Характеристика этноса России: Башкиры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Башкиры или башкирцы - народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах. Но во второй половине 16 столетия им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших), и на восток по Миясу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби. Башкир нельзя считать аборигенами этой обширной страны; несомненно, что они пришельцы, заместившие собой какой-нибудь другой народ, происхождения, может быть, финского

Работа содержит 1 файл

Башкиры или башкирцыiiiiiiiiii.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Башкиры или  башкирцы - народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и  в окрестных равнинах. Но во второй половине 16 столетия им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля  между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших), и на восток по Миясу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби. Башкир нельзя считать аборигенами этой обширной страны; несомненно, что они пришельцы, заместившие собой какой-нибудь другой народ, происхождения, может быть, финского. На это указывают ископаемые памятники страны, названия рек, гор и урочищ, которые, обыкновенно, сохраняются в стране, несмотря на смену племен, в ней обитавших; это подтверждается и преданиями самих башкир. По всей сибирской степи рассеяны большие конические курганы, известные в народе под названием чудских могил и резко отличающиеся от небольших продолговатых монголо-татарских могил. Начиная с Алтая, курганы эти идут по Енисею, Иртышу, Тоболу, Исети, Миясу до Уральского хребта. Они встречаются также, хотя и в меньшем числе, в Самарской и Оренбургской степях, например, в уездах бузулукском, верхнеуральском, троицком, челябинском. Нет сомнения, что все они воздвигнуты одним и тем же неизвестным народом, по-видимому давно исчезнувшим с лица земли, но во всяком случае не монголами и не башкирами. Те и другие в самые отдаленные времена умели находить и плавить железо, но обработка меди им до сих пор почти неизвестна. Но в "чудских могилах" были находимы большей частью медные и бронзовые, реже золотые изделия (стрелы, идолы, предметы домашнего обихода и украшений) или каменные орудия, что доказывает глубокую древность этих курганов - принадлежность их к каменному или бронзовому веку, железа же в них никогда не находили, тогда как наоборот, в монголо-татарских могилах чаще всего находили железные изделия и никогда - медных. Кроме курганов, по Уральским горам при отыскивании руд нередко попадались другие памятники древних обитателей этой страны, именно следы рудных разработок, шахты, имевшие вид узких коридоров, едва пропускавших человека, но простиравшихся иногда на значительное пространство в глубину, и орудия горного дела, свидетельствующие о существовании здесь в древние времена медного металлического производства. Также находимы были следы древнего добывания золота и серебра, но не железа. Судя по металлическому производству и по отделке находимых в курганах вещей, так называемая Чудь в культурном отношении очевидно стояла выше башкир и, вероятно, была ими вытеснена из пределов юго-западной Сибири, а может быть и совсем истреблена.

Название башкир многие производят от татарского слова  баш - голова и тюрко-татарского - курт, означающего многих насекомых, например пчелу, или же от башка-юрт - отдельное  племя. Первое объяснение считается  более правдоподобным на том основании, что башкиры лесистых и горных местностей исстари занимались пчеловодством. Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим привольные степи. Страстные охотники до лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада рогатого скота, а степные - и верблюдов. Кроме того лесные башкиры занимались и звероловством и бортничеством. Лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость, были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью и значением. Все важные дела решались не иначе как в народном собрании (джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле. Такими были башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при хане Узбеке (1313-1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше проник сюда. Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства, башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и Ику, - царям казанским, другие, кочевавшие по реке Узеню, - царям астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала - ханам сибирским. Сбором одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам; внутренний быт и самоуправление остались неприкосновенными. Горные башкиры еще более развили свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные обратились в мирных кочевников, а те из них, которые породнились с уцелевшими от татарского погрома болгарами (волжскими), начали даже привыкать к оседлой жизни. Киргизы, непримиримые враги башкир, трепетали при одном имени "горцев", а на степняков делали набеги часто с успехом. это обстоятельство дало возможность ногаям утвердиться в степной Башкирии, над которой они господствовали и которую они защищали от киргизов. С русскими башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани. Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с башкирами, так как соседняя Вяцкая страна стала заселяться новгородскими выходцами еще в 12 веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими.

