Управление финансами учреждений здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение процесса управления финансами в учреждениях здравоохранения.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд следующих задач:
- раскрыть сущность управления финансами;
- определить особенности управления финансами в учреждениях здравоохранения;
- проанализировать систему управления финансами в учреждениях здравоохранения России;
- выявить проблемы системы управления финансами учреждений здравоохранения России.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы управления финансами учреждений здравоохранения 5
2. Особенности управления финансами в учреждениях здравоохранения 15
3.Анализ эффективности системы управления финансами в учреждениях здравоохранения. 20
Заключение 25
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по фин мену.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Данная модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Все медицинские услуги оказываются государственным сектором, финансирование которого осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Государство является главным гарантом защиты доходов медицинских работников от инфляции (минимальная заработная плата, пенсионное обеспечение, отпуска и т.д.).

К 1970-м годам в СССР государственная система здравоохранения в основном была сформирована. Работала сеть и структура органов и учреждений здравоохранения, подготовлен кадровый потенциал, населению оказывалась бесплатная, общедоступная, квалифицированная медицинская помощь в полном объеме на основе применяемых в тот период времени медицинских технологий. В то же время, с начала 1970-х годов шло постепенное снижение выделяемых бюджетных средств.

Наряду с достоинствами, советская система здравоохранения имела и ряд существенных недостатков, основные из которых:

- отсутствие действенной мотивации труда;

- гиперцентрализация управления (ограничение прав руководителей органов и учреждений здравоохранения);

- жёстко отработанные внутриотраслевые связи;

- несовершенство системы финансирования, хозяйственных отношений;

- отсутствие механизма защиты прав пациентов и медицинских работников;

- перекос в подготовке квалифицированных кадров в ущерб материально-техническому оснащению.

              3. Анализ эффективности системы управления финансами в учреждениях здравоохранения России.

 

В настоящее время в России финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования.

В 1991 году вышел закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". В соответствии с законом предусматривалось введение двух видов медицинского страхования граждан: обязательного и добровольного.

Вся система российского здравоохранения базируется, как известно, на финансировании из трех источников. Это средства федерального и регионального бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования, которые можно объединить в два канала – бюджетный и страховой. В большинстве регионов эти два канала сосуществуют, формируя бюджетно-страховое финансирование здравоохранения, в отдельных субъектах имеет место только бюджетное финансирование.

Общие затраты системы российского здравоохранения складываются из следующих компонентов: бюджет здравоохранения (федеральный и субъектов федерации); средства обязательного медицинского страхования; средства, полученные за платные медицинские услуги; расходы населения на лекарства (без учета стоимости биологически активных добавок и средств личной гигиены); нелегитимные платежи населения. В качестве примера приведем данные финансирования здравоохранения за период 2004 – 2006 годов [15].

 

 

 

 

Таблица 3.1.

Финансирование здравоохранения России в 2004-2006 гг.

в млрд. руб.

 

Финансовая основа государственной системы обязательного медицинского страхования – отчисления страхователей на обязательное медицинское страхование и бюджетные платежи за обязательное медицинское страхование неработающего населения. Финансовые средства аккумулируются в фондах обязательного медицинского страхования: федеральном и территориальных, являющихся самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и созданных для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фондов не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объём и условия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам.

Добровольное медицинское страхование выступает дополнительным источником финансирования здравоохранения и осуществляется на основе программ ДМС, обеспечивая гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования.

Согласно данным Минздрава РФ за последние 10 лет государственные вложения на здравоохранение из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования сократились в реальном выражении не менее чем на треть. Дефицит финансовых средств в отрасли в среднем по стране составляет более 30%, а доля средств, выделяемых на здравоохранение, в общем объеме валового регионального продукта не превышает 3%.

Постоянные изменения в структуре управления системой здравоохранения, недофинансирование отрасли не могли не отразиться на функционировании системы оказания медицинской помощи населению на различных этапах взаимодействия с пациентами: в поликлинике, при оказании скорой (первичной) помощи, в проведении профилактических мероприятий.

На сегодняшний день проблемы управления финансами здравоохранения в стране являются самыми острыми в системе финансового обеспечения социальной защиты.

Как показывают исследования, консолидированный бюджет здравоохранения РФ составляет на протяжении последних лет примерно 4,5% от ВВП, из которых порядка 2,3% финансировались за счет средств региональных бюджетов. За счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования финансировалось около 1% расходов. При этом рекомендуемый норматив составляет 5-8%. В странах ЕС данный показатель составляет 8-13% ВВП, в США – 17% ВВП. Однако, по прогнозам к 2020 г. в систему здравоохранения может попасть 6% ВВП.

