Финансовый маркетинг и приемы финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:55, лекция

Описание работы

Маркетинг надо рассматривать как интегральную функцию менеджмента. В научной литературе общепринятого определения маркетинга не существует. В зависимости от той или иной функции, выполняемой маркетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса, как система управления сбытом, как научная дисциплина о закономерностях рынка, как стратегия принятия управленческого решения, как функция менеджмента.
Многообразие трактовок маркетинга связано со множеством задач, которые он решает в различных сферах деятельности.

Содержание

1. Сущность и содержание финансового маркетинга
2. Функции финансового маркетинга
3. Содержание приемов финансового менеджмента
4. Система и формы расчетов, кредитование
5. Формы привлечения кредитных ресурсов
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И КАПИТАЛ
1. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала
2. Источники финансовых ресурсов
3. Инвестирование капитала и его виды
4. Дисконтирование капитала и дохода
5. Ценные бумаги
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Финансы в рыночной экономике
2. Сущность финансового менеджмента
3. Финансовый механизм и его структура

Работа содержит 1 файл

Корпоративные финансы теоретические основы.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

    Ноу-хау (англ. Know - how - знаю как) - комплекс технических знаний и коммерческих секретов. Ноу-хау технического характера включает: опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.; техническую документацию; инструкции; производственный опыт, описание технологий; знания и навыки в области бухгалтерской,  статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы; знание таможенных и торговых правил и др. Под ноу-хау коммерческого характера подразумеваются: адресные банки данных; картотеки клиентов; картотеки поставщиков; данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции; данные по организации сбыта и распространения продукции; методы и формы рекламы; данные об обучении персонала и др. В отличие от секретов производства ноу-хау не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т. и. При составлении соглашения на передачу ноу-хау стороны должны определить его содержание и полезность (сравнивая по возможности с аналогами), обязательства по передаче и эксплуатации, гарантии по достижению эффекта. Здесь владельцу выгоднее описать все случаи применения ноу-хау, а пользователю «сузить» его содержание, чтобы в будущем не платить владельцу вознаграждение за возможную дальнейшую доработку ноу-хау. При определении цены ноу-хау необходимо помнить, что она окупится будущей прибылью, которую получит пользователь, применив ноу-хау, в противном случае он получит меньшую прибыль или не получит ее вообще. Задача упростится, если владелец выполнит технико-экономический расчет для проекта: с использованием ноу-хау и без ноу-хау. В мировой практике цена ноу-хау составляет 5% от будущей прибыли, но есть случаи, когда цена ноу-хау достигает 20%. При определении цены владелец определяет, какие затраты пользователь может понести при самостоятельной разработке ноу-хау, а также минимально допустимую цену, ниже которой продажа нецелесообразна.

    Существуют  несколько способов оплаты ноу-хау.

    Основные  из них:

    1) ройялти - постепенные выплаты за ноу-хау пропорционально определенным показателям в ходе его использования. Ройялти обычно начисляется с привязкой к показателям роста прибыли или роста выпуска продукции и т. п.;

    2) паушальный платеж - единовременный, оговоренный заранее платеж. Паушальные платежи используются, когда сложно спрогнозировать эффект действия «ноу-хау» или стоимость лицензии невысокая. Паушальные платежи чаще применяются в непроизводственной сфере (управление, финансовая отчетность, правовые вопросы);

    3) кост-плас - выплаты за дополнительные услуги по согласованным расценкам сверх оговоренной цены (паушальный платеж).

    Могут применяться также смешанные  формы платежей.

    Инвестиционный  взнос представляет собой инструмент самокредитования деятельности хозяйствующего субъекта. Инвестиционный взнос - это  денежный вклад работника в развитие данного хозяйствующего субъекта, который вкладчику начисляет процент в размере и в сроки, определенные договором или положением об инвестиционном взносе.

    При кредите речь идет о предоставлении в долг денег (ссуды) или товаров. Кредиты бывают банковский, коммерческий, инвестиционный налоговый.