 Образ жизни башкир, по официальным сведениям, кочевой или полукочевой. Это определение неточно. Все башкиры имеют дома, живут в деревнях, пользуются определенными земельными наделами, на которых занимаются хлебопашеством и др. промыслами и ремеслами, и в этом отношении отличаются от крестьян или других оседлых инородцев рзве только степенью своего благосостояния. Одно, что могло бы дать повод к закреплению за башкирами названия полукочевого племени, это обычай с наступлением весны переселяться на так называемые коши, т.е. в войлочные кибитки, которые они, в виде лагеря, разбивают на своих полях или лугах. В местах безлесных эти летние помещения делаются из деревянных решеток в 2 аршина вышиною, обтянутых кругом войлоком, а на них ставят другие сводом, вкладывая их на верху в деревянный круг, который не закрывается кошмою, а образует отверстие, служащее трубою для дыма от очага, вырытого посредине коша. Впрочем, такая войлочная палатка есть лишь достояние богатых, среднего же состояния люди живут в аласыках (род лубочного шалаша) или же в простых шалашах, сделанных из прутьев и покрытых кошмами. В местах же, изобилующих лесом, летние помещения состоят из деревянных избушек или берестяных шатров, остающихся всегда на одном и том же месте. Впрочем, эти летние переселения существуют даже не у всех башкир, а много если у половины, именно там, где осталось еще очень много лугов и где эти луга расположены далеко от деревни, и у населения имеется еще скот. И в этом случае так называемая перекочевка не служит проявлением прежних кочевых привычек, а просто обусловливается хозяйственными соображениями и удобствами. В многоземельных местностях не только башкиры, но и русские крестьяне нередко переселяются на отдаленные поля и покосы и живут там с детьми и скотом по целым неделям в особо устроенных избушках. это совершенно понятно, потому что крестьянину и башкиру неудобно и невыгодно каждый день возвращаться в деревню с отдаленного поля и с кочевым или полукочевым состоянием это ничего общего не имеет. Башкиры, живя в своих летних палатках и избушках, занимаются сенокосом, гонкой дегтя и смолы, рубкой дров, смотря по местности. Здесь же, поблизости, у них пасется скот. Скот у башкир составляет их главное богатство, но бунты прошлого столетия и последовавшие за ними аграрные неурядицы совершенно их разорили, и в настоящее время у очень многих башкир не только нет табунов, которыми они некогда так славились, но нет даже и одной лошади, без которой не обходится в крае даже самый бедный крестьянин. Лошади же у башкир особой породы: они мелкого роста и некрасивой масти, но зато крепки и быстры; особенно хороши бывают у них иноходцы, с которыми не могут соперничать многие скакуны. Кроме лошадей и рогатого скота у башкир водятся и верблюды, главным образом, у тех из них, которые живут по рекам Сакмаре, Деме, Белой, Исети и Узеню. Верблюды эти той же породы, что и у киргиз-кайсаков; шерсти они желто-бурой или белой; двугорбые и изредка одногорбые; последние превосходят первых по силе и крепости и ценятся дороже. Верблюдами башкиры пользуются как для перевозки вьюков, так и для упряжи. Особого ухода башкирский скот не требует: не только летом, но и зимою он большей частью довольствуется подножным кормом, что называется тебеневкою; одни лишь верблюды доставляют своим хозяевам некоторые заботы, так как они с трудом переносят холод. Кроме скотоводства и лесных промыслов, к числу которых следует отнести и бортничество, башкиры занимаются и земледелием. Даже отправляющиеся на кочевку обрабатывают ранней весной свои пашни. О способности башкир к земледелию свидетельствовал еще в прошлом столетии академик Лепехин. Деревни башкир по наружной архитектуре ничем не отличаются от русских или татарских деревень. Тип избы тот же самый, равно как и расположение улиц, но при всем том опытный глаз с первого же раза отличит башкирскую деревню от русской, даже если не брать во внимание мечеть. Дома башкир всюду носят отпечаток какой-то недоконченности или полуразрушения; в них не видно той хозяйственной уютности и заботливости, как в русских домах. Это, с одной стороны, объясняется бедностью, плохим хозяйством, с другой - нерадивостью, отсутствием домовитости и той любви к своему жилищу, с которой обряжает его русский крестьянин. Внутреннее устройство домов тоже представляет некоторые особенности. Первое, что здесь бросается в глаза, - это устройство печи или чувала, который напоминает собою камин, с прямой трубой и огромным отверстием для дров. эти чувалы весьма часто служат причиною гибели детей. При зимней стуже ребенок близко подходит к большому огню, платье на нем загорается, или же он просто падает в чувал. Меблировку же избы составляют нары, расположенные воокруг стен и покрытые войлоками; здесь у более зажиточных, лежат перины и подушки. Если к этому присоединить один или несколько сундуков, да самовар с чайным прибором, то получится все убранство зажиточной башкирской избы; у большинства же бедняков не только самовара, но вообще никакой домашней утвари нет. В чувале находится котел, где приготовляют пищу, тут же и стирают белье, если этим словом можно назвать грязные и дырявые тряпки. При употреблении пищи башкир не знает ни ножей, ни вилок, которые заменяются пальцами. При таком образе жизни нельзя, конечно, и думать о чистоплотности, тем более, что употребление мыла и бани к башкирам до сих пор еще не привилось. 

