Финансовый менеджмент в КО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и значение финансового менеджмента в кредитных организациях:
1.1. Теоретические аспекты финансового менеджмента……………………. 5
1.2. Основные направления аналитической работы в кредитных организациях…………………………………………………………..………..11
Глава 2. Управление деятельностью в кредитных организациях:
2.1. Сущность, задачи и функции финансового менеджмента в
кредитных организациях………………………………………………….…...14
2.2. Управление финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации……………………………………………..…….20
Глава 3.Специфика финансового менеджмента в кредитных организациях:
3.1. Понятие банковских рисков……………………………………………...24
3.2. Управление основными банковскими рисками......................................25
3.3. Специальные методы управления банковскими рисками…………......29
Заключение…………………………………………………………………......38
Список использованной литературы……………..………………………….40

Работа содержит 1 файл

фин.менедж. КУРСОВАЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление: 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Роль и значение финансового менеджмента  в кредитных организациях:

1.1. Теоретические аспекты финансового менеджмента……………………. 5

1.2. Основные  направления аналитической работы в кредитных организациях…………………………………………………………..………..11

Глава 2. Управление деятельностью в кредитных  организациях:

2.1. Сущность, задачи и функции финансового менеджмента в

кредитных организациях………………………………………………….…...14

2.2. Управление  финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации……………………………………………..…….20

Глава 3.Специфика финансового менеджмента в кредитных организациях:

3.1. Понятие  банковских рисков……………………………………………...24

3.2. Управление  основными банковскими рисками......................................25

3.3. Специальные  методы управления банковскими  рисками…………......29

Заключение…………………………………………………………………......38

Список  использованной литературы……………..………………………….40

 

                              Введение 

     Банковский  менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

     Рыночная  экономика немыслима без банковского  менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке  между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом. В своей работе я рассмотрю финансовый менеджмент как основную составляющую банковского менеджмента.

     Банковский  менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

     Целью данной курсовой работы является определение  специфики организации финансового  менеджмента в кредитных организациях организации.

     Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

     - рассмотреть теоретические аспекты  финансового менеджмента;

     - определить цели и задачи финансового  менеджмента в кредитных организациях;

     - проанализировать специфику финансового  менеджмента в кредитных организациях.

     Основой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по данной тематике, а также материалы из печатных периодических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Роль и значение финансового менеджмента  в  кредитных организациях 

       1.1. Теоретические аспекты финансового менеджмента.  

     Менеджмент  является наукой о более рациональной системе организации и управления. Содержание менеджмента раскрывается по-разному. В узком смысле слова  менеджмент связывают с организацией и управлением коллективом людей; в широком – с организацией и управлением деятельностью банка и его персоналом.

     Основу  менеджмента составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом  управления своего дела, в умении организовывать собственный труд и работу коллектива, в заинтересованности в саморазвитии и творческой деятельности. Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал – управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенными профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкостью мышления, умением идти на риск, напористостью, способностью реализовывать намеченные планы, быть лидером в коллективе.

     Основная  цель менеджмента – получение  прибыли путем применения наиболее рациональной системы управления.

     Стремление  к получению прибыли – не единственная цель менеджмента. В современном  менеджменте возрастает роль социальной этики, что означает акцент в деятельности менеджмента на удовлетворение общественных потребностей.

     Банковский  менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим  планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента.

     Банковский  менеджмент характеризуют следующие  принципы, общие для всех сфер деятельности:

     - направленность действий субъекта  управления на достижение конкретных  целей;

     - единство цели, результата и средств  его достижения;

     - комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль;

     - единство перспективного и текущего  планирования, обеспечивающего его  перспективность;

     - контроль за принимаемыми управленческими  решениями как важнейший фактор их реализации;

     - материальное и моральное стимулирование  творческой активности, успехов  достижение всего коллектива, позволяющее  максимально использовать его  потенциал;

     - заинтересованность каждого работника  в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;

     - ориентация на здоровый психологический  климат в коллективе;

     - гибкость организационной структуры  управления, позволяющей решать  функциональные и управленческие  задачи.

     Для банковского работника знание основ менеджмента важно с двух сторон. Прежде всего, экономист банка должен давать оценку уровню менеджмента на предприятиях, в организациях, являющихся клиентами банка или желающих стать ими. Качество менеджмента является важнейшим фактором финансовой устойчивости предприятий, их высокой кредитоспособности.

     Широко  используемое в настоящее время  понятие «финансовый менеджмент»  имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты  сходятся в одном — в том, что  финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких известных авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П. Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет.

     В гораздо меньшей степени, чем  общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового  менеджмента и коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового  посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев.

     В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в  современных условиях, так как  первичным звеном в экономической  цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Банк России — конструктор перестройки банковской системы. Среди исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом банке можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р. Тагирбекова, В.Е. Черкасова.

     В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко, В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская) также представлен и опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как отечественная банковская система в отличие от системы США построена по территориальному принципу и основана на монопольном положении Банка России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и экономики.

     Отсюда можно сделать вывод о том, что одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений.

     Объект  деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: - процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

     Предмет деятельности финансового менеджмента  в коммерческом банке: - разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

     Финансовый  менеджмент в коммерческом банке, как  и любая система управления, состоит  из двух подсистем:

     - управляемой, или объекта управления;

     - управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в  финансовом менеджменте в коммерческом  банке — денежные средства, находящиеся  в деловом обороте коммерческого  банка с помощью финансовых  операций.

     Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

     Объект  управления - денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Информация о работе Финансовый менеджмент в КО