Шпаргалка по финансовому менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:43, шпаргалка

Описание работы

Эта наука появилась в середине XX века в развитых странах, когда для этого сложились основные предпосылки:
• созданы основы общей экономической теории;
• производство и уровень его организации достигли высочайшего развития в виде создания индустриального общества, в основе, которого лежит крупное промышленное производство и акционерная форма собственности;

Работа содержит 1 файл

шпора ФМ.doc

— 787.00 Кб (Скачать)

С юридической точки зрения существует достаточно большое количество способов объединения.

Классификация основных типов слияний и поглощений компаний

В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний. Считаем, что в качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов можно назвать (см. рис. 1):

·  характер интеграции компаний;

·  национальную принадлежность объединяемых компаний;

·  отношение компаний к слияниям;

·  способ объединения потенциала;

·  условия слияния;

·  механизм слияния.

Остановимся на наиболее часто встречающихся видах слияния компаний. В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды:

·  горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;

·  вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;

·  родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;

·  конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство втакого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.

В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:

·  Слияния с расширением продуктовой линии (productlineextensionmergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter&Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox – производителя отбеливающих веществ для белья.

·  Слияния с расширением рынка (marketextensionmergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались.

·  Чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:

– национальные слияния – объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;

– транснациональные слияния – слияния компаний, находящихся в разных странах (transnationalmerger), приобретение компаний в других странах (cross-borderacquisition).

Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций.

В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить:

·  дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;

·  враждебные слияния – слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.

В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:

·  корпоративные альянсы – это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;

·  корпорации – этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.

В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:

·  производственные слияния – это слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;

·  чисто финансовые слияния – это слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.

Слияния могут осуществляться на паритетных условиях (“пятьдесят на пятьдесят”). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что “модель равенства” является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.

В зарубежной практике можно выделить также следующие виды слияний компаний:

·  слияние компаний, функционально связанных по линии производства или сбыта продукции (productextensionmerger);

·  слияние, в результате которого возникает новое юридическое лицо (statutorymerger);

·  полное поглощение (fullacquisition) или частичное поглощение (partialacquisition);

·  прямое слияние (outrightmerger);

·  слияние компаний, сопровождающееся обменом акций между участниками (stock-swapmerger);

·  поглощение компании с присоединением активов по полной стоимости (purchaseacquisition) и т.п.

Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.

Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.

 

26. Методы увеличения капитала и их виды.

Основной метод увеличения капитала — возрастание реинвести­руемой прибыли, которое, как известно, зависит от комплекса ин­тенсивных и экстенсивных факторов, связанных, с одной стороны, с формированием массы валовой прибыли и ее базового компонента — предпринимательского дохода, а с другой стороны — с решениями финансового менеджера: а) о распределении валовой прибыли и расширении ее инвестируемой части; б) о выборе инвестиционного проекта и привлечении источников его финансирования.

Эти решения принимаются по трем основным критериям: эф­фективности (растущей рентабельности, доходности), безрисковости (достаточно низкой степени риска утраты дохода), ликвидности (достаточно быстрой оборачиваемости, или высвобождении денеж­ных средств из оборота).

В итоге вторая группа факторов как бы сливается с первой, обра­зуя систему финансовых динамических показателей, предопределяю­щих масштаб, сумму, время и иные условия увеличения капитала.

Среди уже рассмотренных (т.е. связанных определенной коли­чественной зависимостью с объемом капитала или прибыли) детер­минированных факторов увеличения капитала — фактор роста объ­ема производства и реализации продукции, работ и услуг, который сам по себе (при прочих равных условиях) обеспечивает еще более значительный рост прибыли за счет относительной экономии на условно-постоянных элементах себестоимости. Этот фактор заслу­живает особого внимания финансового менеджера, ибо современные финансовые проблемы и в производственной, и в монетарной сфере (инфляционный рост цен, платежный кризис, бюджетный дефицит и т.д.), влекущие за собой социальную напряженность и взрывы, имеют первопричиной падение объема производства и «бегство» капитала от физических инвестиций.

Однако наука и практика финансового менеджмента разработа­ли специфические финансово-кредитные методы расширения капи­тала или привлечения финансовых ресурсов в собственный оборот. К ним можно отнести: эмиссию и куплю-продажу акций, облига­ций, векселей, фьючерсов и других ценных бумаг, в том числе опе­рации с инвалютой, а также лизинг, ипотеку и прочие кредитные формы привлечения денежных ресурсов, наконец, чисто финансо­вые методы, мобилизующие денежные средства не на кредитном или фондовом рынках, такие, как привлечение средств долевого участия с последующим участием в распределении прибыли, оффшорные операции, которые охватывают и законные способы оптимизации налоговых платежей, франчайзинг.

