Финансовый менеджмент в КО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и значение финансового менеджмента в кредитных организациях:
1.1. Теоретические аспекты финансового менеджмента……………………. 5
1.2. Основные направления аналитической работы в кредитных организациях…………………………………………………………..………..11
Глава 2. Управление деятельностью в кредитных организациях:
2.1. Сущность, задачи и функции финансового менеджмента в
кредитных организациях………………………………………………….…...14
2.2. Управление финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации……………………………………………..…….20
Глава 3.Специфика финансового менеджмента в кредитных организациях:
3.1. Понятие банковских рисков……………………………………………...24
3.2. Управление основными банковскими рисками......................................25
3.3. Специальные методы управления банковскими рисками…………......29
Заключение…………………………………………………………………......38
Список использованной литературы……………..………………………….40

Работа содержит 1 файл

фин.менедж. КУРСОВАЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)
  1. Программирование деятельности банка - формирование целевой программы исходя из схемы: "банковский продукт-клиент".
  2. Планирование деятельности банка - разработка количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры - размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных пассивных операций, мультиплицирующий эффект собственного капитала банка и т.д. - должны изменяться на интервале планирования деятельности.
  3. Информационно-аналитическое обеспечение - его основой являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой. Именно сделка, но не бухгалтерская проводка, является первичной информационной ячейкой.
  4. Экономика и финансы - обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.
  5. Технологии - разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды, а также корреспонденция разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.
  6. Маркетинг - выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.
  7. Контрольно-административная деятельность, которая включает обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.
  8. Экспертиза и консультации - экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.
  9. Обеспечение - материально-техническое и кадровое обеспечение.
  10. Паблик рилейшнс - информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы" банковский продукт-клиент" на рынок.

     Таким образом, система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих  воздействий, охватывает основные параметры  банковской деятельности, не затрагивая изменений основополагающих банковских операций и услуг в процессе ее реализации.

     Исходя  из особенностей банковской системы, основные принципы банковского менеджмента  можно сформулировать следующим образом:

  • разграничение функций между двумя уровнями банковской системы - Центральным банком и коммерческим банком;
  • сочетание экономических интересов коммерческого банка с требованиями государственной денежно-кредитной политики;
  • поднадзорность коммерческого банка Центральному банку;
  • минимизация банковских рисков.

     Цель  банковского менеджмента - организационное  обеспечение получения прибыли  от предпринимательской деятельности банка. Банковский менеджмент в современной  России находится в стадии становления  и развития. Основными направлениями  этого процесса по мнению специалистов следует считать:

  • совершенствование банковского менеджмента;
  • развитие стратегического направления;
  • развитие банковского маркетинга;
  • развитие аналитической работы по оценке платежеспособности, кредитоспособности, финансовой устойчивости клиентов;
  • хеджирование банковских рисков.

     Одной из составных частей банковского  менеджмента является финансовый менеджмент банка.

     Финансовый  менеджмент – это вид профессиональной деятельности по формированию управляющих  воздействий на организационно-хозяйственную систему и принятию рациональных решений в условиях неопределенности и многокритериальное™ выбора в целях реализации стратегии и тактики финансового обеспечения коммерческой деятельности, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения, - выступает в качестве звена, связывающего экономические интересы клиента банка, банковского и клиентского менеджмента.

     Содержанием финансового менеджмента банка  является разработка и реализация экономической  политики кредитной организации, управление ее капиталом, активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, банковскими рисками, направленными на выполнении функций банка и достижение им цели своей деятельности - извлечение прибыли.

     Посредством финансового менеджмента руководство коммерческого банка решает следующие задачи:

  • формирование собственных и привлеченных (заемных) денежных ресурсов, необходимых для осуществления банковской деятельности;
  • рациональное размещение денежных ресурсов в целях получения прибыли;
  • максимизация доходов и минимизация расходов, связанных с деятельностью банка;
  • регулирование проходящих через банк (включая его филиалы и отделения) денежных потоков;
  • соблюдение обязательных экономических нормативов, устанавливаемых коммерческим банкам Центральным банком РФ;
  • минимизация банковских рисков;
  • обеспечение ликвидности банка;
  • другие задачи по оптимизации экономических результатов деятельности банка.
 