    Банковский  кредит представляет собой ссуду, выданную банком или кредитным учреждением на условиях срочности, возвратности, платности. Ссуду получает хозяйствующий субъект на определенное время с обязательным возвратом в установленный срок и с уплатой процентов за пользование заемным капиталом. В зависимости от срока кредитования банковские кредиты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты предоставляются на срок до одного года, долгосрочные - на срок свыше одного года. В зависимости от цели кредитования банковские кредиты подразделяются на кредиты,  выдаваемые на финансирование оборотных средств (как правило, краткосрочные кредиты), и на кредиты, выдаваемые на финансирование капиталовложений (обычно долгосрочные кредиты). Кредиты выдаются в рублях и валюте. Плата за кредит взимается по ставкам, сложившимся на денежном рынке по краткосрочным кредитам и на рынке капиталов по долгосрочным кредитам. Проценты, уплаченные по кредитам, в соответствии с действующими сегодня законами могут относиться либо на себестоимость продукции, либо на балансовую прибыль, либо на чистую  прибыль.

    Коммерческий  кредит представляет собой отсрочку платежей одного хозяйствующего субъекта другому. Коммерческие кредиты выдаются хозяйствующему субъекту поставщиками продукции (работ, услуг) в форме вексельного кредита, фирменного кредита или открытого счета. Коммерческий кредит также предоставляется покупателем поставщику в форме аванса.

    Под инвестиционным налоговым кредитом понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти. Отсрочка налоговых платежей предусматривается для двух категорий предприятий: 
· малых предприятий при закупке и вводе в действие определенных видов оборудования; 
· приватизируемых предприятий (при некоторых ограничениях) - по кредиту для выкупа имущества предприятия.

    Для получения налогового кредита предприятие  заключает кредитное соглашение с налоговым органом по месту  регистрации предприятия. Хозяйствующий  субъект, кроме кредитов банков, может привлекать средства, взятые взаймы у других предприятий и организаций (заимодавцев). Такие кредиты называются займами, которые также бывают краткосрочные и долгосрочные.

    К поступлениям денежных средств относятся поступления средств за счет пожертвований, благотворительных взносов (меценатов), страховых взносов, от продажи заложенного имущества должника, спонсорских взносов и т. п.

    Спонсор - юридическое или физическое лицо, финансирующее какое-либо мероприятие. Спонсорство - это двусторонний процесс. Хозяйствующий субъект получает необходимые ему финансовые ресурсы, а спонсор - определенные выгоды в виде поднятия его имиджа и престижа, рекламы, приобретения квалифицированных специалистов, а также в форме прямого дохода (прибыли) от финансируемого мероприятия.

    3. Инвестирование капитала  и его виды  

    Финансовые  ресурсы применяются предприятием для финансирования текущих расходов и инвестиций. Инвестиции представляют собой использование финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала (капиталовложений). Инвестиции осуществляют юридические или физические лица, которые по отношению к степени коммерческого риска подразделяются на инвесторов, предпринимателей, спекулянтов, игроков. Инвестор - это тот, кто при вложении капитала, большей частью чужого, думает прежде всего о минимизации риска, посредник в финансировании капиталовложений. Предприниматель - это тот, кто вкладывает свой собственный капитал при определенном риске. Спекулянт - это тот, кто готов идти на определенный, заранее рассчитанный риск. Игрок - это тот, кто готов идти на любой риск.

    Инвестиции  бывают рисковые (венчурные), прямые, портфельные, аннуитет.

    Венчурный капитал - это термин, применяемый для обозначения рискованного капиталовложения. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новые сферы деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии этих ссуд в акции. Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких фирм, называемых венчуром.

    Прямые  инвестиции - вложения в уставный капитал хозяйствующего субъекта с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным хозяйствующим субъектом.

    Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Портфель - совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховой полис и др.).

