Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проведение анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

Содержание

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…................................................................................…….....................5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации……..........................................................................................................5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения………………………….......................................................9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в экономике страны…………................................……..……………....22
2.1 Федеральный бюджет...........................…..................................…....................22
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты…................................................................................................................28
2.3 Внебюджетные фонды…………....................................................…...............31
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения….................................................................................................................37
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………........................................................................44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………....................................................................47

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет-3 курс-Алпацкая-финансы и кредит.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Принцип гласности означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 

1.2. Доходы и расходы  государственного  бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения

      Доходы  бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

В зависимости  от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве.

Доходы  бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных Фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета  — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Огосударствление  национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными  методами, используемыми органами государственной  власти для перераспределения национального  дохода и образования бюджетных  доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Главный метод перераспределения национальною дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую  долю доходов бюджета. Так, в доходах  центрального бюджета различных  государств налоговые поступления  составляют около 9/10.[3] Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.

Следующим по своему финансовому значению доходом  бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые  предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. 
Существуют два пути получения государственных займов:

1) государственные  займы, полученные у физических  и юридических лиц путем выпуска  ценных бумаг от имени государства; 

2) кредиты,  полученные у центрального банка  и других кредитных учреждений.

Увеличение  объема кредитных операций государства  ведет к росту государственного долга.

Государственный долг тесно связан с налогами. Его  погашение, выплата по нему процентов  осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение  налоговых платежей, государственных  займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии  бумажных денег- это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально- экономические последствия.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно- территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально- экономического развития.

Для выяснения  роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть  расходов бюджета, обеспечивающих текущее  функционирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы бюджета — эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. 
Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы: 
1) государственное управление и местное самоуправление; 
2) судебная власть; 
3) международная деятельность; 
4) национальная оборона; 
5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; 
6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
7) промышленность, энергетика и строительство; 
8) сельское хозяйство и рыболовство; 
9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; 
10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; 
11) жилищно-коммунальное хозяйство; 
12) образование; 
13) здравоохранение и физическая культура; 
14) культура, искусство и кинематография; 
15) средства массовой информации; 
16) обслуживание государственного долга; 
17) финансовая помощь бюджетам других уровней; 
18) целевые бюджетные фонды; 
19) пополнение государственных запасов и резервов; 
20) социальная политика; 
21) прочие расходы. 
Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального Использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за Использованием бюджетных ассигнований.

Территориальная классификация расходов. В соответствии с Уровнем государственного управления в Российской Федерации Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.

Задачи  в области расходов бюджета. В  целом в области расходов бюджета  до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Основные задачи в области расходов бюджета: 
1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению; 
2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики; 
3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом; 
4) повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы; 
5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей; 
6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам; 
7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах; 
8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета  Российской Федерации.

Для составления  отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями.

Бюджетная классификация РФ - это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Основные  принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ, согласно которому бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов РФ; функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.

Доходы  бюджетов - денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Согласно действующей  бюджетной классификации все  доходы бюджетов делятся на следующие  виды: 
Налоговые доходы, которые включают в себя: 
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала; 
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда; 
- налоги на товары и услуги; 
- налоги на имущество; 
- платежи за использование природных ресурсов; 
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; 
- прочие налоги, сборы и пошлины; 
Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ,муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности). 
Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления: 
- От нерезидентов; 
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления); 
- От государственных внебюджетных фондов; 
- От государственных предприятий и учреждений; 
- От наднациональных организаций.

Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим  направлениям:

а). расходы  федерального бюджета;

б). Расходы  бюджетов субъектов РФ;

в). расходы  местных бюджетов;

Рассмотрим  виды расходов, финансируемых исключительно  из федерального бюджета: обеспечение  деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; проведение референдумов и выборов РФ; федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; финансовая поддержка субъектов РФ; федеральный статистический учет; прочие расходы.

Информация о работе Государственный бюджет