              По справедливости финансовых взносов населения в систему здравоохранения Россия оказалась на 185 месте из 191.

Реформирование здравоохранения с началом 2000-х продолжилось в составе уже не только экономических, но и социальных реформ.

В 2006 году началась реализация приоритетных национальных проектов, в состав которых входит проект «Здоровье». В соответствии с национальным проектом, преобразования в российской медицине с 2006 года должны пойти по трем основным направлениям: совершенствование работы учреждений здравоохранения первичного звена, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи и профилактика заболеваний [14, с. 15].

К 2011 году в планах перевести здравоохранение на новую модель, принципом которой является иной подход к системе управления финансами здравоохранения. Эта система построена таким образом, что государство выделяет средства не на медицинскую помощь, а на финансирование сети лечебных учреждений (расходы на оборудование, инвентарь, зарплаты, оплата жилищно-коммунального хозяйства). Причем, около 30-35% расходов на финансирование медицинской помощи доплачивает само население.

В это же время российские регионы продолжают реализовывать свои планы действий по оптимизации оказания медицинской помощи населению, а также начинают разрабатывать новые программы.

Мероприятия, направленные на повышение уровня здоровья и эффективное управление финансами учреждений здравоохранения:

- установление государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, а также условий и порядка ее оказания, обеспечение населения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, финансовое обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

- увеличение объема профилактической и амбулаторно-поликлинической помощи;

- эффективное использование коечного фонда, внедрение новых ресурсосберегающих технологий;

- разработка и внедрение стандартизированных методов лечения и реабилитации;

- повышение доступности для граждан высокотехнологичной (дорогостоящей медицинской помощи);

- обеспечение доступности санаторно-курортной помощи и повышение адресности санаторно-курортного лечения;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- расширение вовлечения населения в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Заключение

В заключении делаем вывод, что управление финансами является неотъемлемой частью общей системы управления социально-экономическими процессами и, в частности, системы здравоохранения. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, которые наиболее ярко проявляются в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Необходимость совершенствования здравоохранения во многом диктуется объективными процессами – расширением потребностей населения в медицинской помощи, растущим использованием новых, эффективных лечебно-диагностических технологий, высокой заболеваемостью населения, растущей стоимостью медицинских услуг при ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которыми располагает система здравоохранения.

Для достижения максимального медицинского и экономического эффекта следует придерживаться основных методов и приемов управления финансами, которые наиболее эффективны в сфере здравоохранения. Сложность состоит в том, чтобы определить возможную область использования каждого метода и выбрать наиболее успешные пути организации процесса управления финансами.

Таким образом, важнейшая задача управления финансами учреждений здравоохранения – это использование всех имеющихся возможностей таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей деятельности организации, предоставив возможность воспроизводства трудовых ресурсов, а, следовательно, повышения производительности труда и увеличения ВВП на душу населения, что, в свою очередь, повышает жизненный потенциал населения страны.

Список использованных источников

 

1.      Закон РФ от 28.06.1991г., № 1499-1 (ред. от 29.12.2006) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27.

2.      Богославцева Л.В., Романова Т.Ф. Бюджетное финансирование социально-экономических учреждений. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 2006.

3.      Вялков А.И. Управления и экономика здравоохранения: Учебное пособие.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.

4.      Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2004.

5.      Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.

6.      Ковалёв В.В., "Введение в финансовый менеджмент", М.: Дело, 2000.

7.      Родионова М.В. Финансы, 2005.

8.      Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. - М.: Дело, 2007.

9.      Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др.  Экономика и управление здравоохранением. М., 2002.

10. Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. М., 2002

11. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: ГУВВИШЭ, 2003.

12. Нагибович А.Р., Умаров С.З. Формулярная система как инструмент реформирования здравоохранения // Менеджер здравоохранения.- 2008.- № 3

13. Об итогах развития социально-трудовой сферы и здравоохранения в 2006 г. – Режим доступа: http: // www.mzsrrf.ru/analit_inform/611.html

14. Сергеева А. Основные аспекты национального проекта "Здоровье" // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, № 1.

15. Социально-экономическое положение России в 2006 году. - М.: ФСГС РФ. 2007.

16. www.wikipedia.org

17. www.pravoznavec.info.

24

 



Информация о работе Управление финансами учреждений здравоохранения