Управление капиталом организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы детально изучить политику управления капиталом организации.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить соответствующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы управления капиталом, а именно, сущность и принципы управления формированием капитала предприятия, оценку стоимости капитала и механизм управления его структурой на основе финансового левериджа и методику анализа эффективности использования капитала.
2) Произвести анализ современного состояния использования капитала на материалах СПК «53-й Октябрь», а именно, рассмотреть финансово – экономическую характеристику организации, проанализировать и оценить источники формирования капитала и сделать вывод о эффективности и интенсивности использования капитала предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические основы управления капиталом……...……….…….….5
1.1. Сущность и принципы управления формированием капитала предприятия…………………………………………………………………….....5
1.2. Оценка стоимости капитала и механизм управления его структурой на основе финансового левериджа……………………………………………….....7
1.3. Методики анализа эффективности и интенсивности использования капитала……………………………………………………………….………….11
Глава 2. Анализ современного состояния использования капитала на материалах «СПК 53-й Октябрь»……………………………………………….13
2.1. Финансово – экономическая характеристика организации……………...13
2.2. Анализ и оценка источников формирования капитала…………………...15
2.3. Анализ эффективности и интенсивности использования капитала……..19
Заключение………………………….……………………………………………25
Расчетная часть (вариант 4)……………………………………………………..27
Список используемой литературы……………………………………………..40
Приложения……………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 493.33 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Теоретические основы управления капиталом……...……….…….….5

1.1. Сущность и принципы управления формированием капитала предприятия…………………………………………………………………….....5

1.2. Оценка стоимости капитала и механизм управления его структурой на основе финансового левериджа……………………………………………….....7

1.3. Методики анализа эффективности и интенсивности использования капитала……………………………………………………………….………….11

Глава 2.  Анализ современного состояния использования капитала на материалах «СПК 53-й Октябрь»……………………………………………….13

2.1. Финансово – экономическая характеристика организации……………...13

2.2. Анализ и оценка источников формирования капитала…………………...15

2.3. Анализ эффективности и интенсивности использования капитала……..19

Заключение………………………….……………………………………………25

Расчетная часть (вариант 4)……………………………………………………..27

Список используемой литературы……………………………………………..40

Приложения……………………………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Капитал - общая стоимость средств в денежной, материальной и нематериальных формах, инвестированных в формирование его активов.

    Теории капитала имеют длительную историю. Адам Смит характеризовал капитал лишь как  накопленный запас вещей или денег.  При этом он производил различие между основным капиталом (он производит прибыль, оставаясь при этом достоянием того, кто им владеет) и оборотным капиталом (он тоже производит прибыль, но перестает быть достоянием его владельца). Д. Рикардо трактовал капитал как средства  производства, не делая при этом различий между палкой и камнем в руках первобытного человека и современными машинами и фабриками. В отличие от своих предшественников К. Маркс подошел к капиталу как к категории социального характера. Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость, или это самовозрастающая  стоимость.  При этом К. Маркс доказывал, что капитал – это не  деньги.  Деньги становятся капиталом лишь тогда, когда на них приобретаются средства производства и рабочая сила, причем создателем прироста стоимости он считал только труд наемных рабочих. «...Поэтому капитал можно понять лишь как  движение, а не как вещь, пребывающую в покое». Прибыль, по Марксу, представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости, рассматриваемую как порождение всего авансированного капитала.

      В условиях рыночной экономики эффективное управление предполагает оптимизацию структуры капитала организации, его рациональное формирование и эффективное использование. Экономия затрат в целях эффективного управления организацией становится фактором снижения финансовых рисков при инвестировании и ведении хозяйственной деятельности. Любая деятельность предприятия связана с            функционированием основного и оборотного капитала и от того, насколько эффективно оно происходит, зависят конечные результаты. В этих условиях возрастает роль экономических знаний в решении вопросов управления организацией. Экономическая обоснованность управленческих решений является непременным условием эффективного функционирования организации и достижения поставленных целей.     

     Из вышесказанного можно сделать вывод о большом значении, актуальности избранной темы исследования. Так как для будущих специалистов важно быстро реагировать на изменения, каких – либо ситуаций на предприятии, а лучше предвидеть их, быть компетентными в своей сфере деятельности, что и будет способствовать рациональному управлению капиталом организации.