 Обыденная  одежда у башкир та же, что  и у татар. Одежда мужчин  довольно проста. На голове носят  тюбетейку, остроконечную коническую  шапку из войлока, отороченную  мехом с загнутыми ушами к  верху, или же повязывают ее разными шалями и платками; сверх рубашки и широких шаровар носят летом белого сукна кафтан татарского покроя или халат бухарской работы, зимою же - овчинный тулуп; богатые также носят суконные синие чекмени, род кафтана, воротник и полы которого обложены позументами. На поясе висит с правого бока колта или сумка, с левого же два длинных мешочка, в один из которых вставляется ножик. На ногах носят сапоги, сшитые иногда из цветного сафьяна, или сорыки, похожие на чулки, сделанные из сукна, но пятка и вся ступня обиты кожею с легкою подошвою; надевают также и лапти или пошки, сделанные из бересты и отличающиеся изяществом от лаптя русского мужика; плетутся же эти лапти совершенно своеобразно: их можно надевать по произволу на ту или другую ногу, но они непрочны. Волосы на голове мужчины бреют, а женщины заплетают в косы со шнурком, в конце которого прикреплены серебряные мелкие монеты. Аристократки чернят брови и зубы, красят ногти, употребляют белила и румяна. Замужние женщины на голове носят кажбов, род капора или чепца, состоящий весь из мелких кораллов или бисера, нанизанных на нитки и скрепленных вместе; кроме того, кажбов украшается мелкою звонкою монетою или металлическими бляхами. Щегольским же убором считается калябаш, шлемообразная чешуйчатая шапочка с длинных и широким хвостом, сплошь унизанным серебряными монетами. Но по дороговизне своей он ныне крайне редок; ценность его доходила до 1000 р. ассигн. В ушах женщины носят большие серьги, а на ногах - ичиги из цветной кожи или сафьяна и туфли на высоких каблуках без задников, а у бедных лапти, как и у мужчин. Поверх длинной холщовой или бязевой рубахи и штанов надевается зюлен, род кафтана, длинное шелковое или нанковое платье, летом без рукавов, зимою с рукавами; вокруг груди и воротника зюлен оторачивается цветными лоскутками и обвешивается мелкою монетою и металлическими бляхами (салтяр или нагрудник). Зажиточные носят красные суконные халаты, полы которых, впрочем у самых богатых, обкладываются золотыми или серебряными позументами. Развлечениями у башкир служат: песни, пляски, борьба, стрельба в цель, наездничество и охота, главным образом соколиная. К этой охоте они приучают соколов, ястребов и беркутов. Рассказывают, что с последними башкиры выходят не только на птиц, но и на волков и медведей; рассвирепевшая птица, которую до того морили голодом, садится зверю на крестец и сильными ударами клюва разбивает ему череп или же выклевывает глаза. Песни у башкир плавного и заунывного тона; музыкальными инструментами служат чибизга, сделанная из ствола растений наподобие флейты, и кобыз - небольшой металлический кружок с приделанным к средине язычком, который держат в зубах, и издают звуки при помощи языка и пальцев. Пляска башкир под такт песни и курайч (музыкантов) выражает робость и неволю (женщины), страсть и отчаяние. Из немногих национальных праздников особым уважением пользуется сабандая, который сохранился от времен язычества и справляется перед начатием пашни и отправлением на коши. При этом народ предается разным играм, пению, пляскам, а главное пользуется случаем хорошо поесть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Тема №2: 

   Характеристика этноса России:

                  Башкиры 
 
 

Информация о работе Характеристика этноса России: Башкиры