Финансовый менеджмент в ТНК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является исследование особенностей осуществления финансового менеджмента в транснациональных корпорациях.
Задачами данного курсового проекта являются:
-изучение понятия ТНК и основ их функционирования в современном мире;
- изучение особенностей финансового менеджмента в ТНК;

Содержание

Введение 3
1. Понятие транснациональной компании и основы её функционирования 5
2. Финансовый менеджмент в транснациональных компаниях 10
3. Особенности развития российских транснациональных компаний и их финансового менеджмента 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент в ТНК.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

Введение                   3

1. Понятие транснациональной компании и основы её функционирования       5

2. Финансовый  менеджмент в транснациональных  компаниях     10

3. Особенности развития российских транснациональных компаний и их финансового менеджмента                                                                                                19

Заключение                  24

Список использованных источников            26  

 

      Введение 

        На сегодняшний  день нарастание интеграционных процессов, углубление взаимодействия воспроизводственных структур разных стран в различных формах – это основная тенденция развития мировой экономики.  Данным процессам активно способствует деятельность транснациональных корпораций.

        Появление и развитие транснациональных компаний, деятельность которых позволяет обойти многочисленные барьеры, а также грамотная политика государств, направленная на создание единого рыночного пространства, обуславливает глобализацию экономики, а именно, важнейшую ступень в развитии экономики всего мира.

      Актуальность  курсового проекта обуславливается тем, что в современном мире создаётся всё больше транснациональных корпораций, которые становятся движущей силой для развития экономик всех стран, вследствие чего, очевидна на необходимость изучения специфики финансового менеджмента в ТНК

      Целью данного курсового проекта является исследование особенностей осуществления  финансового менеджмента в транснациональных  корпорациях.

      Задачами  данного курсового проекта являются:

      -изучение понятия ТНК и основ их функционирования в современном мире;

      - изучение особенностей финансового  менеджмента в ТНК;

      -изучение  и анализ особенностей развития  российских ТНК и их финансового менеджмента.

      Структура курсового проекта согласовывается  с задачами и состоит из следующих частей:

      Введение, в котором поставлены цели и задачи работы, обоснована актуальность исследования темы.

      В первой главе рассмотрено понятие  транснациональной корпорации и  основы её функционирования.

      Во  второй главе изучены основные особенности функционирования транснациональных компаний.

      В третьей главе особенности развития  российских ТНК и их финансового  менеджмента.

      В заключении приведены выводы по курсовому  проекту.

          При написании проекта были  использованы труды Шагурина, Шиммко, Бригхема, а также труды иностранных специалистов, таких как Джефф Мадура и Гарри Марковица.  

        

 

  1. Понятие ТНК  и основы их функционирования
 

     Существует  множество определений понятия  «транснациональная корпорация». Рассмотрим некоторые из них.

     Бригхем понимает под транснациональной  компанией фирму, которая действует в двух или более странах. [1]

     ООН предложило определение ТНК как  компаний, имеющих частную, государственную или смешанную форму собственности, имеющих отделения в двух или более странах и функционирующие согласно системе принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и стратегию. [5]

     В. Ацюковский, Б. Ермилов понимают под транснациональной корпорацией международное по своему масштабу гигантское монополистическое объединение, которое получает прибыль от операций на зарубежном рынке и, как правило, принадлежит к капиталу одной страны. [11]

     А. Булатов предложил краткое определение транснациональной корпорации как хозяйственной структуры, включающей в себя родительскую компанию и её зарубежные филиалы. [6]

     По мнению С.В. Шагурина и П.Д. Шимко транснациональная корпорация – это использующий в своей деятельности международный подход комплекс, который предполагает создание международного производственного, торгового, финансового комплекса с единым центром принятия решений в материнской компании и с дочерними компаниями в других странах. [2]

     Из вышеперечисленных определений видно, что разные учёные по-разному подходят к определению ТНК. Для некоторых ключевым фактором являются размеры компании, для других – форма собственности или особенности формирования и осуществления стратегии компании.

