Управление прибылью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что прибыль является главным финансовым показателем деятельности предприятия и от ее величины зависит благополучие и перспективы не только предприятия, но и его работников. Совершенствование управления и планирование прибылью предприятия позволяет более эффективно выполнить анализ, контроль, формирование, распределение, и использование всех видов прибыли предприятия, что благоприятно отражается на его финансовом и хозяйственном состоянии, интегральной эффективности и перспективах развития.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 123.31 Кб (Скачать)

    Бюджет предприятия – это смета доходов и расходов всех подразделений и служб фирмы.Бюджетирование как управленческая технология предполагает наличие трех составляющих: методики разработки бюджетов; организационных процедур бюджетного планирования и исполнения бюджетов; средств автоматизации обработки информации. Отсутствие какой-либо из составляющих приводит к неэффективной работе системы в целом: составление бюджетов без их дальнейшего обобщения и контроля за исполнением превращается в бессмысленное бумагомарание, а неавтоматизированный бюджетный процесс не позволяет получать финансовую информацию с нужной оперативностью.

    Цели  внедрения системы внутрифирменного бюджетирования зависят от компании. Основное назначение бюджетирования – обеспечение «финансовой прозрачности» деятельности для собственников (государства), если государственная форма собственности, которые хотят контролировать использование своего капитала, отвечающих за эффективность такого использования. С точки зрения повседневной практики управления предпрятием бюджетирование применяется как инструмент:

    1. Управления оборотным капиталом;
  1. Привлечения капитала из внешних источников;
  1. Внутрифирменного учета и контроля.

    Внедрение бюджетирование осуществляется в строго определенной последовательности. Сначала определяются стратегические ориентиры и количественные нормативы, потом компания делится на отдельные бизнес-единицы, затем формируются перечень и структура разрабатываемых бюджетов, решаются организационные вопросы и анализируются отклонения фактических показателей от плановых.

    Операционные  бюджеты характеризуют текущую  финансово-хозяйственную деятельность и обобщаются на уровне прогнозных форм отчетности – основных бюджетов.Также, отдельно могут составляться вспомогательные бюджеты, например, инвестиционный план. На основании помесячных расчетов выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прочих операционных доходов и расходов составляют план доходов и расходов предприятия по операционной деятельности.

Таблица 20. План доходов и расходов предприятия по операционной деятельности на 2008г.

Показатель Значение  за год
1. Чистая выручка  от реализации 600,0
2. Себестоимость реализованной  продукции, в том  числе: 432,0
материальные  расходы 310,0
расходы на оплату труда 39,0
прочие  расходы 48,0
общепроизводственные  расходы 35,0
3. Валовая прибыль  (убыток) (стр.1-стр.2) 168,0
4. Прочие операционные  расходы 17,0
5. Расходы по реализации 33,0
6. Административные  расходы 31,0
  7. Прочие операционные расходы 3,0
8. Прибыль (убыток) операционной деятельности (стр.3+стр.4-стр.5-стр.6-стр.7) 118,0
 

    Затем составляют план финансовых результатов  от обычной деятельности предприятия, где показывают планируемую общую  прибыль (убыток) предприятия с учетом прибыли (убытка) от реализации основных средств и других необоротных  активов, финансовых инвестиций, а также  прочих доходов и расходов, не связанных  с операционной деятельностью. Для  составления этого плана выполняют  вспомогательные расчеты прибыли (убытков) от реализации и выбытия  основных средств и других необоротных  активов, а также планируемых  прочих доходов и расходов.

Таблица 21. План финансовых результатов от обычной деятельности предприятия на 2008г. 

Показатель Прибыль, тыс. грн.
1. Прибыль (убыток) от операционной  деятельности 118,0
2. Прибыль (убыток) от реализации  и выбытия основных  средств 25,0
3. Прибыль (убыток) от реализации  финансовых инвестиций 16,0
4. Прочие доходы, не  связанные с операционной  деятельностью 5,0
5. Прочие расходы,  не связанные с  операционной деятельностью  (уплата процентов  по кредитам) 2,0
6. Финансовый результат  от обычной деятельности (стр.1+стр.2+стр.3+стр.4-стр.5) 162,0
 

    Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, распределяют по решению собственников. Для этого используют плановую смету  распределения прибыли  предприятия, которую по представлению менеджеров собственники утверждают в начале года. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, либо полностью распределяют в течение года на цели, предусмотренные в уставе, либо планируют, остаток нераспределенной прибыли на конец года (квартала). При планировании распределения прибыли необходимо учитывать особенности организационно-правовой формы предприятия.  

