Хозяйственный комплекс Поволжского экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы мы исследуем экономико-географическое положение Поволжского района, его особенности и недостатки, оценим ресурсный потенциал данного макрорегиона, рассмотрим его хозяйственный комплекс и отрасли специализации, а также выявим насущные проблемы Поволжья, пути их решения, проанализируем важнейшие предпосылки интенсивного экономического развития региона. Ограничимся данными за последние пятилетие, то есть из самых новых и достоверных источников информации- учебными пособиями, газетами, научными журналами и , конечно же, сайтами интернета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА……………………………………………………………………………………………….. 4
2.ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА…………….5
2.1.Природные ресурсы……………………………………………………………………..5
2.2.Агроклиматические ресурсы………………………………………………………..7
2.3.Население и трудовые ресурсы……………………………………………………8
3.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПОВОЛЖЬЯ……………………………………………12
3.1.Отрасли промышленной специализации……………………………………12
3.2.Сельское хозяйство………………………………………………………………………17
3.3.Транспорт……………………………………………………………………………………..21
4.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА……..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 71.22 Кб (Скачать)

         Очень важна и требует решения  задача восполнения и использования  ценнейших рыбных ресурсов Волги и Каспия. Она тесно соприкасается с проблемами, вызванными изменением уровня Каспийского моря.

          Макрорегион связан Волгой и судоходными каналами с пятью морями: Балтийским, Белым, Азовским, Черным и Каспийским. При развитии выгодных смешанных перевозок и модельных терминалов реализуются возможности создания трансевропейской транспортной системы, соединяющей российские регионы со странами, прилегающими к этим морям.   В перспективе возможно существенное улучшение транспортного положения района в связи со строительством двух новых железнодорожных мостов через р. Волгу- у с.Пристанное в Саратовской области и у г.Ульяновска.

            Современно состояние окружающей  среды в Поволжском экономическом  районе, особенно крупных городов(Казань, Самара, Саратов, Волгоград), характеризуется глобальными социальными, экономическими и экологическими проблемами. На территории бассейна Волги ежегодно образуется несколько десятков миллионов тонн высокотоксичных отходов, лишь небольшая часть которых обезвреживается и перерабатывается(в отвалах их накоплено многие сотни миллионов тонн). Вместе со сточными водами каждый год сбрасываются сотни тысяч тонн органических веществ. В результате Волга почти на всем протяжении превратилась в водоем качественного истощения. Согласно исследованиям ученых СОПС, ресурс экологически чистой воды в бассейне не превышает 3% общих здесь ресурсов поверхностных вод.

           Поэтому и необходим комплекс  системных мероприятий на всех  уровнях властной вертикали, направленных на оздоровление экономики и экологии макрорегиона. Так, безальтернативным направлением реализации одной из важнейших целей программы в области промышленного производства является экономия энергетических ресурсов, широкое внедрение малоотходных и безотходных технологий, перевооружение и реконструкция экологически опасных производств, глубокая  переработка и утилизация промышленных отходов, сокращение ресурсоемкости продукции.

          При этом насущно необходимы  разработка и внедрение экономического  механизма охраны окружающей среды, рационализация водохозяйственной и водоохраной политики, изменение законодательно-правовой основы природопользования.

              Экологическое оздоровление-часть  концепции устойчивого социально-экономического  развития макрорегиона. Стимулирование  природоохранных мер предполагает  коренное улучшение общей хозяйственной и социальной ситуации, прежде всего выравнивания уровней регионального развития(различающиеся почти втрое) и ликвидацию его резкой «полярности». 

                                         

                                                    
 
 
 
 
 
 

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      

         Подведя итог проделанной работы можно отметить, что Поволжский экономический район занимает  весьма выгодное экономико-географическое положение, которое способствует его успешному и динамичному развитию, особенностью которого является огромная протяжённость вдоль реки Волги. Поволжский экономический район имеет достаточно развитую транспортную систему, включающую водный, железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный и другие виды транспорта, благодаря которым Поволжье устанавливает и осуществляет теснейшие экономические связи с соседними регионами(Центральный, Уральский, Волго-Вятский районы).Также не могу не отметить то, что Поволжье обладает разнообразными природными ресурсами, из разнообразия ресурсной базы которого, особо выделяются  агроклиматические ресурсы, нефть, газ, рыба, поваренная соль и т.д. В связи с таким огромным ресурсным потенциалом Поволжский экономический район имеет несколько отраслей промышленной специализации, а именно машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, отрасль строительных материалов а также электроэнергетика, нефтяная промышленность, производство зерновых, технических, овощных и бахчевых культур. Но, пожалуй, главное богатство Поволжья- огромные площади прекрасных сельскохозяйственных угодий. В сочетании с крупными водными ресурсами они создают уникальную для России основу для развития сельского хозяйства.

         
 
 

                             
 
 
 
 
 
 

                                        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1.    Дронов В.П. География России. Население и хозяйство:учебник-13-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа, 2007.-383с.
    2.    Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Издательство - Торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007. - 384с.
    3.    Желтиков В.П. Экономическая география. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 384 с.
    4.    Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / Кистанов В.В., Копылов Н.В. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 581 с.
    5.    Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие/Э.Н.Кузьбожев. - М.: Высшее образование,2009.-540 с.
    6.    Пономарёв В. Нефтяное ожерелье Поволжья// Эксперт. Волга.- 2007.- №36.-С 10-13.
    7. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие - 7-е изд. - М.: Московский Лицей, 2004.- 496с.
    8.   Скопин А.Ю. Экономическая география России: учебник.- М.: ТК. Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 368с
    9.   Экономическая география России. Под ред.акад.В.И.Видяпина, д.э.н, проф.М.В.Степанова. Изд.перераб.и доп.-М. ИНФРА-М, 2006.-568с.
    10. Экономическая и социальная география России:учебник для вузов/А. И. Алексеев, В. Л. Бабурин, Г. И. Гладкевич и др. ; под ред. А. Т. Хрущева.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Дрофа,2006.-607 с.
    11. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 479с.
    12. Экономическая география России: учебник. Изд., перераб. и доп./ под общей ред. академика В.И.Видяпина, М.В.Степанова- М.: Инфра-М, 2009.-568c.
    13. www.gks.ru
    14. www.geo2000.da.ru
    15. ru.wikipedia.org
 
 

          

        

           

    

     

Информация о работе Хозяйственный комплекс Поволжского экономического района