Формирование финансовой стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является изучение всех аспектов формирования и проведения финансовой стратегии предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить место финансовой стратегии в общей стратегии предприятия;
- изучить особенности формирования стратегии;
- рассмотреть виды финансовых стратегий;
- изучить принципы формирования стратегии;
- рассмотреть этапы разработки;
- выявить трудности реализации финансовой стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………............3
1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ……………………………………....................5
1.1 Сущность финансовой стратегии……………………………………..................................5
1.2 Место финансовой стратегии в общей стратеги предприятия……...................................8
1.3 Виды финансовых стратегий………………………………................................................11
2 ПРИНЦИПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ………………………………………………………………………....................14
2.1 Основные принципы разработки финансовой стратегии предприятия…......................14
2.2 Последовательность разработки финансовой стратегии предприятия…........................17
2.3 Методика и инструменты формирования финансовой стратегии предприятия.............21
2.4 Трудности реализации финансовой стратегии...................................................................24
3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «ЛУКОЙЛ» ..........................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................32

Работа содержит 1 файл

Финансовая стратегия.docx

— 78.43 Кб (Скачать)

     ·   проект по переработке нефти в  г. Плоешти, в Румынии (приобретены  акции нефтеперерабатывающего завода для поставок нефти и производства продукции, направляемой в страны Центральной  и Западной Европы).

     Компания  «ЛУКойл» является практически полностью  акционированной. Государственная  доля в акционированном капитале компании незначительна.

     В числе первых российских компаний «ЛУКойл» в декабре 1996 г. зарегистрировал  программу выпуска американских депозитарных расписок (АДР) «первого уровня», что сделало его акции  доступными всем иностранным инвесторам. К середине апреля 1997 г. объем выпуска  АДР превысил 14% акционерного капитала компании. Эта программа осуществлена на базе международного аудита и оценки запасов компании по наиболее жесткой  системе оценок (американской). Тем  самым были выполнены необходимые  условия для продвижения акций  «ЛУКойла» на мировые фондовые рынки.

     Среди недостатков в деятельности фирмы  следует назвать неплатежи потребителей; присутствие в расчетах суррогатов денег, что создает у компании собственные трудности в расчетах с поставщиками, государственными органами; высокие издержки добычи на ряде месторождений, особенно северных; несбалансированность между добычей и переработкой нефти; недостаточно высокий технический  уровень переработки нефти; недостаточное  проникновение в сельские районы страны; высокая численность; громоздкая система управления.

     Немаловажным  обстоятельством, затрудняющим деятельность компании в сфере ценообразования, является структура цены. Из общих  затрат и платежей на добычу, переработку  нефти и сбыт нефтепродуктов, формирующих  цену на конечную продукцию компании, лишь 38% приходится на собственные затраты  компании, остальные – это налоги (44%) и затраты на транспортировку нефти и нефтепродуктов (18%). Последнее обстоятельство указывает на необходимость смягчения налогового бремени и снижения транспортных тарифов.

     Стратегическими направлениями деятельности компании определены:

     ·   приоритетное развитие нефтяного (добывающего) сектора с постепенной реструктуризацией  «нефтяного портфеля» за счет увеличения доли высокопродуктивных запасов нефти  на новых месторождениях с более  низкими производственными и  транспортными издержками (в том  числе на месторождениях вне России). Одновременно в сложившихся районах  намечается использование современных  методов интенсификации добычи нефти;

     ·   оптимизация межсекторных пропорций  с достижением более рационального  соотношения разведки и добычи нефти, производства и сбыта нефтепродуктов.  
·   диверсификация нефтяного бизнеса с развитием секторов нефтехимии, газа, транспортировки, инжиниринга для лучшего использования сырья и роста доходности;

     ·   глобализация и интернационализация  деятельности компании с увеличением  доли на мировом рынке нефти и  нефтепродуктов, а также на международных  фондовых рынках;

     ·   совершенствование качества управления на основе программы комплексной  реорганизации организационно-управляющих  структур с конечной целью достижения «ЛУКойл»ом уровня мирового класса.

     Определение стратегических направлений деятельности потребовало соответствующей инвестиционной и финансовой составляющих, обеспечивающих реализацию товарно-рыночной стратегии.

     Направлениями инвестиционной политики компании «ЛУКойл» являются:

     ·   оптимизация соотношения собственных  и заемных средств;

     ·   формирование портфеля инвестируемых  проектов, в котором сочетаются высокорисковые и сверхдоходные инвестиции с  надежными, но обеспечивающими средний  уровень рентабельности.

     ·   проведение активной амортизационной  политики, стимулирующей технологическое  обновление производства;

     ·   приобретение акций предприятий  нефтегазового комплекса, обеспечивающих стратегическое усиление компании.

