Теоретические аспекты финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ финансового менеджмента и его роли в повышении эффективности деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и значение финансового менеджмента, процесс его организации;
определить основные пути и методы совершенствования финансового менеджмента на предприятии;
исследовать организацию финансового менеджмента на предприятии – объекте исследования;
выявить основные направления совершенствования финансового менеджмента на данном предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового менеджмента в организации 6
1.1. Понятие и значение финансового менеджмента 6
1.2. Процесс организации финансового менеджмента 9
1.3. Пути и методы совершенствования финансового менеджмента на предприятии 19
2. Анализ финансового менеджмента на предприятии на примере
ООО «ЮТА» 22
2.1. Общая характеристика ООО «ЮТА» 22
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 34
2.2. Финансовая служба предприятия и ее функции 41
3. Совершенствование организации финансового менеджмента в
ООО «ЮТА» 45
3.1. Анализ состояния финансового менеджмента в ООО «ЮТА» 45
3.2. Рекомендации по усовершенствованию финансового менеджмента
в ООО «ЮТА» 46
3.3. Эффект от усовершенствования системы финансового
менеджмента на предприятии 50
Заключение 54
Список литературы 57

Работа содержит 1 файл

Курс-Финменеджмент(Юта).doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим подробнее  основные направления повышения  эффективности финансового планирования и управления денежными потоками предприятия.

Для того, чтобы финансовая служба могла оперативно управлять платежами, ей необходимо каждый день получать информацию об остатках денег на счетах фирмы. Эти сведения не обязательно должны быть подтверждены документами – финансовым работникам компании гораздо важнее вовремя узнавать достоверные суммы остатков. В зависимости от способа расчетов оперативный учет можно организовать по-разному. Несколько методов его ведения описаны в таблице 12.

 

 

 

Таблица 12

Методы ведения оперативного учета остатков денежных средств

Средство оплаты

Как вести оперативный учет

Деньги на расчетных счетах

Финансовая служба обрабатывает выписки  банка и передает их в бухгалтерию 

Наличные в кассе бухгалтерии 

Финансовая служба получает справки  о движении денег по кассе из бухгалтерии  с установленной периодичностью

Векселя и облигации

Если векселя и облигации  фирмы хранятся в финансовом отделе, его специалисты и занимаются их оперативным учетом. Если ценные бумаги находятся в бухгалтерии, финансисты должны периодически получать справку об их наличии и движении

Взаимозачеты

Финансовая служба передает в бухгалтерию  распоряжение о подготовке актов  сверки взаимных расчетов


 

Полученные данные о  движении денег сотрудники финотдела  обрабатывают при помощи таких способов:

  • корректируют текущие остатки и вносят изменения в план расходов;
  • фактические платежи распределяют по плановым, которые затем отмечают как осуществленные;
  • разносят платежи и поступления по конкретным договорам, суммам налогов в бюджет, социальные фонды и т. д. При этом состояние взаиморасчетов с контрагентами корректируют на уже уплаченные суммы.

Росту прибыли предприятия  способствует проведение грамотной  маркетинговой политики.

Каждый из нас неоднократно убеждался, что цена товара способна как привлечь, так и отвратить  клиента. Правильно выбранная ценовая стратегия является одной из гарантий достижения целей.

Ценовая политика (определение  уровня цен и возможных вариантов  их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых предприятием в краткосрочном плане и в  перспективе, а также от динамики предложения и спроса) − один из наиболее важных элементов маркетинговой политики. Ее сущность состоит в создании и поддержании оптимальной ценовой структуры, способной составить у потребителя мнение о выгодности проводимой сделки, а задача  − в изыскании таких возможностей, которые позволили бы получить наивысшую цену при прочих равных условиях.

Стимулирующее воздействие  разумной ценовой политики за счет применения различных специальных  маркетинговых приемов и средств  может оказать благотворное влияние  на увеличение объема продаж. К числу таких приемов относятся ценовые скидки − метод уторговывания цены с учетом состояния рынка. Цена со скидкой − базисная цена товара, уменьшенная на величину скидки. По оценкам специалистов, существует около 40 видов ценовых скидок. Применительно к исследуемому предприятию оптимальным будет использование бонусных скидок − предоставляемых постоянным клиентам (на основе карт постоянных клиентов), а также праздничных скидок.

3.3. Эффект от усовершенствования системы финансового менеджмента на предприятии

 

Рассмотрим эффективность предложенных мероприятий по предоставления скидок перед 1 сентября. Средний чек в предпраздничные дни составляет примерно 700 руб. В эти дни посещаемость магазинов канцтоваров резко возрастает (с 250 до 350 человек). Предоставление скидок в эти дни способно увеличить количество покупателей (при предварительно проведенной рекламной акции − например, раздаче проспектов), так и стимулировать спрос на более дорогие товары.

