География лесопромышленного комплекса России

Автор: SvetiG SvetiG, 08 Октября 2010 в 07:28, курсовая работа

Описание работы

Лесная промышленность – старейшая на территории России. В ней выделяют около 20 отраслей, подотраслей и производств. К наиболее значимым отраслям относятся лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли.
По запасам древесины Российская Федерация занимает первое место в мире. Следом идут Бразилия, Канада и США, то есть чуть более половины всех мировых лесных запасов сосредоточено в четырех странах. При этом качество российской древесины, прошедшей «минусовую» температуру, согласно мнению экспертов, считается лучшим по сравнению с бразильской.
Несмотря на колоссальные ресурсные возможности, в России, тем не менее, остается крайне низкая интенсивность лесопользования по сравнению с другими странами, что объясняется как общей относительной неразвитостью всего российского ЛПК, так и острым инфраструктурным дефицитом лесозаготовительной промышленности.
Мировой финансовый кризис в значительной степени поразил лесную отрасль. Особые опасения в таких условиях вызывают перспективы направления лесопиления. Так как все лесопильные предприятия сегодня работают на экспорт, а на рынке мирового сбыта уже наблюдается большой кризис, поэтому сказать, что будет завтра с региональным лесопилением, весьма трудно. Последствия кризиса уже чувствует на себе и целлюлозно-бумажная отрасль, но пока в меньшей степени.

Содержание

Введение.......................................................................................................................................................3
1.Лесопромышленный комлекс РФ: структура, Концентрация, ОценкА…...4
1.1.Отраслевая структура лесопромышленного комплекса..…………………………………….…5
1.1.1.Лесозаготовка……………………………………………………………………..……….6
1.1.2.Деревообработка……………………………………………………………………….….8
1.1.3.Целлюлозно-бумажная промышленность…………………………………………….…9
1.2. Концентрация производства в лесной промышленности.….………...……………………….11
1.3. Лесные ресурсы и их экономико-географическая оценка…………………………………….13
2. особенности территориальной организации……….…………..……………...…..16
2.1.Роль восточных районов страны и европейского Севера в развитии отрасли……………….16
2.2. Формирование лесопромышленных производственных комплексов.……………………….18
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ……………….……………………..….19
3.1.Проблемы комплексной переработки лесных ресурсов……………………………….………20
3.2.Экспортный потенциал отрасли, перспективы развития………………………………...……22
3.3.Лесоохранные мероприятия……………………………………………………………..………25
Заключение...………………………………………………………………………………………..…..28
Список использованной литературы………………….…….………………………..…...29
Приложение 1……………………………………………………………………………………...….....31

Работа содержит 1 файл

курсовая по географии.docx

— 75.03 Кб (Скачать)

2.Особенности  территориальной  организации производства

2.1.Роль  восточных районов  страны и европейского  Севера в развитии  отраслей

     Лесные ресурсы - важнейшее богатство Европейского Севера, Восточно - Сибирского и Дальневосточного макрорегионов. Лесная промышленность получила широкое развитие в регионах, что связано с их богатейшими лесными ресурсами.

     Северный  макрорегион - новое «лицо» Европейского Севера. Это крупная природно-ресурсная  кладовая, относительно близко расположенная  от центральных районов и лучше  освоенная, чем Азиатский Север.

     Важнейшей отраслью является лесная промышленность, представляющая сложный многоотраслевой комплекс с высоким уровнем специализации в России и ближнем зарубежье. Среди отраслей промышленности района она стоит на первом – втором месте по промышленно-производственным основным фондам, производству продукции по стоимости и численности промышленно - производственного персонала. Север играет ведущую роль среди экономических районов России по объему вывозки деловой древесины, производству пиломатериалов и бумаги. Высокого уровня достигли фанерное производство, стандартное домостроение. На долю района приходится 25% производства деловой древесины, 16% пиломатериалов, 56-57% бумаги и целлюлозы в Российской Федерации.

     Одной из главных особенностей развития этой отрасли является глубокая химическая и механическая переработка древесины мощными современными предприятиями. К ним относятся Кондопожский, Архангельский, Соломбальский, Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты, предприятия лесопиления  химической переработки древесины Архангельска. Половина производства приходится на Архангельскую область (в ней лесная отрасль отдает 44% промышленной продукции), значительная часть – на Республику Коми.

     В восточной части района переработка древесины сосредоточена в устьях наиболее крупных рек или в местах, где их пересекают железные дороги. География путей сообщения определила на востоке формирование лесопромышленных районов: бассейны рек Северной Двины, Вычегды и Сухоны с крупнейшими лесоперерабатывающими центрами Архангельском и Котласом и с важнейшей лесобиржей в Коряжме; бассейны рек Онеги и Печоры; территория, тяготеющая к железной дороге Архангельск-Вологда; бассейн р.Мезени и пришекснинская часть Вологдской области.

