Хозяйственный комплекс Поволжского экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы мы исследуем экономико-географическое положение Поволжского района, его особенности и недостатки, оценим ресурсный потенциал данного макрорегиона, рассмотрим его хозяйственный комплекс и отрасли специализации, а также выявим насущные проблемы Поволжья, пути их решения, проанализируем важнейшие предпосылки интенсивного экономического развития региона. Ограничимся данными за последние пятилетие, то есть из самых новых и достоверных источников информации- учебными пособиями, газетами, научными журналами и , конечно же, сайтами интернета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА……………………………………………………………………………………………….. 4
2.ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА…………….5
2.1.Природные ресурсы……………………………………………………………………..5
2.2.Агроклиматические ресурсы………………………………………………………..7
2.3.Население и трудовые ресурсы……………………………………………………8
3.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПОВОЛЖЬЯ……………………………………………12
3.1.Отрасли промышленной специализации……………………………………12
3.2.Сельское хозяйство………………………………………………………………………17
3.3.Транспорт……………………………………………………………………………………..21
4.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА……..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 71.22 Кб (Скачать)

       В Поволжье большое внимание  уделяются развитию орошаемого  земледелия. Оросительные системы  построены и функционируют здесь на площади более 1,5 млн га, наиболее крупные из них: Черноярская, Сарпинская и Черноземельская в Республике Калмыкии, Энгельская в Саратовской области, Спасская в Самарской обасти. Для обеспечения питьевой водой и обводнения пастбищ в Республике Калмыкии создано Чограйское водохранилище. Ежегодное поступление с него воды с водосборной площади с засоленными и солончаковыми почвами привело к повышению содержания солей в воде и ухудшению её качества. Поэтому для дальнейшего использования воды Чограйского водохранилища для питьевых целей необходимо осуществить промывку водохранилища или произвести разбавление пресными водами.

         Поволжье- один из крупных животноводческих  районов в России. По численности поголовья крупного рогатого скота и численности овец район занимает 1-е место в РФ. Поголовье крупного рогатого скота составляет 3,8 млн голов, овец и коз- 2,9 млн, свине- 2,6 млн голов.

         Среднегодовое производство в  Поволжье составляет: мяса- 0,7 млн  т, молока 4,7 млн т, яиц-2,9 млрд  штук, шерсти- 11,5 тыс.т. На долю  животноводства приходится 44,8 % всей валовой продукции сельского хозяйства района. Животноводство располагает   обширной естественной кормовой базой. Кроме того, в производстве кормов участвует полеводство. На производство кормов, включая зерновые и бобовые культуры, отводится около 30% всех посевных площадей района.

          Размещение отраслей животноводства, его специализация определяются  природно-климатическими условиями, состоянием кормовой базы. В лесостепных районах большей частью разводят крупный рогатый скот молочно-мясных пород, в степных засушливых районах юга и Заволжья преобладают мясо-шерстяное направление- полутонкорунные и тонкорунное овцеводство и мясное скотоводство.

          В связи с наличием в районе  большого числа крупных, средних,  малых городов и промышленных центров, где проживает 73% населения Поволжья, здесь получило широкое развитие пригородное хозяйство. Созданы специализированные хозяйства по производству молока, овощей, картофеля и другой скоропортящейся продукции сельского хозяйства.

         В агропромышленном комплексе  Поволжского экономического района  наряду с сельским хозяйством  получили широкое развитие промышленность  по переработке сельскохозяйственного сырья и сфера, обеспечивающая заготовку, хранение и реализацию продукции сельского хозяйства и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырьё.

         В Поволжье промышленность, перерабатывающая  сельскохозяйственное сырьё, имеет благоприятные условия развития. Это высокая обеспеченность сельскохозяйственным сырьём, значительные перерабатывающие мощности, большая потребность населения в продуктах питания и наличие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей надёжное хранение и реализацию продукции. Кроме отраслей, обычных для любого экономического района, обеспечивающих местное население продуктами питания(мясом, маслом, молоком, хлебом и др.), Поволжье имеет ряд производств общероссийского значения, таких как мукомольно-крупяная,  рыбная, соляная. Размещение производства продуктов питания связано с сельскохозяйственными зонами и крупными транспортными узлами.

