Языковая картина мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором бы не применялся язык для выражения их мыслей, чувств и воли, для достижения взаимопонимания между ними. И нет ничего удивительного в том, что люди заинтересовались языком и создали науку о нём! Эта наука называется языкознанием или лингвистика.
Языкознание изучает все виды, все изменения языка. Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли; эта способность во всём мире свойственна только человеку.
Языковеды хотят дознаться, как люди, овладевшие такой способностью, создали свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают, каким законам подчинена их жизнь.
Языковая картина мира становится в последние годы одной из наиболее «модных» тем отечественного языкознания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….2
Глава 1.Понятие «картина мира»…...………………………………………..…..…3
Глава 2.Различия в научной и наивной картинах мира……………..………...…10
Глава 3.История рассмотрения языковой картины мира в науке и лингвистике…………………………………………………………………………14
Глава 4.Современный этап изучения языковой картины мира в лингвистике……………………………...………………………………………….18
Глава 5.Русская языковая картина мира……………………………….……...…..22
Заключение…………………………………………………………………….……31
Список использованной литературы……………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Языковая картина мира..doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….2

Глава 1.Понятие «картина мира»…...………………………………………..…..…3

Глава 2.Различия в научной и наивной картинах мира……………..………...…10

Глава 3.История рассмотрения языковой картины мира в науке и лингвистике…………………………………………………………………………14

Глава 4.Современный этап изучения языковой картины мира в лингвистике……………………………...………………………………………….18

Глава 5.Русская языковая картина мира……………………………….……...…..22

Заключение…………………………………………………………………….……31

Список использованной литературы……………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        

                                                        Введение 
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором бы не применялся язык для выражения их мыслей, чувств и воли, для достижения взаимопонимания между ними. И нет ничего удивительного в том, что люди заинтересовались языком и создали науку о нём! Эта наука называется языкознанием или лингвистика. 
Языкознание изучает все виды, все изменения языка. Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли; эта способность во всём мире свойственна только человеку. 
Языковеды хотят дознаться, как люди, овладевшие такой способностью, создали свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают, каким законам подчинена их жизнь.

Языковая картина  мира становится в последние годы одной из наиболее «модных» тем отечественного языкознания.

 Актуальность данного исследования заключается в том, что понятие картины мира находится в настоящее время в стадии своего формирования: предпринимаются попытки построения его развернутого определения, обсуждаются вопросы теоретического отграничения картины мира от близких феноменов и выявления свойств и форм ее существования.

Целью исследования является выявление актуальных для  исследования характеристик картины  мира; рассмотрение процесса формирования языковой картины мира; 
 
 
 
 
 
 

                                        Понятие «картина мира»

Феномен, именуемый  «картина мира», является таким же древним, как сам человек. Создание первых «картин мира» у человека совпадает  по времени с процессом антропогенеза. Тем не менее, реалия, называемая термином «картина мира», стала предметом научно-философского рассмотрения лишь в недавнее время.

При характеристике картины мира необходимо различать  три важных взаимосвязанных, но не тождественных  явления:

1) реалию, именуемую  термином «картина мира»; 

2) понятие «картина  мира», воплощающее теоретическое осмысление этой реалии;

3) термин «картина  мира».

Термин «картина мира» был выдвинут в рамках физики в конце XIX - начале XX в. Одним из первых этот термин стал употреблять В. Герц применительно к физическому  миру. В. Герц трактовал это понятие как «совокупность внутренних образов внешних объектов, которые отражают существенные свойства объектов, включая минимум пустых, лишних отношений, хотя полностью избежать их не удаётся, так как образы создаются умом. Внутренние образы или символы внешних предметов, создаваемые исследователями, должны быть такими, чтобы логически необходимые следствия этих представлений, в свою очередь, были образами естественно необходимых следствий отображённых предметов. Создаваемые образы не должны противоречить законам нашего мышления, а их существенные соотношения - отношениям внешних вещей; они должны отображать существенные свойства вещей, включая минимум излишних или пустых отношений, т.е. быть более простыми. Полностью избежать пустых отношений невозможно, так как образы создаются нашим умом и в значительной степени определяются свойствами способа своего отображения»[1]. 