     В отличие от  восточных лесопромышленных районов с их крупными лесозаготовительными и деревоперерабатывающими предприятиями, производственные связи которых охватывают обширные территории, для западных районов характерны сравнительно небольшие размеры территории и объемов заготовок древесины. Однако здесь отходы деревопереработки используют существенно лучше, а доля целлюлозно-бумажных предприятий больше, чем в восточной части района.

     В Восточной части Российской Федерации  представлены все основные подотрасли: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная и лесохимия. Лесная промышленность имеет богатую как по объему, так и по качеству сырьевую базу на большей части территории, но лесозаготовка ведется в основном вдоль рек и железнодорожных магистралей. Расчетная лелосека при этом используется на 10-20%, в отличие от европейский районов, где этот показатель равен 50-60% и более.

     Лесная  промышленность развита в основном в Хабаровском, Красноярском и Приморском краях, Амурской области и др. Центры лесопиления - Иман, Лесозаводск, Благовещенск, Свободный, Хабаровск, Лесосибирск, Игарка и др. В Восточной Сибири особенно велики объемы производства лесопромышленного комплекса, она дает 22% вывозки древесины и производства пиломатериалов России. Крупные ЛПК построены в Братске, Усть-Илимске, Лесосибирске. Во многих промышленных центрах имеются деревоперерабатывающие комбинаты.

     В целом наблюдается диспропорция в функциональной структуре лесопромышленного  комплекса: 80% продукции приходится на лесозаготовки, «верхние этажи» развиты  слабо, поэтому производство бумаги, мебели в структуре комплекса ничтожно малы, основная часть леса вывозится в необработанном виде.

     Значительный  потенциал лесных ресурсов, а также  уникальное географическое положение - близость к наиболее динамично  развивающимся рынкам сбыта лесной продукции Азиатско-Тихоокеанского региона - обуславливают перспективу  для дальневосточных регионов сыграть  более значимую роль в процессе интеграции России в мировую торговлю лесной продукцией высокой степени переработки. 

     2.2.Формирование  лесопромышленных  производственных  комплексов

     Лесопромышленные  производственные комплексы представляют собой совокупность лесозаготовительного сектора с производственным. Комплексы комбинируют и кооперируют предприятия, рационально используют природные и трудовые ресурсы.

     Лесопромышленный  производственный комплекс включает лесозаготовительную, целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую отрасли промышленности.  Лесопромышленные комплексы формируются в основном там, где есть необходимые лесосырьевые и трудовые ресурсы. Главной проблемой является недостаток лесосырьевых ресурсов, которые определяются транспортной, экономической доступностями и трудовыми ресурсами.

     Фундаментальную роль играет экономическая доступность. Показатель экономической доступности  лесосырьевых ресурсов − их доходность, или рентная стоимость.

     Транспортная  доступность определяется плотностью транзитных путей, среди которых судоходные реки, железные дороги широкой колеи, автомобильные дороги федерального и регионального значения. Сеть транзитных путей образует транспортную инфраструктуру региона. Критерий транспортной доступности − расстояние до транзитных путей.

     Транспортная  инфраструктура − важнейшая составляющая хозяйственного освоения территорий, богатых ресурсами. Чем выше плотность железных и автомобильных дорог общего пользования, чем лучше развита сеть водных путей, тем короче расстояние вывозки по лесовозным дорогам, тем эффективнее используются ресурсы, тем выше их доходность. Предельное расстояние вывозки по лесовозным дорогам составляет 30−50 км, свыше этих расстояний ресурсы становятся экономически недоступными.

     Многолесные районы, как правило, отличаются низкой плотностью населения и, соответственно, не имеют сегодня развитой транспортной инфраструктуры (железных дорог, автомобильных дорог федерального и регионального значения). Но без такой инфраструктуры невозможно эффективно осваивать лесные ресурсы.

     Строительство дорог исключительно для целей  лесного хозяйства (рубок ухода, выборочных рубок и пр.) экономически неоправданно, не окупается получаемыми при этом доходами. Лесное хозяйство в отрыве от промышленного освоения лесов можно вести только за счет налогоплательщиков, что проблематично. Лесохозяйственная деятельность должна разворачиваться на лесной территории вслед за её промышленным освоением − по мере создания сети лесовозных дорог.

     Трудовые  ресурсы  также являются немаловажной проблемой. Трудовые кадры являются сдерживающим фактором в дальнейшем развитии ЛПК.  Россия не имеет достаточного количества работников в сфере лесного  производства. Если в центре они  есть, то  в отдаленных районах, к  примеру в Сибири, их не хватает. Причем если операторов еще можно  найти среди местных жителей, то инженерно-технический персонал придется готовить самим или как-то заинтересовывать.

