Фразеологические единицы как средство формирования устно-речевых умений школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время на земном шаре существует более 2000 различных языков и диалектов. В одних случаях – это малораспространённый язык, на котором говорят всего лишь несколько тысяч человек. В других случаях язык обслуживает огромное число говорящих, число, доходящее до нескольких десятков и даже сотен миллионов. К таким языкам относятся русский, китайский, английский, испанский, французский, индонезийский и арабский языки.
Английский язык распространён во всех частях света. Он является родным языком большинства населения Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады. Кроме этих стран, имеется ещё ряд более мелких территорий с населением, говорящим на английском языке.

Содержание

Введение
Глава I. Коммуникативные фразеологические единицы
1.1.Происхождение фразеологических единиц современного английского языка
1.2.Коммуникативные фразеологические единицы и их функции.
Глава II. Роль фразеологических единиц в процессе формирования устно-речевых умений школьников
2.1.Обучение говорению с использованием фразеологизмов.
2.2.Комплекс упражнений с использованием фразеологических единиц
Глава III. Опытно-исследовательская работа, направленная на формирование устно-речевых умений школьников на основе фразеологических единиц
3.1.Описание выборки
3.2.Констатирующий эксперимент
3.3.Формирующий эксперимент
3.4.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Фразеологические единицы как средство формирования устно речевых у.docx2.docx

— 143.96 Кб (Скачать)
  1. Фразеологические единицы, в состав которых входят имена собственные, связанные с античной мифологией.

      В английском языке, как и в языках других европейских народов, являющихся наследниками античной культуры, много образных выражений, возникших у древних греков и римлян. Немало среди них и содержащих имена собственные:

      Pandora’s box – «ящик Пандоры» (источник бедствий);

      Achilles’ heel – «ахиллесова пята» (слабое место);

      The sword of Damocles – «дамоклов меч» (нависшая опасность).

  1. Фразеологические единицы, в которых имя собственное связано с бытом, литературой и фольклором англичан. В эту группу входят:

      а) фразеологические единицы с традиционными, популярными мужскими и женскими именами.

      Широко  распространённые английские имена, употребляемые  в речи ежедневно, придают фразеологизмам зачастую ярко выраженную экспрессивно-эмоциональную  окраску. Такие английские имена, как  Betty, Tom, Jack, John, Mary стали носителями определённых черт характера людей [31; с. 113].

      Так, имя Jack ассоциируется чаще всего с весёлым парнем, проворным и хитрым, плутоватым: before one can say Jack Robinson, что по-русски значит «немедленно, моментально; и опомниться не успел; не успел и глазом моргнуть». В Англии когда-то жил человек по имени Jack Robinson, который наносил очень короткие визиты своим знакомым и удалялся прежде, чем успевали доложить о нём.

      Отголоском  старинного обычая называть всех людей, принадлежащих к той или иной профессии, каким-либо одним именем, звучит фразеологизм Tom Tailor, который обозначает человека или людей, занимающихся портняжным ремеслом.

      В обобщённом значении употребляются личные имена в выражениях: to astonish the Browns – «бросить вызов общественному мнению»; Browns, Jones, Robinson – «простые, рядовые англичане»; every Tom, Dick and Harry – «всякий, каждый, первый встречный».

      В политической жизни, когда речь идёт о типичном среднем избирателе/избирательнице, используют выражение John Q. Citizen, John Q. Public, John Q. Voter, Jane Q. Voter [32; с. 46].

      Можно привести ещё несколько примеров фразеологизмов, в состав которых входят широко распространённые английские имена:

      the Black Maria – тюремная карета;

      Aunt Sally – детская игра;

      The house that Jack built (шутливо) – рассказ с повторениями;

      Johnny Newcome – новичок, молокосос.

      б) фразеологические единицы, содержащие имена монархов, политических деятелей, учёных и изобретателей, прославившихся добрыми или дурными делами.

      «Кровавой Мэри» – Bloody Mary – была прозвана королева Мария Тюдор. Прозвище ей дали протестанты, которых она жестоко преследовала. В разговорной речи данный фразеологизм употребляется в совершенно ином значении: «Кровавая Мэри» – это коктейль из водки и томатного сока со льдом. Благодаря красному цвету и своему сильному действию, напиток получил такое выразительное название. Другой пример: Joe Miller – «старый анекдот, избитая острота» (по имени человека, опубликовавшего первый сборник анекдотов и шуток).

      в) фразеологические единицы, связанные  с географией и историей страны, традициями, бытующими в той или  иной местности Англии, либо характерными чертами жителей отдельных областей.