[1] В.Герц «Очерк истории развития основных воззрений химии» 1924г.

Современные авторы картину мира определяют как «глобальный  образ мира, лежащий в основе мировоззрения человека, то есть выражающий существенные свойства мира в понимании человека в результате его духовной и познавательной деятельности». Но «мир» следует понимать не только как наглядную реальность, или окружающую человека действительность, а как сознание-реальность в гармоничном симбиозе их единства для человека. Это понимание не согласуется с укоренившимся материалистическим представлением о вторичности сознания.

 М. Хайдеггер писал: «Что это такое картина мира? По-видимому, изображение мира. Но что называется тут миром? Что значит картина? Мир выступает космосом, природой. К миру относится и история. И всё-таки даже природа, история и обе они вместе в их подспудном и агрессивном взаимопроникновении не исчерпывают мира. Под этим словом подразумевается и основа мира, независимо от того, как мыслится её отношение к миру»[2].

Картина мира представляет собой центральное понятие концепции  человека, выражает специфику его  существования. Понятие картины  мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человеческого бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Картина мира есть целостный образ мира, который является результатом всей активности человека. Она возникает у человека в ходе всех его контактов и взаимодействий с внешним миром. Это могут быть и бытовые контакты с миром, и предметно - практическая активность человека.

Так как в  формировании картины мира принимают  участие все стороны психической  деятельности человека, начиная с ощущений, восприятий, представлений и заканчивая мышлением человека, то очень сложно говорить о каком-либо одном процессе, связанным с формированием картины мира у человека. Человек созерцает мир, осмысливает его, ощущает, познаёт, отражает.

[2] М.Хайдеггер «Время картины мира» 1950 г.

В результате этих процессов у человека возникает  образ мира, или мировидение.

«Отпечатки» картины  мира можно обнаружить в языке, жестах, изобразительном искусстве, музыке, ритуалах, этикете, вещах, мимике, в поведении людей. Картина мира формирует тип отношения человека к миру, природе, другим людям, задаёт нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к жизни.

Что касается отражения  картины мира в языке, то введение понятия «картины мира» в антропологическую лингвистику позволяет различать два вида влияния человека на язык - влияние психофизиологических и другого рода особенностей человека на конститутивные свойства языка и влияние на язык различных картин мира - религиозно-мифологической, философской, научной, художественной.

Язык непосредственно  участвует в двух процессах, связанных  с картиной мира. Во-первых, в его  недрах формируется языковая картина  мира, один из наиболее глубинных слоёв  картины мира у человека.

Во-вторых, сам язык выражает и эксплицирует другие картины мира человека, которые через посредство специальной лексики входят в язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.

Каждая из картин мира, которая в качестве отображаемого  фрагмента мира представляет язык как  особый феномен, задаёт своё видение  языка и по-своему определяет принцип  действия языка. Изучение и сопоставление  различных видений языка через  призмы разных картин мира может предложить лингвистике новые пути для проникновения в природу языка и его познание.

Языковая картина  мира - это отражённый средствами языка  образ сознания - реальности, модель интегрального знания о концептуальной системе представлений, репрезентируемых языком. Языковую картину мира принято отграничивать от концептуальной, или когнитивной модели мира, которая является основой языкового воплощения, словесной концептуализации совокупности знаний человека о мире.

Языковую, или  наивную картину мира так же принято интерпретировать как отражение обиходных, обывательских представлений о мире. Идея наивной модели мира состоит в следующем: в каждом естественном языке отражается определённый способ восприятия мира, навязываемый в качестве обязательного всем носителям языка.

Ю. Д. Апресян  языковую картину мира называет наивной  в том смысле, что «научные определения и языковые толкования не всегда совпадают по объёму и даже содержанию»[3]. Концептуальная картина мира или «модель» мира, в отличие от языковой, постоянно меняется, отражая результаты познавательной и социальной деятельности, но отдельные фрагменты языковой картины мира ещё долго сохраняют пережиточные, реликтовые представления людей о мироздании.