     На мой взгляд, наиболее полное определение, отражающее все стороны деятельности ТНК, предложил Франклин Р. Рут. Транснациональная компания – это материнская компания, которая вовлечена в иностранное производство через свои  зарубежные филиалы, осуществляет директивный контроль над политикой своих дочерних компаний и реализует бизнес-стратегию в области производства, маркетинга, финансов и кадров, которая превосходит национальные границы.

     На  сегодняшний день транснациональные  корпорации представляют собой примерно 60 тыс. основных (материнских) компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффилированных фирм по всему миру. Транснациональные компании контролируют до 50% мирового промышленного производства, 60% внешней торговли, примерно 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. [4]

     Существует  ряд факторов, которые являются стимулами  для многих фирмы к расширению своей деятельности и выходу на зарубежные рынки:

  1. Сравнительные преимущества. Практически невозможно представить ситуацию, при которой все страны имели бы одинаковый уровень эффективности производства товаров и услуг. Различия в эффективности производства продукции обуславливают такое явление, как специализация. Приведём следующий пример. Такие страны, как США и Япония, имеют преимущества в технологической развитости, тогда как другие страны, например, Малайзия или Ямайка имеют такое преимущество, как дешёвая рабочая сила. Поскольку данные преимущества невозможно переместить из одной страны в другую, страны обычно специализируются на тех благах, в производстве которых они имеют сравнительные преимущества. Таким образом, торговля между странами жизненно необходима. Сравнительные преимущества позволяют фирмам проникнуть на международный рынок. Именно по этой причине всё больше американских компаний, например, Microsoft или IBM открывают свои филиалы в Индии. [15]
  2. Поиск новых рынков. Насытив местный рынок, компания закономерно принимает решение о реализации своей продукции на зарубежных рынках. [1]
  3. Жизненный цикл продукта. Возможна ли ситуация, при которой гамбургер, проданный McDonald в городе Токио, был привезён из главного офиса компании, который находится в США? Данная ситуация невозможна не только потому, что продукция портится во время перевозок, но и потому, что транспортные издержки поднимут цену продукции настолько, что компания McDonald не сможет конкурировать даже с локальными компаниями. Таким образом, чтобы быть конкурентоспособными на международном рынке, компании вынуждены открывать филиалы и организовывать производство в них. [15]
  4. Обход политических барьеров и мер по контролю. Многие японские производители машин (Nissan, Toyota, Mazda) переносят своё производство в США именно для того, чтобы обойти импортные квоты на свой товар. Немецкая компания BASF перенесла свои лаборатории для исследования раковых заболеваний в пригород Бостона, так как в Германии она столкнулась с сопротивлением со стороны движения «зелёных». [1]
  5. Страхование через диверсификацию. Несмотря на тесные взаимосвязи в мировой экономике, экономические спады и подъёмы не всегда положительно коррелируют друг с другом, поэтому диверсификация часто «работает на компанию». Так, из-за спада в 1990-1991 году компания «General Motors» снизила объёмы реализации продукции в США, однако повысила объёмы реализации продукции в европейских странах, что помогло ей остаться на плаву. [1]

     Существует  несколько методов выхода компании на международный рынок [15]:

  1. Международная торговля
  2. Лицензирование. Это метод, при котором компания обязуется предоставлять свои технологии (патенты, товарные знаки и т.д.) за определённую плату. Так, Starbucks имеет соглашение с компанией SSP, по которому Starbucks может продавать еду и напитки SSP на железнодорожных станциях и в аэропортах Европы. Лицензирование позволяет компании использовать свои технологии на международных рынках без больших инвестиционных вложений в зарубежные страны.
  3. Франчайзинг – метод, при котором компания за определённую плату (роялти) предоставляет право на определённый вид бизнеса с использование разработанной стратегией ведения бизнеса. Многие компании (McDonalds, Subway Sandwiches, Blockbuster Video) управляются менеджерами дочерних компаний по всему миру.
  4. Организация совместного предприятия. Совместное предприятие – это объединение, которое управляется двумя или более фирмами. Многие иностранные компании объединяются с местными, чтобы объединить их сравнительные преимущества для осуществления определённого проекта.
  5. Поглощение. Чтобы проникнуть на международный рынок, фирмы нередко поглощают зарубежные компании. Поглощение позволяет установить полный контроль над бизнесом и быстро завоевать большую долю рынка. Данный метод связан с большим риском, поскольку требует больших инвестиционных вложений.
  6. Создание новых филиалов за рубежом. Компании часто открывают свои отделения за рубежом для производства и реализации своей продукции. Данный метод также связан с высокой степенью риска, по причине больших инвестиций.