 

          2.2. Управление финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации 

         Банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

     Как известно, основное назначение банка  — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов  к покупателям. Невозможность полного  совпадения экономических интересов  банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.

     Экономические интересы коммерческого банка и  клиента не совпадают полностью  — имеются лишь отдельные точки  их пересечения. Поэтому для решения  вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка - потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.

     Постоянное  изменение внешних условий, в  которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка — глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

     Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые  системные параметры:

     - финансово-экономических показателей (ФЭ);

     - организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);

     - функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).

     Если  отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи  между ними можно представить  так: ФЭ – ОП – ФТ.

     Процессы  разработки и реализации комплексных  технологий по построению оптимальных  отношений, касающихся формирования и  использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название «финансовый менеджмент». 

       В цели и задачи финансового  менеджмента в коммерческом банке  — определение рациональных требований  и методических основ построения  оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств — не включены следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов, так как это - директивные нормы, введенные на уровне государства (Банком России, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.  
 
 
 
 

    Глава 3. Специфика финансового менеджмента в кредитных организациях

     3.1. Понятие банковских  рисков 

       Специфику финансового менеджмента в кредитных организациях рассмотрим на примере управления кредитными рисками в «Номос-Банке» Банке.

     Кредитный риск, то есть опасность, что дебитор  не сможет осуществить процентные платежи  или выплатить основную сумму  кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении, является неотъемлемой частью банковской деятельности. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задержаны или вообще не выплачены, что, в свою очередь, может привести к проблемам в движении денежных средств и неблагоприятно отразиться на ликвидности банка. Несмотря на инновации в секторе финансовых услуг, кредитный риск до сих пор остается основной причиной банковских проблем. Более 80% содержания балансовых отчетов банков посвящено обычно именно этому аспекту управления рисками. Существуют три основных вида кредитного риска:

     - личный или потребительский риск;

     - корпоративный риск или риск  компании;

     - суверенный или страновой риск.

     Из-за потенциально опасных последствий  кредитного риска важно провести всесторонний анализ банковских возможностей по оценке, администрированию, наблюдению, контролю, осуществлению и возврату кредитов, авансов, гарантий и прочих кредитных инструментов. Общий обзор управления кредитными рисками включает в себя анализ политики и практики банка. Данный анализ должен также определить адекватность финансовой информации, полученной от заемщика, которая была использована банком при принятии решения о предоставлении кредита. Риски по каждому кредиту должны периодически переоцениваться, так как им свойственно изменяться.

     Обзор функции по управлению кредитными рисками  производится по следующему плану:

     - управление кредитным портфелем; 

     - кредитная функция и операции;

     - качество кредитного портфеля;

     - неработающий кредитный портфель;

     - политика управления кредитными  рисками; 

     - политика по ограничению кредитных  рисков;

     - классификация активов; 

     - политика по резервированию кредитных  потерь.

     Кредитные риски являются наиболее частой причиной банкротств банков, в связи с чем  все регулирующие органы устанавливают стандарты по управлению кредитными рисками. Для защиты международных финансовых рынков ключевые стандарты прописаны также в международных соглашениях, которые направлены на унификацию национальных подходов к управлению кредитными рисками. В основе надежного управления рисками лежит определение существующих и потенциальных кредитных рисков, присущих кредитным операциям. Среди мер по противодействию данным рискам - четко сформулированная политика организации в отношении кредитных рисков и установление параметров, по которым кредитные риски будут контролироваться. Такой контроль включает в себя ограничение кредитных рисков при помощи политики, которая обеспечивает достаточную диверсификацию кредитного портфеля.  

     3.2. Управление основными банковскими рисками.

Информация о работе Финансовый менеджмент в КО