Формирование и развитие организационной культуры в международных компаниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Время, в которое мы живем - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни - это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Очень важны эти изменения в организации. Организация составляет основу мира менеджеров, которые формируют ее культуру.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. …………………………………..3
1. Формирование организационной культуры в международных компаниях…………………………………………………………………………………………………………..5
1.1.Организационная культура как один из компонентов
и условий существования организации…………………………………………………………….5
1.2 Компоненты организационной культуры ………………………………………………….8
1.3 Важные проблемы при формировании организационной культуры…… 12
2. Становление организационной культуры в международных компаниях…15
2.1 Поддержание организационной культуры ………………………………................15
2.2 Изменение культуры организации……………………………………………………………20
2.3 Национальное в организационной культуре…………………………………………….22
2.3.1 Системный подход………………………………………………………………………………….23
2.3.2 Модель Хофстида……………………………………………………………………………………24
2.3.3 Модель Лэйна и Дистефано…………………………………………………………………….27
2.3.4 Модель Оучи…………………………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Формирование и развитие организационной культуры в международных компаниях.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Под ценностями обычно понимают свойства объектов, процессов или явлений, обладающие эмоциональной привлекательностью для членов организации. Распределение  ценностей в социальной группе, например среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.

     Организационные ценности и нормы, это:

     * предназначение организации и  ее «лицо» (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в  своей отрасли; преданность духу  профессии; новаторство);

* старшинство  и власть (полномочия, присущие должности  или лицу; уважение старшинства  и власти; старшинство как критерий  власти и т.д.);

* значение  различных руководящих должностей  и функций (важность руководящих  постов, роли и полномочия отделов  и служба);

* обращение  с людьми (забота о людях и  их нуждах; бес пристрастное отношение  и фаворитизм; привилегии; уважение  к индивидуальным правам; обучение  и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);

* критерии  выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп и т.д.);

* организация  работы и дисциплина (добровольная  или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы и другое);

* стиль  руководства и управления (стили  авторитарный, консультативный или  сотрудничества; использование целевых  групп; личный пример; гибкость  и способность приспосабливаться);

* процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов; и т.д.);

* распространение  и обмен информацией (информированность  сотрудников; легкость обмена информацией);

* характер  контактов (предпочтение личным  или письменным контактам; жесткость  или гибкость в использовании  установившихся каналов служебного  общения; значение, придаваемое формальным  аспектам; возможность контактов  с высшим руководством; использование собраний кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);

* характер  социализации (кто с кем общается  во время и после работы; существующие  барьеры; особые условия общения);

* пути  разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение использования официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций; и т.д.);

     Таким образом, всякая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Создавая организационные культуры, необходимо учитывать общественные идеалы и культурные традиции страны. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации.

     Функциональная  роль существования ценностей организации напрямую связана с самим фактом жизни человека в обществе. К. Клакхон считает, что без ценностей жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей. Все это можно с уверенностью отвести и к корпоративным культурам: без единой системы ценностей организации не могли бы устойчиво функционировать и достигать поставленных целей.

     Тем не менее, не все корпоративные ценности, осознаваемые и даже принимаемые  сотрудником в качестве таковых, действительно становятся его личностными  ценностями. Осознания той или иной ценности и положительного отношения к ней недостаточно. Действительно необходимым условием является практическое включение сотрудника в деятельность организации, направленную на реализацию этой ценности. Только ежедневно действуя в соответствии с корпоративными ценностями, соблюдая установленные нормы и правила поведения, сотрудник может стать представителем компании, соответствующим внутригрупповым социальным ожиданиям и предъявляемым требованиям. Полная идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости от того, находится ли он в рамках данной организации или трудиться в другом месте. Более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой другой компании, фирме и т.д.

     Другой  компонент организационной культуры - это философия организации, т.е. совокупность основополагающих, ключевых ценностей, отвечающих на вопрос, что является самым важным для данной организации.

