Финансовый менеджмент в малом бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1. Развитие малого бизнеса в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Характеристика Российского малого бизнеса . . . . . . . . . . . .3
1.2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2. Специфика финансового менеджмента малого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Риск в малом бизнесе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса в России. финансирование и инвестиционная поддержка. . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3. Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Работа содержит 1 файл

финансовый менеджмент малого бизнемса СПЕЦКУРС 2.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

   Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности осуществляется малыми предприятиями при условии их соответствия следующим критериям:

   1. Среднесписочная численность работников (до 15 человек), включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работников филиалов и подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами

   2. Совокупный размер валовой выручки в течение года (не выше 100.000-кратного размера МРОТ), предшествующему кварталу, в котором подано заявление на право применения упрощенной системы

   Организации, не подлежащие переводу на упрощенную систему

   Не  подлежат переводу на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства:,

   - занятые производством подакцизной  продукции;

   - созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;

   - кредитные организации;

   - страховщики;

   - инвестиционные фонды;

   - профессиональные участники рынка  ценных бумаг;

   - предприятия-игорного и развлекательного  бизнеса;

   - другие организации, для которых Минфином

   РФ  установлен особый порядок ведения

   учета.

   При этом не разрешается переход на упрощенную систему налогообложения и в том случае, если вышеуказанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме ее выручки.

   На  основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" право перехода на упрощенную систему предоставляется предприятию, если оно по всем предусмотренным названным законом критериям соответствует понятию "субъект малого предпринимательства".

   Таким образом, предприятие может выбирать между упрощенной и традиционной системами налогообложения. Выясним, по каким критериям следует делать выбор.

  Применение  упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия. Для перешедших на упрощенную систему предприятий сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений во внебюджетные фонды.

   В законе предусмотрены два варианта налогообложения по упрощенной системе. Согласно первому — объектом налогообложения является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал); согласно второму — валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта обложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.

   Совокупный  доход исчисляется как разница  между валовой выручкой и следующими затратами:

   стоимостью  использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, затрат на текущий ремонт, аренду помещений, аренду транспортных средств, расходов по уплате процентов за пользование банковскими кредитами (в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 %), оказанных услуг, а также суммами НДС, уплаченными поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений во внебюджетные фонды, государственных пошлин и лицензионных сборов.

   Таким образом, совокупный доход — это разность между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и затратами предприятия. Однако состав затрат предприятий, перешедших на упрощенную систему, иной, чем предполагает традиционная себестоимость. В него не включаются затраты на оплату труда, амортизационные отчисления, представительские, командировочные и другие расходы.

   Максимальная  ставка налога на совокупный доход  составляет 30 %.

   Валовая выручка как объект налогообложения — это сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Если объектом налогообложения является валовая выручка, то максимальная ставка налога — 10 %. Конкретные ставки налогов при любом из двух объектов обложения устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ. В отличие от налога на прибыль, ставки единого налога могут зависеть от вида деятельности предприятия.

   Органы  государственной власти субъектов РФ могут вместо установленных законом объектов налогообложения и ставок определять для предприятий в зависимости от рода их деятельности расчетный порядок применения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. Расчетный порядок имеет существенный ограничитель: при его применении суммы единого налога, подлежащие уплате, не могут быть выше определенных законом.

   Исходя  из изложенного попробуем определить, выгодно ли предприятию переходить на упрощенную систему налогообложения, и, если выгодно, то какой вариант упрощенной системы для него предпочтительнее. Хотя выбор варианта не является компетенцией предприятия, ему важно понять экономические последствия того или иного решения органов власти.

   Критерий  выгодности в данном случае один — чистая прибыль (или нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

   Рассмотрим, насколько целесообразен для  предприятия переход от традиционной к упрощенной системе налогообложения с совокупным доходом в качестве объекта обложения.

   Совокупный  доход больше балансовой прибыли (соответствует  стр. 140 ф. № 2 "Прибыль (убыток) отчетного периода") на следующие суммы: амортизация; транспортный налог (1 % от фонда отплаты труда); налог на пользователей автодорог; налог на нужды образовательных учреждений; налог на содержание жилищного фонда (1,5 % к выручке от реализации продукции); налог на имущество.

   Совокупный  доход меньше балансовой прибыли  на сумму НДС по приобретенным  материалам, которая включается в себестоимость продукции, так как предприятия, перешедшие на упрощенную систему, не платят НДС в бюджет.