 

27. Краткосрочные финансовые решения (тактика) в системе финансового менеджмента и их связь с долгосрочными решениями.

Краткосрочная финансовая политика (решения) субъекта хозяйствования – это составная часть экономической политики, представляющая многоаспектную систему для привлечения и использования финансовых ресурсов с целью достижения намеченных краткосрочных целей, определяющих его развитие в пределах текущего года, касающихся форм и методов деятельности, а также совокупности отношений внутри фирмы.

Объектом краткосрочной финансовой политики является организация хозяйствования фирмы на текущую перспективу до одного года, а также любые виды и направления деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами. Объект краткосрочной финансовой политики фирмы представляет всю совокупность хозяйственной системы, на которую воздействует финансовая политика.

Краткосрочные финн решения сводятся к след видам:

Управление денежными средствами и ликвидными ценными бумагами, бюджет денежных средств
Основные решения, принимаемые в процессе управления запасами
Управление  дебиторской задолженности  и разработка  кредитной политики

Однако совокупность финансовых приёмов и форм финансового менеджмента, направленных на достижение основных задач краткосрочной финансовой политики в соответствии с реальными ситуациями, определяется стратегическими задачами (долгосрочными решениями) финансового управления. Например, финансисты могут найти многообещающие объекты инвестиционного вложения финансовых ресурсов, установить оптимальное соотношение заёмного и собственного капитала, разработать совершенную дивидендную политику, но, тем не менее, в результате фирма может оказаться банкротом. Это объясняется тем, что никто не позаботился о наличии денег для оплаты текущих обязательств.

Долгосрочные решения представляющая собой концепцию того, как будут использоваться привлекаемые предприятиями финансовые ресурсы для достижения устойчиво высокого дивиденда или поступательного роста курса акций на фондовых рынках; как и на каких условиях будут привлекаться нужные финансовые ресурсы; как будет происходить расчет по привлеченным средствам; на каких условиях будет строиться налоговая политика. Стратегия также включает в себя обязательный анализ возможного изменения государственной политики в области финансов и оценку релевантности (соответствия во временном разрезе) стратегии и целей компании.

Долгосрочные решения финансового менеджера сводятся к следующим видам:

• бюджетирование капитала;

• политика дивидендов;

• выбор способов достижения роста прибыли компании и диверсификации рисков;

• выбор источников долгосрочного финансирования.

 

28.  Инструменты, методы и приемы финансового менеджмента.

Инструменты ФМ - это

финансовая отчетность, которая является, в свою очередь, информационным обеспечением ФМ;

финансовые показатели, рассчитываемые на основе финансовой отчетности;

финансовое планирование (бюджетирование и налоговое планирование).

Отчетность - способ получения итоговой информации о результатах работы предприятия. Финансовая отчетность - совокупность форм, составленных на основе данных финансового учета.

Годовой бухгалтерский баланс содержит следующие типовые формы:1. Баланс предприятия;2. Отчет о финансовых результатах и их использовании 3. Приложение к балансу , Пояснительная записка с изложением факторов, повлиявших на результаты деятельности, решения по итогам рассмотрения на предприятии годового отчета и распределения прибыли и Акт аудиторской проверки.

Под анализом финансовой отчетности предприятия (финансо­вым анализом) понимается выявление взаимосвязей и взаимоза­висимостей между различными показателями его финансово-хо­зяйственной деятельности, включенными в отчетность.

Расчет финансовых коэффициентов позволяет внешнему пользователю оценить финансовое состояние предприятия на определенную дату только на основании годового финансового отчета. Для применения других методов анализа (горизонтально­го, вертикального, трендового и факторного) требуется дополни­тельная документация, в том числе финансовые отчеты предпри­ятия за предыдущие периоды.

В зарубежной теории и практике финансового менеджмента под финансовым анализом понимается расчет финансовых ко­эффициентов, в том числе коэффициентов: ликвидности; платежеспособности; оборачиваемости (деловой активности); рентабельности; рыночной активности.

Планирование представляет собой процесс разработки и при­нятия целевых установок количественного и качественного ха­рактера, а также определения наиболее эффективных способов их достижения.

Планирование должно быть ос­новано на прогнозировании, которое делает запланированные показатели более достоверными, а следовательно, более дости­гаемыми. Планирование позволяет составить по каждому из направле­ний деятельности предприятия несколько вариантов возможного развития событий, наметить основные границы, в пределах кото­рых могут варьироваться прогнозные значения того или иного показателя.

Информация о работе Шпаргалка по финансовому менеджменту