      В некоторых фразеологизмах этой группы фигурируют названия улиц, районов, достопримечательностей Лондона. Часть их тесно связана с прошлым Лондона и его историей. Эти выражения донесли до нас старые названия ныне существующих в городе мест, они напоминают о событиях, происходивших когда-то на площадях и улицах Лондона. Например: Tyburn blossom (устаревшее) «молодой вор, юный правонарушитель»; dance the Tyburn jig (устаревшее) «быть повешенным»; Tyburn tip pet (устаревшее, шутливое) «петля» напоминает о том, что до 1783 г. Тайберн был местом публичных казней [30; с. 233].

      Названия  улиц и районов Лондона стали  со временем обозначать род занятий  или социальное положение живущих  или работающих там людей. Fleet Street – «английская пресса» (на этой улице находились редакции крупнейших газет); Downing Street – «правительство Великобритании»; Harley Street – «врачебная профессия».

      В другие фразеологизмы этой группы включены названия английских графств, областей, районов, городов, рек. Нередко в них отражается история или традиция того или иного города, поселения. Например, выражение to fight like Kilkenny cats обозначает «бороться до взаимного истребления, на смерть». Несколько солдат из стоявшего в XVIII веке в городе Килкенни гарнизона связали для забавы двух кошек хвостами и перекинули их через бельевую верёвку, чтобы понаблюдать за их дракой. Когда кто-то послал за офицером с просьбой прекратить эту жестокую забаву, один из солдат отрубил кошкам хвосты – и животные разбежались. На вопрос офицера, откуда взялись окровавленные хвосты, кто-то ответил, что две кошки дрались до тех пор, пока не съели друг друга до хвостов.

      Существуют  фразеологические единицы, отражающие место того или иного района, города, села в общественном производстве или  связанные с ремёслами, имеющими широкое распространение в определённых областях страны. Так возникло, например, выражение to grin like a Cheshire cat. Графство Чешир издавна славилось своими сырами. Клеймом фирмы, изготовлявшей один из сортов чеширского сыра, была улыбающаяся кошачья мордочка, в виде которой изображались головки сыра. Хотя данный фразеологизм появился очень давно, он стал особенно популярен после публикации книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

      Фразеологизмы с географическими названиями возникли по разным ассоциациям, среди которых  можно отметить производственный признак, связанный с данной местностью (to carry coal to Newcastle – «везти что-либо туда, где этого и так достаточно»), событие, происходившее в данной местности (Donnybrook Fair «шумное сборище, базар» – по названию ежегодной ярмарки, происходившей до середины XIX в. близ Дублина) [18; с. 94].

      Из 24 фразеологических единиц, в которых  фигурируют названия стран, 18 включают в себя слово Dutch, употреблённое с отрицательным значением. Такое употребление слова восходит к англо-голландской конкуренции на морях и войнам XVII века. Всё, связанное с Голландией, всё голландское считалось плохим, и любому отрицательному явлению можно было присвоить эпитет «голландский».

      По  аналогии с названиями английских графств  Stradfordshire, Bradfordshire возникло шутливое имя собственное Bedfordshire в выражении to be off to Bedfordshire «идти спать» (в действительности такого графства нет).

      г) фразеологические единицы, в которых  имена собственные взяты из литературных источников.

      Английская  литература и устное народное творчество значительно обогатили язык, подарив  ему множество ярких, выразительных  образов, вошедших в повседневную, обыденную  речь [19; с. 37]. Нередко имена персонажей пьес, романов, стихов или сказок в  своём употреблении приближаются к  нарицательным, обозначающим те или иные черты характера или поведения человека, такие, например, как неуёмное любопытство – peering Tom «чересчур любопытный человек». В легенде о леди Годиве, жене графа Мерсийского, рассказывается о том, что граф наложил на жителей города Ковентри непосильный налог. Когда леди Годива заступилась за них, граф сказал, что отменит налог, если леди Годива осмелится проехать обнажённой через весь город. Чтобы не смущать её, все жители закрыли ставни своих домов. Единственный, кто стал подсматривать в щёлку, был портной Том, которого тут же поразила слепота.