         Особое место в Поволжье занимает  рыбная промышленность, производящая  высококачественные рыбные изделия.  Она сосредоточена преимущественно  в Нижнем Поволжье, особенно в Астраханской области. Нижнее Поволжье дает большую часть улова осетровых в Российской Федерации, значительную долю частиковых рыб(лещ, сазан, судак и др.).

         В связи с зарегулированием  стока реки Волги водохранилищами,  построенными для обеспечения работы каскада ГЭС на Волге, сократились площади нерестилищ, а сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод в Волгу многими промышленными предприятиями приводит к загрязнению воды в реке, что отрицательно сказывается на воспроизводстве рыбных ресурсов. Поэтому предпринимаются меры по недопущению сброса неочищенных сточных вод промышленными предприятиями, построены и функционируют ряд рыбоводных заводов и нерестово-выростных хозяйств, что положительно сказывается на воспроизводстве рыбных ресурсов и в первую очередь ценных осетровых и частиковых рыб. 

                                                             3.3.Транспорт

       В Поволжье развиты все виды  современного транспорта, по показателям  транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы Российской Федерации. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и в перевозках грузов. Протяжённость железных дорог составляет около 9 тыс.км; Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали : Москва-Казань-Свердловск; Москва- Сызрань- Самара- Кинель- Челябинск.  У Саратова Волгу пересекает дорога Ртищево- Саратов- Уральск. Эти дороги связывают Нижнее Поволжье с Донбассом на Украине, Центром России, Уралом и Казахстаном. Важное значение имеет дорога Инза- Ульяновск- Мелекесс- Уфа. Волгоград соединён железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой и Грязями. В годы Великой Отечественной войны была построена и функционирует меридиональная дорога Свияжск- Ульяновск- Сызрань- Петров Вал- Иловля. Это дорога имеет выход на Казань и Волгоград. Она проходит параллельно Волге, принимая частично её грузы в период прекращения навигации. В послевоенный период построены дороги: Кизляр- Астрахань- Агрыз и Бугульм-Пронине- Сургут. Последняя соединила рельсовые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы. Вошли в эксплуатацию железные дороги Элиста- Дивное  и Астрахань- Гурьев.

         Железные дороги широтного направления,  пересекающие территорию Поволжского района, способствуют установлению многообразных хозяйственных связей с западными и восточными экономическими районами.

         По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране. Большое значение в грузоперевозках района играет речной транспорт. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. В пределах района по глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Цетра, Азовским и Черными морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо- Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно- речных перевозок.

          Важную роль в перевозках играет  река Кама. Крупнейшими портами  на Волге и Каме являются: Астраханский(в  устье Волги начал действовать  морской порт в посёлке Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский и др.

          Хорошо развит в районе трубопроводный  транспорт. С его помощью перемещаются миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров газа и продукты их переработки. В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы идущие из Западной Сибири, с теми, которые проложены из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и Западную Европу( известный нефтепровод «Дружба», нефтепровод Самара- Новороссийск, нефтепроводы на Москву и Рязань, проходящие через Нижний Новгород; газопроводы Саратов- Москва и Саратов- Нижний Новгород).

          Таким образом, Поволжский экономический  район является мо-

щным нефтераспределительным узлом межрайонных и экспортных поставок.

           В Поволжье хорошо развиты  автомобильный и авиационный  транспорт. Автомобильный транспорт играет большую роль во внутрерайонных связях. В районе около 24 тыс. км автодорог с твердым покрытием. Авиационный транспорт осуществляет пассажироперевозки внутрерайонные, межрайонные и зарубежные.

          Поволжский район осуществляет  теснейшие экономические связи  с Уралом( по металлу, лесу и  др.), с Центральным и Волго-Вятским  районами(по поставкам  нефти, продуктов и полупродуктов нефтехимической промышленности, сельского хозяйства и др.).