Третий  компонент организационной культуры обряды, ритуалы и лозунги.

Четвертый компонент - легенды и мифы.

Пятый компонент - обычаи.

Шестой  компонент - нормы и стиль поведения. 

1.3. Важные проблемы при формирование организационной культуры

Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано. Вторая — это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации проблемы.

     Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. В данном процессе решаются вопросы, имеющие отношение к выполняемым задачам, методам их решения, реакции на успехи и неудачи и т.п.

     Используя выработанный совместный опыт, члены  организации развивают общие  подходы, помогающие им в их деятельности. Люди должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что так красиво заявляется с высоких трибун для акционеров. Это поможет им сформировать понимание их вклада в выполнение организацией своей миссии.

     Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение. В других — работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в-третьих - может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое.

     В любой организации ее работники  склонны участвовать в следующих процессах:

• выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;

• разрабатывать  пути и способы измерения достигнутых  результатов;

•   находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.

       Отмечено, что работники нуждаются  в развитии приемлемых способов доведения до представителей внешней среды информации о своих реальных возможностях, преимуществах и успехах. Некоторые компании организуют для этих целей поездки своих сотрудников и на предприятия заказчиков, и на предприятия поставщиков.

     Важно также, чтобы в организации знали  о том, когда можно допустить неудачу. Для этого отдельные компании при разработке новых проектов устанавливают рубежи, на которых по причине неудачи проект сворачивается. Это официально предусматривается проектным документом, так что все знают об этом.

     Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам (субкультуры), так и ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации организации. Так, подразделение послепродажного обслуживания российской корпорации АСИ получило свое «новое определение себя», став самостоятельной компанией.

     Коммуницируя  и взаимодействуя, члены группы/организации  стремятся описать для себя окружающий их организационный мир. Они могут прийти к выводу, что он является меняющимся или застойным, полным возможностей или опасностей. Так, люди пойдут на нововведения, если они верят, что могут провести важные изменения в окружающем их мире и то, что раньше составляло опасность, теперь может стать возможностью для изменений.

     На  формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры  влияют ряд факторов внешнего и внутреннего  окружения.

     На  всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера (его личная вера, ценности и стиль) во многом может определять культуру организации. В очень большой степени влияние лидера или основателя компании на формирование культуры проявляется, если он является сильной (ярко выраженная управленческая культура) личностью, а организация только создается.

     Формирование  культуры организации связано с  внешним для организации окружением:

•   деловая среда в целом и  в отрасли в частности;

•   образцы национальной культуры.

     Принятие  компанией определенной культуры может  быть связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью  технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или иная компания.

     Анализ  факторов формирования организационной  культуры показывает, что последняя  является предметом развития и изменений  в течение всей жизни организации. При этом в силу «глубинности» базовых предположений и их «устойчивости» указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. 

     2. Становление организационной культуры в международных компаниях

2.1. Поддержание организационной культуры

     Организационная культура и на глубинном уровне - неосознаваемых ценностей, и на внешнем уровне - декларируемых правил, является производной от истории организации, ее успехов и неудач. А история организации начинается с личных историй ее основателей, лидеров. Итак, куль тура конкретной организации может быть понята только при учете индивидуальной истории ее лидеров, основателей. Но их собственные истории начинались в их первых организациях, как правило, в семьях. Именно там они впервые услышали и получили опыт реализации своих первых мифов, принимаемых на веру, без доказательств:

* Мир  жесток и несправедлив - надо быть  сильным и осторожным

* Людям  надо верить и делать добро,  и они тебе ответят тем же.

* Не  в деньгах счастье.

* Копейка  рубль бережет.

* Все  должны внести свой вклад в  общее дело.

* Каждый  должен заниматься своим делом.

* Нужно  быть скромным, пусть окружающие  сами оценят твой труд.

Информация о работе Формирование и развитие организационной культуры в международных компаниях