Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:30, курсовая работа
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать  основные черты и принципы  бюджетной системы Российской 
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться  в источниках формирования налоговых  и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
1. СУЩНОСТЬ И  СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…................................................................................…….....................5
1.1 Понятие и  особенности бюджета и бюджетной  системы в Российской Федерации……..........................................................................................................5
1.2 Доходы и  расходы государственного бюджета,  их сбалансированность и проблемы  исполнения………………………….......................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике страны…………................................……..……………....22
2.1 Федеральный  бюджет...........................…..................................…....................22
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты…................................................................................................................28
2.3 Внебюджетные  фонды…………....................................................…...............31
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения….................................................................................................................37
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………........................................................................44 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………....................................................................47
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И 
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО 
1.1 Понятие и 
особенности бюджета и 
1.2 Доходы и 
расходы государственного 
2. ХАРАКТЕРИСТИКА 
УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение 
в экономике страны…………....................
2.1 Федеральный 
бюджет........................
2.2 Бюджеты субъектов 
Российской Федерации и местные бюджеты…......................
2.3 Внебюджетные 
фонды………….....................
2.4 Межбюджетные 
отношения: современная ситуация, проблемы 
и пути их решения…......................
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………............
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...............
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный 
бюджет РФ – главное звено бюджетной 
системы страны, которое является 
основным финансовым планом государства, 
утвержденным 
Федеральным Собранием РФ в форме закона; 
государственный бюджет концентрирует 
основную часть бюджетных ресурсов страны, 
отражает доходы и расходы Правительства 
Российской Федерации. Бюджет государства 
выражает экономические отношения, опосредующие 
процесс образования и использования 
централизованного фонда денежных средств 
государства.
Варьируя 
основные показатели государственного 
бюджета, Федеральное 
Собрание и Правительство Российской 
Федерации могут определенным образом 
влиять на экономическую ситуацию в стране, 
решать наиболее важные государственные 
проблемы. Через государственный бюджет 
мобилизуются финансовые ресурсы, которые 
в дальнейшем перераспределяются и используются 
для целей государственного регулирования 
социально-экономического развития Российской 
Федерации и реализации финансово-бюджетной 
политики страны.
Все вышесказанное 
свидетельствует о том, что изучение 
бюджетной системы, бюджетного процесса, 
теоретических и 
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых - это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
Объектом курсовой работы является бюджетная система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РФ.
Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать 
основные черты и принципы 
бюджетной системы Российской 
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться 
в источниках формирования 
- вскрыть 
возможности оптимизации 
- рассмотреть 
бюджетную классификацию и ее 
использование при кассовом 
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- рассмотреть 
понятие государственного 
Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, структура курсовой работы;
- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм бюджетной категории;
- Практическое 
исследование, в котором характеризуются 
бюджеты разных уровней с 
- Третья часть, в которой описывается роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.
- Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе;
- Библиографический список использованных источников.
- Приложения.
В качестве 
исходной информационной базы привлекались 
теоретические материалы исследования 
различных авторов, учебники и учебные 
пособия, статистический материал, Законы 
о бюджетах на очередной финансовый год 
(на федеральном уровне, региональном 
и местном). 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
      Центральное 
место в системе 
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Перемены 
в экономике России и её политическом 
строе, произошедшие в начале 90-х годов, 
вызвали серьезные изменения в её финансовом 
механизме. 
Появление новых форм собственности, новых 
субъектов хозяйствования повлекло изменения 
в системе денежных доходов и расходов. 
Одним из важнейших направлений реформирования 
государственных финансов стало расчленение 
единого госбюджета на три самостоятельных 
части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов 
федерации и местные бюджеты. Это стало 
важным шагом к демократизации финансовых 
отношений. В этом же направлении действовали 
переход к налогам, как главному способу 
обеспечения доходов бюджета, отмена монополии 
на внешнюю торговлю и валютные отношения, 
приватизация государственной собственности 
и т.п. Все это привело к принципиальным 
изменениям в бюджетной системе Российской 
Федерации, и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения[1].
Бюджетная 
система России, как федеративного государства 
состоит из трёх уровней: первый уровень 
- федеральный бюджет Российской Федерации 
и бюджеты государственных внебюджетных 
фондов; второй уровень - бюджеты субъектов 
РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 
55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных 
бюджетов автономных округов, бюджет автономной 
Еврейской области, городские бюджеты 
Москвы и 
Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных 
государственных внебюджетных фондов; 
третий уровень - местные бюджеты (около 
29 тысяч городских, районных, поселковых 
и сельских бюджетов).
Совокупность 
бюджетов всех уровней образует консолидированный 
бюджет. 
Консолидированный бюджет определяется 
Бюджетным кодексом как свод бюджетов 
всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право 
законодательных органов 
- наличие 
собственных источников 
- право 
органов государственной 
- недопустимость 
изъятия доходов, 
- недопустимость 
компенсации за счет бюджетов 
других уровней потерь в 
Принцип 
полноты учета бюджетных 
Принцип 
сбалансированности бюджета означает, 
что объем предусмотренных