Таблица 22.Плановая смета распределения прибыли предприятия  

Показатель Значение  за год, тыс. грн.
1. Планируемая прибыль  от обычной деятельности  до налогообложения  (табл.1.2.стр.6) 162,0
2. Налог на прибыль  (30%) 47,0
3. Чистая прибыль  предприятия (стр.1-стр.2) 115,0
4. Распределяемая прибыль,  в том числе: 40,0
выплата основной суммы долга  по полученным кредитам 15,0
выплата фиксированных дивидендов по привилегированным  акциям 9,0
резервный фонд 6,0
дивиденды по обыкновенным акциям 10,0
Нераспределенная  прибыль всего (стр.3-стр.4) 75,0
В том числе на финансирование капитальных вложений 65,0

РАЗДЕЛ  3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИТЯИИ

    Для эффективного управления прибылью рекомендую использовать методы бюджетного планирования и прогнозирования на предприятии.

    Цели  внедрения системы внутрифирменного бюджетирования зависят от компании.Для эффективного планирования деятельности компании на выходе целесообразно иметь все три основные бюджетные формы. Бюджетом доходов и расходов определяется экономическая эффективность предприятия. В бюджете движения денежных средств непосредственно планируют финансовые потоки, а прогнозный баланс отражает экономический потенциал и финансовое состояние предприятия.

Таблица 23. Эффекты постановки системы бюджетирования на предприятии

Сфера деятельности Эффект Причина возникновения
Продажи  
Получение достоверной информации о доходности отдельных  продуктов и операций с Оптимизация  ценовой и ассортиментной политики

Формализация  отдельными клиентами

ответственности менеджеров по продажам в рамках исполнения бюджетов продаж, мотивация, оценка персонала

Бюджет  продаж, корректное распределение косвенных  расходов по продуктам, сферам деятельности

Индивидуальные  планы продаж, которые  позволяют: осуществлять обоснованную ротацию  сотрудников; привязывать  зарплаты не столько  к объему продаж, сколько к маржинальной прибыли); проводить специальные программы по стимулированию продаж

Производство Снижение  производственной себестоимости 
 

Уменьшение  запасов готовой  продукции и материалов

Бюджет  общепроизводственных расходов. Пересмотр  нормативов и технологических  карт

Ориентация  производственных бюджетов на показатели бюджета  продаж

Общепроизводственное  управление Отказ от непрофильных сфер деятельности после  реальной оценки их прибыльности Бюджеты вспомогательных  служб компании
Финансы Оптимизация кредитного портфеля

Устранение  кассовых разрывов (дефицита наличности)

Кредитный план

Баланс  движения денежных средств

Основные  бюджеты (консолидированная 

 

    Для облегчения тяжелой участи сотрудников, вовлеченных в бюджетный процесс, можно реализовать следующие  варианты:

    - использовать  интегрированную корпоративную  информационную систему, имеющую  модуль финансового планирования;

    - параллельно  использовать корпоративную информационную  систему и специальную систему  бюджетирования;

    -  использовать специальную систему  бюджетирования.

    я со стороны управленцев, не заинтересованных в создании действенной системы  контроля за их деятельностью;

    - конфликты  между структурными подразделениями  в ходе бюджетного процесса.

Таблица 24. Пример распределения функций в процессе бюджетирования

Служба (отдел) Функции
Планово-экономический Подготовка  сводных бюджетов компании, сбор и  обработка данных, подготовка сводного бюджета первоначальных затрат компании
Финансовый  отдел Подготовка  кредитного плана  и инвестиционного  бюджета
Отдел маркетинга и сбыта Составление прогноза и бюджета  продаж
 

    После бюджетного планирования необходимо аналитически спрогнозировать факторы, влияющие на механизм формирования прибыли. Существуют количественные методы прогнозирования для оценки эффективности управления прибылью.

    Количественное прогнозирование — это метод предсказания пространственных (где), ассортиментных (сколько и чего) и временных (когда) параметров спроса 
 

    Среди более детальных и, соответственно, отображающих более реальную картину  количественных и качественных методов  управления прибылью,выделяют метод средней скользящей, причинно-следственный   метод, метод Делфи. Эти методы особо эффективны,когда необходимо отобразить достаточно четкие прогнозы на будущее.Метод средней скользящей применяют,чтобы выявить выраженные тенденции и темпы роста в рамках этой тенденции. На практике метод применяет следующим образом. На основе объемов продаж за период, вычисляются средние показатели. Характерное отличие метода скользящей средней в том, что он позволяет постоянно обновлять существующие данные – когда кончается очередной период, вычисляют его средний показатель и отбрасывают показатель первого периода. Таким образом, данные все время обновляются, а количество периодов остается неизменным.

      

                200                                                                         

                

                 

                150

                

              

                100

              

                                                                                                         

                 50

 

                                     

                             1        2        3       4        5       6        7      8      9      10     11     12                     

Рис. 1. Метод средней скользящей при построении по средним фактическим показателям для прогноза прибыли предприятия 
 
 

    

                200                                                                         

                

                 

                150

                

            

                100

              

                                                                                                         

                 50 
 

                                     

                             1        2        3       4        5       6        7      8      9      10     11     12                      

          

    Рис. 2. Метод средней скользящей при построении по средним скользящим показателям для прогноза прибыли предприятия

Информация о работе Управление прибылью на предприятии