     После распада СССР закрылись многие Профессионально-технические  училища, с подготовкой кадров стало значительно сложно. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности — на 2,4 млн. человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин — на 60%.

     Развитие  лесопромышленных производственных комплексов в России немыслимо без государственного регулирования. Важнейшая область, требующая такого регулирования в первую очередь, − транспортная инфраструктура. Правительство намерено уже в текущем году выделить на строительство лесных магистралей около 2,5 млрд. руб. [19] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Проблемы  и перспективы  развития отрасли

     3.1.Проблемы  комплексной переработки  лесных ресурсов

     Переработка лесных ресурсов в России и за рубежом  – это переработка древесины  как сырья: технологии рубок, транспортировка, хранение древесины, лесопиление, т.е. деревообработка.

     Первой  и очень важной проблемой является проблема отсутствия достаточного количества лесовозных дорог. Сегодня эффективность ЛПК во многом зависит от эффективности развития транспортной инфраструктуры и строительства лесовозных дорог.

     Для стабильного экономического роста  Россия нуждается в 1300–1500 тыс. км дорог  с твердым покрытием. В настоящее  время общий объем всех транспортных узлов в нашей стране составляет только 0,5 млн. км, причем две трети  этих дорог рассчитаны на осевые нагрузки не более 6 тонн. Кроме того, 19 тыс. мостов не отвечают современным требованиям, 151 районный центр из 1846 не имеет связи с другими населенными пунктами по автомобильным дорогам с твердым покрытием. 28 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с общей сетью дорог. Средняя скорость по нашим дорогам составляет 30 км/ч, в Европе же − 80 км/ч.

     Состояние лесной отрасли РФ сегодня таково, что восстановить её нормальную деятельность можно только путем инвестиций, в первую очередь в дорожное строительство. При этом следует учитывать ряд факторов. Во-первых, следует отказаться от понятия временных дорог. Существует классификация дорог по категориям, основанная на интенсивности использования, но те дороги, что уже построены, непременно должны укрепляться и приносить плоды эксплуатации. В отдельных случаях допустимы переносные покрытия лесных дорог, но основная сеть лесных дорог должна быть постоянной.

     Лесные  дороги обеспечивают развитие региона  в целом, поэтому для их строительства  и содержания необходимо привлекать финансовые средства, поступающие не только от лесных организаций. Лесные дороги должны быть частью единой региональной дорожной системы, тем более что часть доходов от платы за лес идет на региональные нужды. Проблема заключается в том, что лес − собственность государства, а лесопромышленные предприятия принадлежат частным лицам и объединениям. Необходимо найти оптимальное взаимодействие между ними и не забывать, что задача предприятий − развивать экономику, а государства − обеспечивать потенциальную возможность такого развития. Конечно, мелкие и средние лесозаготовительные предприятия не способны содержать дорогостоящую дорожно-строительную технику и квалифицированные кадры. Этим предопределяется необходимость совместного создания и финансирования региональных специализированных дорожно-строительных организаций.

     Следующей немаловажной проблемой является проблема хранение древесины. Осадки, перепады температуры и влажности, затемнение древесины под влиянием ультрафиолетового излучения и т. п. будут отрицательным образом влиять на товарную ценность продукции, что немаловажно для предприятий, отправляющих свою продукцию на экспорт. Достаточно быстро бревна начинают синеть и высыхать, синева проникает глубоко внутрь, и это значительно снижает качество продукции. Кроме того, хранение под открытым небом без надлежащей защиты от испарения приводит к изменению химического состава древесины.

     Помимо  хранения производителю приходится решать массу проблем, связанных  с транспортировкой пиломатериалов. В ряду этих проблем стоит не только воздействие окружающей среды, но и защита от механических повреждений во время погрузочных работ, а также необходимость контроля за продукцией во время транспортировки, соответствие упаковки продукции европейским стандартам (так как многие компании производят пиломатериалы не только для внутреннего рынка, но и для внешнего).

     Одним из путей решения этих задач является упаковка продукции в полимерную пленку. Прежде всего пленка надежно защищает от воздействия окружающей среды, надежная упаковка из пленки не дает испаряться влаге с поверхности древесины и вместе с тем препятствует проникновению влаги извне. При этом следует отметить, что индивидуальная упаковка защищает древесину от прения и предотвращает порчу товара. Эти факторы способствуют увеличению срока годности товара, а значит, дают возможность расширить географию поставок и увеличить количество заказов. Учитывая особенности транспортировки (она осуществляется преимущественно по железной дороге либо по воде), немаловажно отметить, что пиломатериалы, упакованные в полиэтиленовую пленку, защищены и от механического повреждения во время погрузки. Упаковка в пленку способствует более длительному хранению пиломатериалов.

Информация о работе География лесопромышленного комплекса России