Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

Содержание

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…................................................................................…….....................5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации……..........................................................................................................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения………………………….......................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике страны…………................................……..……………....22
2.1 Федеральный бюджет...........................…..................................…....................22
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты…................................................................................................................28
2.3 Внебюджетные фонды…………....................................................…...............31
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения….................................................................................................................37
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………........................................................................44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………....................................................................47

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет-3 курс-Алпацкая-финансы и кредит.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И  СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…................................................................................…….....................5

1.1 Понятие и  особенности бюджета и бюджетной  системы в Российской Федерации……..........................................................................................................5

1.2 Доходы и  расходы государственного бюджета,  их сбалансированность и проблемы  исполнения………………………….......................................................9

2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике страны…………................................……..……………....22

2.1 Федеральный  бюджет...........................…..................................…....................22

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты…................................................................................................................28

2.3 Внебюджетные  фонды…………....................................................…...............31

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения….................................................................................................................37

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………..41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………........................................................................44 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………....................................................................47
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной  системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным 
Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Варьируя  основные показатели государственного бюджета, Федеральное 
Собрание и Правительство Российской Федерации могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Все вышесказанное  свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных  основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Достижение  всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых - это  полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением  государством своих обязательств.

Объектом курсовой работы является бюджетная система и проблемы исполнения бюджетов разных уровней в РФ.

Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- исследовать  основные черты и принципы  бюджетной системы Российской 
Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться  в источниках формирования налоговых  и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть  возможности оптимизации доходной  и расходной частей государственного  бюджета;

- рассмотреть  бюджетную классификацию и ее  использование при кассовом исполнении  бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

- рассмотреть  понятие государственного долга,  его размер и ситуацию с  погашением в России.

Цели  и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей:

- Введение, в котором определяется объект  исследования, описываются цели, задачи, структура курсовой работы;

- Теоретическая  часть, в которой излагается  понятийный механизм бюджетной категории;

- Практическое  исследование, в котором характеризуются  бюджеты разных уровней с использованием  цифрового материала, раскрываются  проблемы межбюджетных отношений;

- Третья  часть, в которой описывается  роль государственного бюджета как финансовой  базы социально-экономического развития общества.

- Заключение, содержащее общие выводы и  предложения в целом по работе;

- Библиографический  список  использованных источников.

- Приложения.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и местном). 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1. Понятие и особенности  бюджета и бюджетной  системы в Российской  Федерации

      Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. 
Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения[1].

Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней: первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и 
Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. 
Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право  законодательных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;

- наличие  собственных источников доходов  бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно в соответствии  с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов  (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость  компенсации за счет бюджетов  других уровней потерь в доходах  и дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов  о бюджете, за исключением установленных  законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет