Финансовый менеджмент в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Финансовый менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
3. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 11
4. ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 12
5. СИСТЕМА УРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 13
6. ФУНКЦИИ ПОДСИСИТЕМЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 17
7. КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА ПРОЦЕССОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ 21
8. ПРИЁМЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 23
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая. 1doc.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

    Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые  системные параметры:

    — финансово-экономических показателей (ФЭ);

    — организационного построения, отвечающего  решению стоящих перед банком задач (ОП);

    — функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).

    Если  отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи  между ними можно представить  так: ФЭ — ОП — ФТ.

    Процессы  разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент". 

    3. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА  В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.

    Широко  используемое в настоящее время  понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов.

    В гораздо меньшей степени, чем  общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента в коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом.

    В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы.

    Одна  из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений.  

    4. ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО  БАНКА

    Объект  деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке — процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.

    Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке — разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

    Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

    Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в таблице 3.

    ТАБЛИЦА 3

    Заданные  параметры      Режим деятельности
   Максимизация  прибыли банка    Минимально  допустимая нормативная ликвидность
   Максимизация  ликвидности банка    Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость  финансовых операций банка
   Сбалансированность  прибыльности и ликвидности банка    Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка  на основе её дифференциации по срокам, объёмам и стоимости соответственно возможностям активных операций банка
 

    5. СИСТЕМА УРАВЛЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

    Финансовый  менеджмент в коммерческом банке, как  и любая система управления, состоит из двух подсистем:

    — управляемой, или объекта управления;

    — управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

    Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

    Объект  управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

    Процесс трансформации денежных средств  в системе финансового менеджмента  коммерческого банка проходит через  управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его  устойчивости. Поэтому в таблице 4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций. 

    ТАБЛИЦА 4

   ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА
   1. Программирование банка на основе  финансово-экономических нормативов  деятельности банка (внешних и  внутренних), программирование и  стратегия деятельности банка
   2. Мониторинг и анализ деятельности  банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений
   3. Текущая оценка экономических  выгод, операционно-стоимостный  анализ банка и трансфертное  ценообразование
   ОРГАНИЗАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА
   4. Планирование деятельности банка:  маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка
   5. Организационное построение банка  (линейная, дивизионная, матричная  структура; ориентация на услугу  или клиента)
   6. Управление человеческим капиталом:  мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала
   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА
   7. Специализация банка
   8. Универсализация банка
   КОММЕРЧЕСКАЯ  УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА
   9. Продуктовая политика банка и  функционально-технологическая поддержка  продуктового ряда банка
   10. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)
   КАПИТАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА
   11. Кредитно-инвестиционная политика банка
   12. Эмиссионно-учредительская и фондовая  политика банка

    Трехмерный  классификатор финансового менеджмента  в коммерческом банке можно представить  в виде схемы трех укрупненных  блоков управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.

    1. Фронтальный блок представляет  собой систему управления по  разработке комплексных программ  и проектов деятельности банка  с учетом заданных ограничений;  методологию управляющих воздействий;  организацию и управление процессами  планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.

    2. Верхний блок представляет собой  набор операционных функций банка,  выбранный им в соответствии  с миссией и концепцией деятельности  конкретного банка, которая определена  управляющими воздействиями первого  (фронтального) блока.

    3. Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

    6. ФУНКЦИИ ПОДСИСИТЕМЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ   КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

    Для реализации целей финансового менеджмента  необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:

    1. Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

    2. Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель — материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

    3. Оперативное планирование — определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.

    4. Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.

    5. Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.

    6. Цель управления — обеспечение надежности объекта управления.

    Отсюда  вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

    Банковский  продукт — способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк-клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

    Банковская операция — система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

    Банковская  услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, расчётно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

    Продуктовый ряд банка — банковская продукция.

    Простой продукт — продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

    Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческом банке