     Цель нашей курсовой работы состоит в том, чтобы детально изучить политику управления капиталом организации.

     Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнить соответствующие задачи:

     1) Рассмотреть теоретические основы  управления капиталом, а именно, сущность и принципы управления  формированием капитала предприятия,  оценку стоимости капитала и  механизм управления его структурой  на основе финансового левериджа  и методику анализа эффективности  использования капитала.

      2) Произвести анализ современного  состояния использования капитала  на материалах СПК «53-й Октябрь», а именно, рассмотреть финансово  – экономическую характеристику  организации, проанализировать и  оценить источники формирования  капитала и сделать вывод о  эффективности и интенсивности  использования капитала предприятия.

     Предмет исследования – управление капиталом организации.

     Объект исследования – капитал организации.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ

 

1.1. Сущность и принципы управления формированием капитала предприятия

    Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс, как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.  

    Управление капиталом представляет собой систему разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия. Задачи управления:

    1. Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия.

    2. Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования.

    3. Обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска.

    4. Обеспечение минимизации финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности.

    5. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

    6. Обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей.

    7. Обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия.

    8. Оптимизация оборота капитала.

    9. Обеспечение своевременного реинвестирования капитала.

  Уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. Основной целью формирования капитала предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий эффективного его использования.

     С учетом этой цели процесс формирования капитала предприятия строится на основе следующих принципов.

     1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия. Процесс формирования объема и структуры капитала подчинен задачам обеспечения его хозяйственной деятельности не только на начальной стадии функционирования предприятия, но и в ближайшей перспективе.

  2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия. Общая потребность в капитале предприятия основывается на его потребности в оборотных и внеоборотных активах.

   Эта общая потребность в капитале, необходимом для создания нового предприятия, включает две группы предстоящих расходов: 1) предстартовые расходы: 2) стартовый капитал.

   Предстартовые расходы по созданию нового предприятия представляют собой относительно небольшие суммы финансовых средств, необходимые для разработки бизнес-плана и финансирования связанных с этим исследований.

   Стартовый капитал предназначен для непосредственного формирования активов нового предприятия с целью начала его хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

1.2. Оценка  стоимости капитала и механизм  управления его структурой на  основе финансового левериджа

   Плата за привлечение капитала носит всеобъемлющий характер. Вкладывая средства в то или иное предприятие, собственники рассчитывают на получение определенного дохода. В свою очередь, кредиторы рассчитывают также на получение дохода в виде процентов за использование денежных средств. Таким образом, общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного источника и объема капитала, выраженная в процентах к этому объему, называется его ценой, или стоимостью. [1;624]

                                  (1)

   Одна из главных задач финансового менеджмента — максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска — реализуется разными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является „финансовый леверидж".

   Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств, позволяющий предприятию получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

    Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли собственным капиталом при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЛ = (1 - Снп) * (КВРа - ПК)

   (2)

где ЭФЛ — эффект финансового  левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРа - коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК - средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК— средняя сумма используемого  предприятием заемного капитала;

СК— средняя сумма собственного капитала предприятия.

      Рассматривая формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:

1.Налоговый  корректор финансового левериджа (1 - Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2. Дифференциал финансового левериджа (КВРа - ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.

3.Коэффициент финансового левериджа   . который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

  Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.

   Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:

а) если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;

б) если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли;

в) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;

г) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли.

  В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а соответственно и на состав прибыли по уровню ее налогообложения), можно снизив среднюю ставку налогообложения прибыли повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект (при прочих равных условиях).

  Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа.

  Этот эффект проявляется  только в том случае, если уровень  валовой прибыли, генерируемой  активами предприятия, превышает  средний размер процента за  используемый кредит (включающий  не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы  по его привлечению, страхованию и обслуживанию), т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. [3;185]

  Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект. В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного мониторинга. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов.

    Прежде всего, в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (в первую очередь, сокращения объема предложения на нем свободного капитала) стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия.

Информация о работе Управление капиталом организации