   Наконец, совокупный доход может быть больше или меньше балансовой прибыли на величину разницы между операционными доходами (стр. 090 ф. № 2) (за исключением выручки от реализации имущества) и операционными расходами (стр. 100 ф. № 2). При положительном сальдо совокупный доход меньше балансовой прибыли, при отрицательном — больше. Суммарное воздействие всех перечисленных факторов определяет разницу величин балансовой прибыли и совокупного дохода. Следует учесть, что ставка налога на прибыль и максимальная ставка налога на совокупный доход почти не различаются. Следовательно, вопрос о выгодности перехода на упрощенную систему в данном случае определяется главным образом величиной объекта обложения.

   В табл. 1 оценка целесообразности перехода на упрощенную систему показана на примере конкретных данных.

   Таблица 1

   СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЕЛИЧИН НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ  И НАЛОГА НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

   тыс. руб.

 
 
Показатели I вариант II вариант
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг 8000 8000
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, в том числе: 6000 6000
2.1. фонд оплаты труда 900 500
2.2. амортизация 100 100
2.3. налог на пользователей  автодорог 120 120
2.4. налог на содержание жилфонда 120 120
2.5. НДС по приобретенным  материалам 883 993
3. Транспортный  налог 9 5
4. Сбор на нужды  образовательных учреждений 9 5
5. Выручка от реализации имущества 70 70
6. Сальдо операционных доходов и расходов (за исключением суммы стр. 5) -50 -50
7. Сальдо внереализационных  доходов и расходов 60 60
7.1. Налог на имущество 480 480
8. Валовая выручка (стр. 1 + стр. 5 + стр. 7) 8130 8130
9. Прибыль (убыток) отчетного периода (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 - стр. 4 + + стр. 5 + стр. 6 + стр. 7) 2062 2070
10. Совокупный  доход (стр. 1 + стр. 5 + + стр. 7 - стр. 2 + (стр. 2.1 -- стр. 2.4) + стр. 3 + стр. 4 -- стр. 2.5 + стр. 6 + стр. 7.1) 2935 2417
11. Налог на прибыль 722 725
12. Налог на совокупный доход 881 725
13. Нераспределенная  прибыль (убыток) отчетного периода:

при традиционном налогообложении

при упрощенной системе налогообложения по совокупному доходу

 
1340

1182

 
1346

1345

 

   Строка 2.5 (гр. 2) рассчитана следующим образом:

   а) стоимость приобретенных материалов:

   6000 - 900 * 1,385 - 100 - 240 = = 4414 тыс. руб.

   Коэффициент 1,385 применительно к фонду оплаты труда дает величину фонда оплаты труда и отчислений во внебюджетные фонды. По действующим нормативам суммарное значение последних составляет 38,5 % фонда оплаты труда;

   б) рассчитывая стоимость приобретенных  материалов как разность между себестоимостью и расходами на оплату труда, отчислениями во внебюджетные фонды, суммой начисленной амортизации, налогами, уплачиваемыми за счет себестоимости, мы пренебрегаем командировочными, представительскими и другими аналогичными расходами в составе себестоимости;

   в) НДС по приобретенным материалам по ставке 20 % равен:

   4414 • 0,2 = 883 тыс. руб.;

   г) расчет данных гр. 4 производится аналогичным образом.

   Анализ табл. 1 позволяет сделать вывод о том, что нет однозначного ответа на вопрос, целесообразен ли экономически переход предприятия с традиционной системы налогообложения на упрощенную. В I варианте такой переход не выгоден предприятию. Но стоило переместить часть затрат из фонда оплаты труда в материалы (II вариант), как оказалось, что налог на прибыль и налог на совокупный доход дают совершенно одинаковые результаты, и предприятию все равно, по какой системе налогообложения ему рассчитываться с бюджетом.

   Из  расчета понятно, что чем выше доля фонда оплаты труда и ниже доля материальных затрат в составе выручки от реализации (или себестоимости), тем выгоднее использовать традиционную систему налогообложения. Увеличение материальных затрат способствует уменьшению объекта обложения (совокупного дохода) за счет вычета из него большей суммы НДС по приобретенным материалам, а следовательно, и налога. Именно из-за этого фактора во втором варианте расчета упрощенная система оказалась более приемлемой для предприятия, чем в первом.

   Затраты на оплату труда, наоборот, увеличивают совокупный доход, так как они находятся в его составе, а следовательно, увеличивают и налог.

   Рассмотрим  второй объект обложения при применении упрощенной системы — валовую выручку. Воспользуемся данными табл. 2 и рассчитаем сумму налога и чистой прибыли.

Информация о работе Финансовый менеджмент в малом бизнесе