Рассчитаем приблизительную  прибыль одного магазина без проведения данного мероприятия:

Пб = В − С, где Пб − прибыль, В − выручка-нетто, С − себестоимость товаров. Пб = 700*250 − 132000 = 43000

При проведении данного  расчета мы принимали сумму среднего чека, равной 700 руб. Как уже говорилось выше, в случае проведения рекламной акции возрастает спрос на более дорогие услуги, и сумма среднего чека увеличится до 1000 руб., а с трехпроцентной скидкой составит 970 руб. Число клиентов в таком случае повышается в среднем на 100 человек − до 350 человек в день.

Пб = 970*350 − 257000 = 82500

Стоимостная оценка ожидаемых  результатов от проведения данного  мероприятия − прирост прибыли  − составляет приблизительно 39500 руб., в то же время затраты на выпуск и раздачу рекламных проспектов − 5000 руб. Таким образом, экономический эффект составит около 35 тыс. руб. в день.

Анализ товарного ассортимента показал, что наиболее высоким спросом  в сегменте «Товары ля творчества» пользуется относительно дорогая продукция известных отечественных производителей (ОАО «Луч», ТМ «Каляка-Маляка» и др.), в то же время доля ее в ассортименте данного вида продукции неоправданно мала. Кроме этого, торговая наценка на данные товары является одной из самых высоких. Дальнейший акцент на расширении ассортимента высококачественной продукции позволит повысить общую прибыльность продаж. Предприятию следует обратить внимание на введение в ассортимент учебной литературы, которая будет успешно продаваться вместе с основными товарами.

В нашей стране институт финансовых менеджеров пока еще недостаточно развит, к тому же далеко не каждое предприятие имеет возможность нанять профессиональных управленцев. В этих условиях бухгалтер становится главным помощником руководителя, поскольку именно он владеет всеми данными о производственно-хозяйственной деятельности организации, а сама бухгалтерия выступает в роли информационной опоры управления, от которой во многом зависит дальнейшая судьба предприятия.

Таким образом, на бухгалтера возлагается решение задач, выходящих  за рамки его традиционных профессиональных обязанностей, в частности проведение анализа финансового состояния организации.

В подобной ситуации очень  полезными могут оказаться специализированные программы, которые на основании  данных, имеющихся в системе бухгалтерского учета, помогут выполнить анализ финансового состояния предприятия и представят результаты в удобной и наглядной форме. В таких системах заложены методики анализа, в которых воплощены опыт и знания ведущих специалистов в данной области. Опираясь на этот опыт и используя соответствующие программные средства, подготовленный бухгалтер может довольно быстро освоить новую для себя сферу.

Современный рынок программного обеспечения предлагает довольно широкий  ассортимент программ, которые позиционируются  как средства для финансового  анализа и финансового менеджмента, поэтому задача выбора информационной системы экономического анализа оказывается не такой уж простой. Рекламная информация, сопровождающая подобные системы, как правило, обещает пользователям весь комплекс услуг по ведению и развитию бизнеса. Отражая те или иные разделы анализа финансовой деятельности предприятия, каждый продукт имеет свои особенности, положительные и отрицательные стороны.

Признанный лидер по разработке аналитических программных  продуктов – консалтинговая компания «Эксперт Системс», чьей разработкой является Audit Expert – аналитическая система диагностики, оценки и мониторинга финансового состояния одного или группы предприятий на основе данных финансовой и управленческой, в том числе консолидированной отчетности.

Audit Expert включает конструктор  методик и позволяет реализовать  дополнительные финансово-экономические  показатели, формулы их расчета,  отчетные формы на основе исходных  и аналитических данных. Система автоматически формирует экспертные заключения. Встроенный генератор отчетов помогает быстро подготовить их с помощью шаблонов, а также создавать новые - необходимой структуры, с таблицами, графиками, текстовой информацией.

Сравнительный анализ - сопоcтавление финансовых и экономических показателей  с данными конкурентов, лидеров отрасли - составная часть планирования и оценки деятельности компании. Программа обеспечивает сравнение группы компаний и подготовку их рейтинга на основе любых показателей финансового состояния.

Audit Expert обеспечивает  автоматическое формирование и анализ относительных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность и финансовое состояние компании: рентабельности, ликвидности, деловой активности и финансовой устойчивости. Средства настройки позволяют отображать в таблицах абсолютные и относительные, в том числе в процентах, значения показателей, а также их прирост за период, относительные приросты за все периоды к уровню базового года.