     Компания  «ЛУКойл» пока самостоятельно решает проблему поиска инвестиционных ресурсов, поскольку отечественная банковская структура не ориентирована на реальный сектор экономики, а государственное  финансирование сведено практически  до нуля. В этой связи наряду с  указанными выше источниками компания прибегает к продаже своих  акций, выкупанию акций у держателей, приобретению акций других предприятий, различным альянсам и стратегическим союзам. Такого рода деятельность является дополнением к инвестированию в  новое строительство и модернизацию.

     По  мере развития рыночных отношений в  нефтегазовом комплексе все большее  значение приобретают операции по покупке  активов с целью поглощения и  слияния. Такой метод структурного роста рассматривается в компании в качестве альтернативы инвестированию в новое строительство и модернизацию действующего производства. Учитывая тот факт, что процесс приватизации нефтегазового комплекса еще  продолжается, компания «ЛУКойл» в  качестве стратегической задачи приняла  решение участвовать в конкурсе по продаже акций нефтяных компаний, еще находящихся в государственной  собственности (компании «Роснефть», «Славнефть»  и др.).

     Таким образом, в описываемый период компания успешно реализовала финансово-инвестиционную стратегию типа «Консорциум», предусматривающую  консолидацию инвестиционных ресурсов на базе интеграции отечественных предприятий, расположенных вдоль технологической  цепочки «сырье – конечный продукт». В качестве источников финансирования использованы собственные средства, вторичная эмиссия акций, привлеченные средства интегрированных предприятий. Кредиты пренебрежимо малы. В последнее время намечается трансформация финансово-инвестиционной стратегии в направлении привлечения иностранного капитала путем выхода на мировые фондовые рынки (размещение ценных бумаг типа АДР). Компания имеет иностранного стратегического инвестора. Реализует пакет инвестиционных проектов, нацеленных главным образом на ресурсно-рыночные стратегические решения. 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

Заключение  

     Финансовая  стратегия компании – это генеральный  план действий по своевременному обеспечению  предприятия финансовыми ресурсами (денежными средствами) и по их эффективному использованию с целью капитализации  компании.

     Грамотно  построенная финансовая стратегия  предприятия (компании, отрасли) позволяет  не только обеспечить предприятие финансовыми  ресурсами и оптимизировать риски, но и определить пакет стратегический целей для дальнейшего эффективного развития предприятия.

     Финансовая  стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение  прибыли, безналичные расчеты, налоговую  и ценовую политику, политику в  области ценных бумаг.

     Разработка  финансовой стратегии – это часть  общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и  направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую  стратегию предприятия, поскольку  изменение ситуации на макроуровне  и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

     Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия  обеспечивает соответствие финансово-экономических  возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться. [4; 321]

     Таким образом, успешная финансовая деятельность предприятия обусловлена как  своевременными и правильными решениями  высшего менеджмента в текущей  работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться  не только на основе внутренних условий  предприятия, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.

 

Список  использованной литературы

УЧЕБНИКИ  И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Аминова З.Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. – М.: Компания Спутник+, 2005. – 118с.
  2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 259с.
  3. Бланк А.И. Финансовая стратегия предприятия. – Киев: Ника-центр, 2004. – 711с.
  4. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 384с.
  5. Морозов Т.Г., Пикулькин А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318с.
  6. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 288с.
  7. Дранко О.И. Финансовый менеджмент. Технология управления финансами предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 351с.
  8. Карасева И.М., Ревякина М.А. Под ред. Ю.П. Анискина Финансовый менеджмент. – М.: Омега-Л, 2006 – 335с.
  9. Миронов М. Г. Финансовый менеджмент. – М.: ГроссМедиа, 2004 – 144с.
  10. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент -теория и практика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 2-е изд. – 1024с.

    НАУЧНАЯ (ПЕРИОДИЧЕСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА

  1. Журнал «Финансовый директор» №11, 2005. Режим доступа: [http://www.fd.ru/reader.htm?id=15559]
  2. Роман Борисов, Илья Борисовский «Показатели, обеспечивающие контроль реализации стратегии и текущего финансового состояния»// «Финансовый директор» № 12, 2010.Режим доступа [http://www.fd.ru/reader.htm?id=37395]
  3. Управление компанией «Стратегия финансирования и управление стоимостью компании»// «Управление компанией». Режим доступа [http://www.cfin.ru/management/finance/capital/finstrat_and_val.shtml]
  4. Яковлева И. Н. «ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОМПАНИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»// «Консультационный центр».
  5. Яковлева И. Н. «ФИНАНСОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ»// «Консультационный центр»

Информация о работе Формирование финансовой стратегии предприятия