросы проведения финансового контроля в России. Она написана с использованием учебной литературы и российской законодательной базы.

Содержание

Введение. 4
Глава 1. Сущность и содержание финансового контроля, его функции и значение в условиях рыночной экономики. 5
Глава 2. Формы, виды и методы финансового контроля. 11
§1.Виды финансового контроля. 11
§2.Формы финансового контроля. 12
§3.Методы финансового контроля. 13
§4.Задачи финансового контроля. 16
Глава 3. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации. 17
§1.Президентский контроль. 17
§2.Контрольное управление Президента РФ. 18
§3.Правительство РФ. 18
§4.Министерство финансов РФ. 18
А) Департамент государственного финансового контроля и аудита. 20
Б) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. 20
В) Федеральная налоговая служба. 21
Г) Федеральная служба страхового надзора. 23
§5.Федеральное казначейство РФ. 24
§6.Центральный банк РФ. 25
§7.Счетная палата РФ. 27
Глава 4. Задачи и функции внутрихозяйственного финансового контроля. 30
Заключение. 34
Список используемой литературы. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Финансовый контроль.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины. Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию правовой регламентации их деятельности.

 

Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации.

Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития.

Принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ, предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Президентский контроль.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должности председателя Центрального банка РФ и Счетной палаты.

Полномочия Президента РФ позволяют  ему привлекать к проверкам представителей правоохранительных и специальных  органов контроля, обобщать практику изменения законодательства РФ в сфере контрольной деятельности, вносить предложения по его совершенствованию.

Контрольные полномочия Президента РФ распространяются на все государственные, в том числе муниципальные, органы управления и все предприятия (организации), включая федеральные учреждения вплоть до предприятий местного самоуправления, независимо от форм собственности и месторасположения, если они используют средства федерального бюджета или федеральную собственность. Это дает возможность всесторонне охватить весь бюджетный процесс, проконтролировать по вертикали движение денежных средств и материальных ресурсов, вплоть до первичных пользователей.

Контрольное управление Президента РФ.

Определенные функции финансового  контроля выполняет Контрольное  управление Президента РФ, созданное Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г.2 Как структурное подразделение Администрации Президента РФ оно подчиняется не посредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Правительство РФ.

На основании Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 № 3-ФКЗ, от 19.06.2004 № 4-ФКЗ, от 03.11.2004 № 6-ФКЗ, от 01.06.2005 № 4-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля.

Министерство финансов РФ.

Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина России в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин России вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового  контроля играет осуществляемое Минфином России методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:

    1. проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
    2. контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
    3. проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организации по заданиям правоохранительных органов;
    4. организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В связи с выполнением перечисленных контрольных функций Министерство финансов РФ наделено следующими правами:

  • ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
  • взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ.

Финансовые органы субъектов РФ при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ.

Минфин России имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для проведения контроля – это Департамент государственного финансового контроля и аудита (образован в 1998 г. на базе Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и некоторых других упраздненных структурных подразделений Минфина России); Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная налоговая служба. Организованы также контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ (территориальные КРУ). Рассмотрим подробнее их функции.

Департамент государственного финансового  контроля и аудита.

Департамент государственного финансовою контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставление налоговых льгот; организует контроль за качеством проведения проверок аудиторами и аудиторскими организациями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Для усиления контроля и надзора  в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля в 2004 г. образована в ведении Минфина России Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и  в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы надзора проводят проверки по мотивированным обращениям правоохранительных органов.

Федеральная налоговая служба.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства усиливается роль налоговой службы. В 1999 г. было образовано Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в данном аспекте обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей (с 2004 г. Федеральная налоговая служба).

Система органов государственной  налоговой службы включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах Федерации и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Федеральная налоговая служба выполняет следующие главные задачи:

  1. выработка и проведение единой государственной налоговой политики;
  2. взимание налогов и сборов;
  3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
  4. осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;
  5. контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Функции Федеральной налоговой службы:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету; оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции;

Органы государственной налоговой  службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Федеральная налоговая служба имеет  разветвленную сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам; без районного деления, инспекциям межрайонного уровня, эти структуры реализуют в процессе своей деятельности следующие функции:

  • осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
  • обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
  • контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;
  • передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
  • предъявляют в суд и в арбитражный суд иски;
  • приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Информация о работе Финансовый контроль