Вопрос концептуализации мира языком при помощи слов, очень важен. В своё время Р. Ладо, один из основоположников контрастивной лингвистики, заметил: «Существует иллюзия, свойственная порой даже образованным людям, будто значения одинаковы во всех языках и языки различаются только формой выражения этих значений. По сути же, значения, в которых классифицируется наш опыт, культурно детерминированы, так что они существенно варьируются от культуры к культуре»[4].

Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультурологии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира, а эти расхождения действительно существуют. Решение такого вопроса - это выход за пределы лингвистики и углубление в тайны познания мира другими народами.

[3] Ю.Д.Апресян  ««Языковая картина мира и системная лексикография»

[4] Р. Ладо «Linguistics across cultures» 1957 г. 

 Существует огромное множество причин таких расхождений, но только несколько из них представляются видимыми, а поэтому - основными. Можно выделить три главнейших фактора или причины языковых различий: природа, культура, познание. Рассмотрим эти факторы.

Первый фактор - природа. Природа - это, прежде всего внешние условия жизни людей, которые по-разному отражены в языках. Человек даёт названия тем животным, местностям, растениям, которые ему известны, тому состоянию природы, которое он ощущает. Природные условия диктуют языковому сознанию человека особенности восприятия, даже таких явлений, каким является восприятие цвета. Обозначение разновидностей цвета часто мотивируется семантическими признаками зрительного восприятия предметов окружающей природы. С тем или иным цветом ассоциируется конкретный природный объект. В разных языковых культурах закреплены собственные ассоциации, связанные с цветовыми обозначениями, которые и совпадают в чём-то, но и в чём-то отличаются друг от друга.

Именно природа, в которой человек существует, изначально формирует в языке его мир ассоциативных представлений, которые в языке отражаются метафорическими переносами значений, сравнениями, коннотациями.

Второй фактор - культура. Культура - это то, что человек не получил от мира природы, а привнёс, сделал, создал сам. Результаты материальной и духовной деятельности, социально-исторические, эстетические, моральные и другие нормы и ценности, которые отличают разные поколения и социальные общности, воплощаются в различных концептуальных и языковых представлениях о мире. Любая особенность культурной сферы фиксируется в языке. Также языковые различия могут обуславливаться национальными обрядами, обычаями, ритуалами, фольклорно-мифологическими представлениями, символикой. Культурные модели, концептуализированные в определённых наименованиях, распространяются по миру и становятся известны даже тем, кто не знаком с культурой того или иного народа. Этой проблеме в последнее время посвящается очень много специальных работ и исследований.

Что касается третьего фактора - познания, то следует сказать, что рациональные, чувственные и духовные способы мировосприятия отличают каждого человека. Способы осознания мира не идентичны для разных людей и разных народов. Об этом говорят различия результатов познавательной деятельности, которые находят своё выражение в специфике языковых представлений и особенностях языкового сознания разных народов. В середине XX-го века языковед и философ Л. Витгенштейн писал: «Конечно, существуют те или иные способы видения, существуют и случаи, когда тот, кто видит образец так, как правило, и применяет его таким образом, а тот, кто видит его иначе, и обращается с ним по-иному»[5]. Наиболее ярко способ видения предметов проявляется в специфике мотивации и во внутренней форме наименований.

Следует учесть, что восприятие той или иной ситуации, того или иного объекта находится в прямой зависимости также и от субъекта восприятия, от его фоновых знаний, опыта, ожиданий, от того, где располагается он сам, что непосредственно находится в поле его зрения. Это, в свою очередь, даёт возможность описывать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, перспектив, что, несомненно, расширяет представления о ней.

При оценке картины  мира следует понимать, что она - не отображение мира и не окно в  мир, а она является интерпретацией человеком окружающего мира, способом его миропонимания. «Язык - отнюдь не простое зеркало мира, а потому фиксирует не только воспринятое, но и осмысленное, осознанное, интерпретированное человеком»[6]. Это означает, что мир для человека - это не только то, что он воспринял посредством своих органов чувств. Напротив, более или менее значительную часть этого мира составляют субъективные результаты осуществлённой человеком интерпретации воспринятого.  

Информация о работе Языковая картина мира