      Пьесы У. Шекспира явились богатым источником английской идиоматики. Во многих фразеологизмах, созданных Шекспиром, либо в цитатах  из его произведений мы находим имена  собственные: Hamlet with Hamlet left out «Гамлет без принца Датского», то есть что-либо, лишённое самого важного, самой сути. По числу фразеологизмов, обогативших английский язык, произведения Шекспира занимают второе место после Библии. Их число превышает сотню. Можно привести некоторые из этих широко известных фразеологических единиц:

      gild refined gold (“King John”) – «золотить чистое золото», то есть стараться украсить, улучшить что-либо и без того хорошее;

      the green – eyed monster (“Othello”) – «чудовище с зелёными глазами», то есть ревность;

      the wish is father to the thought (“King Henry IV”) – желание порождает мысль, то есть люди охотно верят тому, чего сами желают.

      В современном английском языке в  шекспиризмы могут вноситься  некоторые изменения. Например, вследствие слияния двух шекспиризмов gild refined gold и paint the lily («подкрашивать цвет лилии») возник оборот gild the lily, который является вариантом фразеологизма paint the lily. Шекспиризм the better part of valour is discretion (“King Henry IV”) – «одно из украшений храбрости – скромность» - существует в современном английском языке с изменением порядка слов: discretion is the better part of valour. В шекспиризме buy golden opinions («заслужить благоприятное, лестное мнение о себе, вызвать восхищение») вместо глагола buy употребляют глагол win.

      Помимо  Шекспира, многие другие писатели обогатили  английскую фразеологию. Среди них  в первую очередь следует назвать  Джеффри Чосера, Джона Мильтона, Джонатана Свифта, Чарльза Диккенса и Вальтера Скотта.

      Джонатан  Свифт: “rain cats and dogs “ (“Polite Conversation”) – «лить как из ведра»; “quarrel with one’s bread and butter” (“Polite Conversation”) – «бросить занятие, дающее средства к существованию».

      Чарльз Диккенс: “How goes the enemy?” (в разговоре) – «Как движется наш враг – время? Который час?» (“Nicholas Nickleby”); “never say die” – «не отчаивайтесь» (“David Copperfield”).

      Одним из важнейших источников фразеологизмов является также профессиональная речь, в которой широко распространены термины и разговорные или  просторечные профессионализмы. Некоторые  идиомы восходят к профессиональной речи, например, spick and span – элегантный, щегольский, ≈ с иголочки. Также много фразеологизмов в сфере мореплавания (trim one’s sails to the wind – поставить паруса по ветру, держать нос по ветру), в военной сфере (fall into line – стать в строй, соглашаться с кем-либо), спорте (jump the gun – начать бежать до выстрела из спортивного пистолета, забегать вперёд, предрешать события).

      Существуют  фразеологические единицы с именем собственным, возникшие на американской почве. Они принципиально ничем  не отличаются от британских. В их состав входят имена собственные, связанные с американской действительностью, историей, литературой и так далее. Особенно богат фразеологизмами с именами собственными американский сленг: Broadway Boy – «картёжник», «крикливо, ярко одетый человек», буквально «бродвейский парень»; Michigan roll – «кукла» (пачка бумаги, покрытая сверху ассигнациями); Rocky Mountains canary – «осёл», буквально «канарейка скалистых гор».

      Анализ  источников происхождения фразеологических единиц позволяет утверждать, что  исконно английские фразеологические единицы занимают главенствующее положение  среди остальных фразеологизмов английского языка. Следует выделить и тот факт, что для них характерно отсутствие стилистической нейтральности. Они обладают эмоциональной и  экспрессивной окрашенностью, не только обозначая определённые явления, но и выражая отношение к ним  говорящего. 

      1.2.Коммуникативные фразеологические единицы и их функции 

      Фразеологические  единицы являются коммуникативными, так как одна из их основных функций  – функция коммуникации, или общения, предполагающего взаимный обмен  высказываниями.

      Кроме коммуникативной, фразеологизмы выполняют  следующие функции:

  1. Номинативная функция – это их соотнесённость с объектами реального мира, включая и ситуации, а также замена этих объектов в речевой деятельности фразеологизмами. Разновидностями номинативной функции являются нейтрально-назывная и назывная (не нейтральная, а стилистически маркированная).
  2. Познавательная (когнитивная функция) – опосредованное сознанием отражение объектов реального мира, способствующее их познанию.

      Познавательная  и номинативная функции реализуются  в рамках коммуникативной функции, образуя диалектическое единство, а  все остальные функции – в  рамках данных функций. В этом проявляется  иерархичность функционального  аспекта фразеологической системы.

  1. Семантическая функция, к которой относятся следующие функции:

      а) волюнтативная (от лат. voluntas – воля) – это функция волеизъявления (wish smb. well – желать удачи кому-либо);

      б) дейктическая

Информация о работе Фразеологические единицы как средство формирования устно-речевых умений школьников