    Принципами  формирования инвестиционного портфеля являются безопасность и доходность вложений, их рост, ликвидность вложений. Под безопасностью понимается неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке инвестиционного капитала и стабильность получения дохода. Безопасность обычно достигается в ущерб доходности и росту вложений. Наращивать вложения могут только держатели акций. Под ликвидностью любого финансового ресурса понимается способность его участвовать в немедленном приобретении товара (работ, услуг). Так, наличные деньги обладают большей ликвидностью, чем безналичные. Набор мелких купюр имеет большую ликвидность, чем набор крупных купюр. Ликвидность инвестиционных ценностей - это их способность быстро и без потерь в цене превращаться в наличные деньги. Наиболее низкой ликвидностью обладает недвижимость. Ни одна из инвестиционных ценностей не обладает всеми перечисленными выше свойствами. Поэтому неизбежен компромисс. Если ценная бумага надежна, то доходность будет низкой, так как те, кто предпочитают надежность, будут предлагать высокую цену и собьют доходность. Главная цель при формировании портфеля состоит в достижении наиболее оптимального сочетания между риском и доходом для инвестора. Иными словами, соответствующий набор инвестиционных инструментов призван снизить риск вкладчика до минимума и одновременно увеличить его доход до максимума.

    Методом снижения риска серьезных потерь служит диверсификация портфеля, т. е. приобретение определенного числа различных ценных бумаг. Риск снижается, когда капитал распределяется между множеством разных ценных бумаг. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одним ценным бумагам будут компенсироваться высокими доходами по другим бумагам. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний их деловой активности. Оптимальная величина - от 8 до 20 различных видов ценных бумаг.

    Рассматривая  вопрос о создании портфеля, инвестор должен определить для себя параметры, которыми он будет руководствоваться:

    - Выбрать  оптимальный тип портфеля, которые  бывают двух видов: портфель, ориентированный на преимущественное получение дохода за счет процентов и дивидендов; портфель, направленный на преимущественный прирост курсовой стоимости входящих в него инвестиционных ценностей;

    - Оценить  приемлемое для себя сочетание риска и дохода портфеля и соответственно определить удельный вес портфеля ценных бумаг с различными уровнями риска и дохода. Эта задача вытекает из общего принципа, который действует на фондовом рынке: чем более высокий потенциальный риск несет ценная бумага, тем более высокий потенциальный доход она должна иметь, и, наоборот, чем вернее доход, тем ниже ставка дохода. Данная задача решается на основе анализа обращения ценных бумаг на фондовом рынке. В основном приобретаются ценные бумаги известных акционерных обществ, имеющих хорошие финансовые показатели, в частности, большой размер уставного капитала.

    При покупке акций и облигаций  одного акционерного общества инвестору  следует исходить из принципа финансового  левериджа. Финансовый леверидж представляет собой соотношение между облигациями и привилегированными акциями, с одной стороны, и обыкновенными акциями - с другой.

    Финансовый  леверидж является показателем финансовой устойчивости акционерного общества, что отражается и на доходности портфельных инвестиций. Высокий уровень левериджа - явление опасное, так как ведет к финансовой неустойчивости.

    - Определить  первоначальный состав портфеля.

    В зависимости от инвестиционных целей  вкладчика возможно формирование портфеля, предлагающего больший или меньший  риск. Исходя из этого инвестор может  быть агрессивным или консервативным.

    Агрессивный инвестор - инвестор, склонный к высокой степени риска. В своей инвестиционной деятельности он делает акцент на приобретение акций. Консервативный инвестор - инвестор, склонный к меньшей степени риска. Он приобретает в основном облигации и краткосрочные ценные бумаги.

    - Выбрать  схему дальнейшего управления  портфелем. При этом возможны  следующие варианты.

    Инвестирование  капитала требует учета процессов  инфляции и дефляции. Инфляция - обесценение бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменных на золото. Инфляцию можно определить как переполнение каналов денежного обращения относительно товарной массы, что проявляется в росте цен. Инфляционные процессы в мире происходят постоянно. Если уровень инфляции составляет 2 - 3% в год, то ее обычно называют «мягкой» и она не требует каких-либо экстренных мер. Высокие темпы инфляции (10% и более в год) свидетельствуют о больной экономике. Дефляция связана с падением уровня цен. Небольшие темпы дефляции - большая радость для потребителей, но для экономики в целом появление дефляции явление нежелательное, так как она ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению экономических условий предпринимательства и в конечном счете к стагнации в экономике страны, т. е. к экономическому кризису.

Информация о работе Финансовый маркетинг и приемы финансового менеджмента