Экономический эффект от внедрения программного продукта определяется как разница между экономией затрат в результате использования ПО и затратами на внедрение. На сегодняшний день штат специалистов финансового отдела предприятия составляют 4 человека. Внедрение программы позволит сократить численность сотрудников финансового отдела до 3 человек, уволив специалиста с окладом 12500 руб. При этом экономия затрат на оплату труда составит (12500 * 12) * 1,34 = 201000 руб., где 1,34 – коэффициент, учитывающий ставку отчислений на социальное страхование и обеспечение. В таблице 13 представлен расчет экономического эффекта от внедрения Audit Expert в ООО «ЮТА».

Таблица 13

Результаты расчета  экономического эффекта от внедрения  
Audit Expert в ООО «ЮТА»

 

Показатели 

Сумма, тыс. руб.

Экономия затрат на оплату труда  специалиста ПЭО

201

Затраты на установку программы, в т.ч.

148,5

- стоимость программного продукта, включая установку

88,5

- обучение персонала 

60

Экономический эффект

51,5


 

Таким образом, в результате внедрения программы Audit Expert предприятие может получить дополнительную прибыль в размере 51,5 тыс. руб.

 

Заключение

 

Таким образом, финансовый менеджмент - управление денежными фондами и денежными отношениями, то есть тем, что составляет понятие «финансы». Финансовый менеджмент самым простейшим образом можно определить как управление финансовыми потоками. Финансовый менеджмент охватывает стадии планирования, принятия решений, выработки распоряжений и контроль.

Однако, финансовый менеджмент на уровне малых предприятий еще  не развит. На сегодняшний день малые  предприятия занимаются в основном перепродажей товаров, а производители зажаты налоговым кольцом и в основном не знакомы с теорией финансового менеджмента, но жесткие законы рынка все равно окажут свое воздействие на них в плане эффективности финансового управления.

Для успешного осуществления своих обязанностей финансовый менеджер должен обладать высокой профподготовкой, которая включает в себя знание экономики, бухучета, права, статистики и глубочайших, специализированных знаний по финансовому менеджменту.

Если раньше предприятия не уделяли финансовому менеджменту достаточного внимания, то в настоящее время данная практика становиться распространенным явлением, и более того - объективной необходимостью в складывающихся условиях жесткой конкуренции. На крупных предприятиях создаются очень большие организационные структуры финансового менеджмента, представленные финансово-экономическими службами. Малые предприятия не требуют наличия в управлении их финансами развернутых структур, а ограничиваются не большой организационной структурой финансового менеджмента, но действующей со всем пониманием ответственности, строгостью и постоянно нацеленной на успех.

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности исследуемого предприятия, проведенный по данным 2009-2011 гг., выявил недостаточную ликвидность и низкую платежеспособность баланса, о чем свидетельствуют расчетные значения показателей, находящиеся ниже допустимого порога. Некоторый рост показателей в динамике говорит о том, что в 2011 году платежеспособность предприятия была несколько выше, но все равно ее можно оценить как недостаточную.

Анализ показателей  финансовой устойчивости, проведенный  за последние три года, свидетельствует  о крайне неустойчивом финансовом положении  предприятия. Абсолютно все коэффициенты финансовой устойчивости не соответствуют нормативам, а некоторые принимают и отрицательное значение.

Расчет трехкомпонентного  показателя типа финансовой ситуации позволил определить ее как неустойчивое финансовое состояние, сопряженное  с нарушением платежеспособности, при  котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращение дебиторов и ускорение оборачиваемости запасов.

Для повышения финансовой устойчивости предприятия предлагается провести следующие мероприятия:

  1. Разработать финансовую стратегию наращивания собственных финансовых ресурсов за счет оптимизации доходов предприятия и снижения себестоимости реализации товаров.
  2. Провести инвентаризацию основных средств с целью выявления технически непригодного оборудования.
  3. Разработать платежный календарь. Контролировать состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками.
  4. Организовать теоретическую переподготовку кадров всех экономических служб, включая бухгалтерских работников, по управлению финансовыми ресурсами предприятия, либо по любой другой программе аналогичного содержания.
  5. Ввести в практику на постоянной основе проведение экономического анализа деятельности предприятия. Сформировать информационно-аналитическую базу.
  6. Разработать амортизационную политику организации, включая самостоятельный выбор методов начисления амортизации, выбор сроков и методов переоценки основных фондов в соответствии с бухгалтерскими стандартами.
  7. С целью снижения издержек на хранение и обеспечение непрерывной деятельности предприятия провести инвентаризацию товарных запасов, выявить неликвидные запасы, определить оптимальный объем запасов.

Информация о работе Теоретические аспекты финансового менеджмента