     Степень транснационализации компании (или  индекс транснационализации)  можно  рассчитать по формуле [8]:

          It=1/3*(A1/A+R1/R+S1/S)*100%,

It - индекс транснационализации, %;

 A1 – зарубежные активы;

 A – общие активы;

 R1 – объем продаж зарубежными компаниями-филиалами;

 R - общий объем товаров и услуг;   

 S1- зарубежный штат;

 S- общий штат работников компании.

     Итак, подведём итоги по первой главе. Транснациональная  корпорация как термин имеет множество  определений в зависимости от предложенного подхода. Наиболее полное определение данного термина таково: транснациональная компания – это компания, которая вовлечена в иностранное производство через свои  зарубежные филиалы, осуществляет директивный контроль над политикой своих дочерних компаний и реализует бизнес-стратегию в области производства, маркетинга, финансов и кадров, которая превосходит национальные границы. Причины, по которым локальные организации становятся международными, следующие:

    1. Сравнительные преимущества;
    2. Поиск новых рынков сбыта;
    3. Жизненный цикл продукции;
    4. Обход политических барьеров;
    5. Страхование через диверсификацию.

     Существует множество методов выхода компании на международную арену. В главе были рассмотрены следующие методы:

    1. Международная торговля;
    2. Лицензирование;
    3. Франчайзинг;
    4. Создание совместного предприятия;
    5. Поглощение;
    6. Создание иностранных филиалов.

ТНК сочетают торговые операции и вывоз капитала, используют выгоды межцехового разделения труда в глобальных масштабах, размещая производства отдельных комплектующих узлов и деталей в разных странах и сосредотачивая выпуск конечной сложной продукции в одной из них. ТНК - это новые «глобальные субъекты», крупнейшие из которых превосходят по финансово-экономическому и технологическому потенциалу большинство малых и средних государств мира.

 
 
 
 
 
 
 
  1. Финансовый  менеджмент в ТНК 
 

Теоретические основы финансового менеджмента  на локальных предприятиях применимы  и для компаний транснациональных. Тем не менее, менеджеры ТНК зачастую сталкиваются со сложностями, обусловленными международной средой.  Ниже перечислены основные факторы, которые делают различным финансовый менеджмент в локальных компаниях и финансовый менеджмент в ТНК [1]:

  1. Различия в валюте. Денежные средства от различных подразделений компании поступают в разной валюте, что должно быть учтено в финансовом менеджменте компании. Например, проблема может возникнуть, когда компания покупает или продаёт что-либо в кредит в иностранной валюте. Курс валют ежедневно изменяется, в результате чего будут изменяться и денежные платежи или поступления.
  2. Различия в правовой и экономической системах. Каждая страна имеет свои уникальные особенности юридических и экономических систем. Это может породить трудности в осуществлении деятельности ТНК. Так, например, различное налоговое законодательство может привести к непредсказуемым результатам сделки между компаниями из разных стран.
  3. Языковые различия. Для эффективной деятельности всей транснациональной корпорации, необходимо, чтобы информация была правильно воспринята и интерпретирована во всех её отделениях. В данном случае знание языка является крайне важным фактором.
  4. Различия в культуре. Каждая страна имеет свою неповторимую культуру в ведении бизнеса. От страны к стране может варьироваться отношение к риску, понятие этичности в ведении бизнеса, отношение к работникам и к руководству и так далее.
  5. Роль правительства. Зачастую условия, в которых конкурируют компании, действия, которые следует предпринять или избегать, условия торговли определяются не на месте совершения этих операций, а посредством прямых переговоров между правительством принимающей страны и транснациональной компанией. В финансовые модели необходимо включить политические и другие неэкономические факторы процесса принятия решения.
  6. Политический риск. Например, в некоторых странах существуют ограничения на перевоз ресурсов корпорации и прочие ограничения на деятельность транснациональной корпорации. 

Информация о работе Финансовый менеджмент в ТНК