Теоретические аспекты финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ финансового менеджмента и его роли в повышении эффективности деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и значение финансового менеджмента, процесс его организации;
определить основные пути и методы совершенствования финансового менеджмента на предприятии;
исследовать организацию финансового менеджмента на предприятии – объекте исследования;
выявить основные направления совершенствования финансового менеджмента на данном предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового менеджмента в организации 6
1.1. Понятие и значение финансового менеджмента 6
1.2. Процесс организации финансового менеджмента 9
1.3. Пути и методы совершенствования финансового менеджмента на предприятии 19
2. Анализ финансового менеджмента на предприятии на примере
ООО «ЮТА» 22
2.1. Общая характеристика ООО «ЮТА» 22
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 34
2.2. Финансовая служба предприятия и ее функции 41
3. Совершенствование организации финансового менеджмента в
ООО «ЮТА» 45
3.1. Анализ состояния финансового менеджмента в ООО «ЮТА» 45
3.2. Рекомендации по усовершенствованию финансового менеджмента
в ООО «ЮТА» 46
3.3. Эффект от усовершенствования системы финансового
менеджмента на предприятии 50
Заключение 54
Список литературы 57

Работа содержит 1 файл

Курс-Финменеджмент(Юта).doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Одним из механизмов финансового  менеджмента является распределение  доходов. Первичное распределение  дохода организации связано с ее перераспределением. Подобная распределительная деятельность требует от финансового менеджера перманентных инвестиционных решений, то есть вынуждает финансового менеджера за пределы финансовых отношений в такие как юридические (контракты) и снабженческие деятельности вплоть до выбора контрагента, частоты и прочих условий поставок [10, с 56].

Так, перераспределение  доходов связанно (обусловлено) неравномерностью движения доходов и расходов. Доходы в целом для каждой организации, отрасли или региона увеличиваются более или менее равномерно, ибо их рост соответствует расширению производства или, как в современной ситуации, росту цен (тарифов). А расходы определяются характером их наиболее крупной и длительной иммобилизуемой из текущего оборота частью - капитальными вложениями или прямыми инвестициями. Неравномерность проявляется в различных аспектах: во-первых, во времени, в том числе из-за сезонности продаж, - по годам, кварталам и более кратким периодам; во-вторых, в региональном разрезе – в основном через бюджет; в-третьих, в отраслевом разрезе, в том числе внутри объединений и организаций; в-четвертых, в международном разрезе – под влиянием внутренней и внешней экономической (в том числе валютной, ценовой) и политической конъюнктуры.

Функционирование финансового  механизма управления органически  смыкается с постоянным формированием, изучением и регулированием (контролем) плановой и аналитической информации о финансовых показателях и процессах. Более того, и финансовое планирование, и анализ выделены в самостоятельные участки финансовой работы. А текущая и оперативная финансовая работа в свою очередь базируется на планировании и анализе. Необходимо отметить, что блоки анализа непременно охватывают сбор, учет и обобщение (свод) информации. А блоки планирования неизменно составляют заключительный раздел любого бизнес-плана. Это вполне согласуются с характером и требованиями финансовой работы, а также возможностями конструирования определенных комплексов задач.

К объектам финансового  менеджмента следует отнести  и сами финансовые показатели доходов, расходов или оценки результатов описанных выше процессов образования доходов и осуществление расходов.

Результирующие финансовые показатели особенно важны для финансового  менеджмент, ибо представляют собой  не только объект управления (постоянного  финансового контроля), но и цель его, если имеют положительное значение и тенденции. Они называются показателями эффективности. В это понятие эффективности, охватывающей и экономический, и социальный потребительский результат воспроизводства, следует включать помимо растущей рентабельности еще два компонента – оптимизацию ассортимента (приемлемость его по структуре, ценам и качественным параметрам продукции или услуг для современного и перспективного потребительского рынка), а также сохранение и улучшение материально – экономической и интеллектуально – психологическую среду обитания человека в условиях прогресса производительных сил общества.

Таким образом, финансовый менеджмент - система, имеющая определенные закономерности и особенности, более  точно - подсистема в системе управления организацией. Осуществление ее направлено на достижение общих целей управления организацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, лицензии, тарифы, ставки рефинансирования. Управляемая система означает, что финансовый менеджмент является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Поэтому основным принципом при обосновании способа формирования системы финансового менеджмента будет принцип системности [22, с 74-75].

С другой стороны, финансовый менеджмент сам является системой взаимосвязанных элементов. В его рамках можно выделить следующие элементы: организационная структура, кадры, методы, инструментарий, информационное обеспечение, технические средства, которые оказывают воздействие на решение стратегических и оперативных вопросов финансового менеджмента, тем самым формируется финансовая политика организации, которая опосредует решение производственных вопросов и взаимоотношения с бюджетом, инвесторами, собственниками и контрагентами. Решения последних, в свою очередь, корректируют функционирование системы финансового менеджмента, что необходимо для приспособления к изменениям внешней среды.

Важно отметить, что элементы системы финансового менеджмента  должны работать не по отдельности, а  в комплексе с учетом фаз жизненного цикла развития организации. Только тогда можно говорить о системе, и тогда возникает синергетический эффект, что приведет к росту производительности труда и (или) снижению издержек производства.

Финансовый менеджмент реализуется в присущих ему функциях. Рассмотрим основные из них.

Планирование финансов.

Финансовое планирование – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Руководство предприятия  все время находится перед  необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия  в комплексе была бы рентабельна  и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают  краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых  решений распространяется на очень  долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. финансовый менеджер предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Прогнозирование.

Прогнозирование в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового  состояния объекта в целом  и различных его частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений [10, c 47].

Организация.

Функция организаций  в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно  реализующих финансовую программу  на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры  аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п. [5, c 8]

Регулирование.

Регулирование в финансовом менеджменте – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Стимулирование.

Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством  стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Координация.

Координация в финансовом менеджменте – согласованность  работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Управление текущими активами.

Под текущими активами понимаются активы, которые предприятие может  держать в пределах года. Цикл оборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут  быть направлены на оплату пассивов. Кроме  того, они могут использоваться для  приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

– планирования закупок необходимых материалов;

– введения жестких производственных систем;

– использования современных складов;

– совершенствования прогнозирования спроса;

– быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов  путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается  в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

Управление основными  активами.

К основным активам относятся  те, которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал  и природные ресурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Решение о приобретении основного капитала складывается в  процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный  процесс, поскольку «плюсы» добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет.

Контроль.

Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством  контроля собирается информация об использовании  финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ – часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть – контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.

Анализ финансового  состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций и краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут быть различны, состояние финансов предприятия характеризуется размещением его средств и источников их формирования, анализ финансового состояния проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия. Финансовую эффективность работы предприятия отражают: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность, состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей, состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств, материальное обеспечение банковских кредитов, платежеспособность. [4, c 14–18]

Информация о работе Теоретические аспекты финансового менеджмента