          Данные по ввозу и вывозу  важнейшей продукции промышленности  и сельского хозяйства Поволжского района показывают, что по группе продукции производственно-технического назначения вывоз преобладает над ввозом по автомобильному бензину(вывоз-3898 тыс.т, ввоз- 877 тыс.т), по дизельному топливу(вывоз- 3462 тыс.т, ввоз- 819 тыс.т), по топочному мазуту(вывоз-3751 тыс.т,ввоз-875 тыс.т), по шинам для грузовых автомобилей(вывоз 1433 тыс.шт., ввоз-320 тыс.шт.), по шинам для легковых автомобилей(вывоз-4069 тыс.шт.,ввоз-2465 тыс.шт.), по цементу(вывоз-2285 тыс.т., ввоз-1453 тыс.т).

        По другим продуктам этой группы, наоборот, ввоз преобладает над вывозом: по углю(ввоз 665 тыс.т, вывоз отсутствует), по прокату черных металлов(ввоз-1425 тыс.т, вывоз-40 тыс.т), по трубам стальным(ввоз-548 тыс.т, вывоз-450 тыс.т), по деловой древесине(ввоз-97,7 тыс. плотных м3, вывоз-7,6 тыс. плотных м3 ), по пиломатериалам(ввоз-350 тыс.м3, вывоз-38 тыс.м3).

       По группам продовольственных  товаров вывоз преобладает над  ввозом: по мясным консервам(вывоз-25 349 тыс.условных банок, ввоз- 10 260 тыс. условных банок), по растительному маслу(вывоз-14 634 т, ввоз-12 216т), по сыру(вывоз- 2219т, ввоз-2195 т), по сахару(вывоз-70 625т, ввоз- 53 393 т). По другим продовольственным товарам, наоборот, ввоз преобладает над вывозом: по мясу, включая птицу и субпродукты 1-й категории(ввоз 5048т, вывоз-3073т),по маслу животному(ввоз-2533т, вывоз-2100т).

       По непродовольственным товарам  длительного пользования вывоз  преобладает над ввозом только по телевизорам(вывоз-5693шт., ввоз-1227 шт.). По другим видам, наоборот, ввоз преобладает над вывозом: по холодильникам(ввоз-69 607 шт., вывоз-31 423 шт.), по стиральным машинам(ввоз-35 647 шт., вывоз-20 162 шт.), по швейным машинам(ввоз-153 шт., вывоз отсутствует).

        Для Поволжья в целом характерно  преобладание вывоза грузов над  ввозом( в стоимостном выражении) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.ПЕРСПЕКТИВЫ  И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОВОЛЖСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКО ГО РАЙОНА 

         В развитии хозяйства Поволжского  экономического района можно  выделить несколько важных направлений.

        Прежде всего это дальнейшее  развитие нефтегазохимического  комплекса. Для этого необходимо расширение собственной сырьевой базы. Наиболее перспективна Прикаспийская низменность на территории Астраханской области. Не исчерпаны запасы и в старых районах нефтедобычи- в восточном Татарстане и Самарской области. Главная задача в расширении сырьевой базы- усиление геологоразведочных работ, значительно свёрнутых в последнее время.

          Для дальнейшего развития нефтегазохимического  комплекса необходимы также реконструкция  и модернизация существующих  нефтеперерабатывающих и нефтехимических  предприятий, внедрение новых  технологий, позволяющих углубить переработку нефти, повысить качество готовой продукции. Сложившаяся чрезмерная концентрация предприятий нефтехимического комплекса на территории района не благоприятна для создания новых предприятий. Тем не менее, в Татарстане необходимо устранить имевшийся долгие годы дисбаланс, дополнив добычу нефти развитием собственной нефтепереработки.

        Особое внимание в перспективе  должно быть уделено машиностроительному  комплексу района, многие предприятия  которому уникальны. Это касается  прежде всего авиационной и  ракетно-космической промышленности, производств военно-промышленного  комплекса. От уровня развития  этих отраслей в значительной  степени зависит безопасность страны. Необходимы федеральные программы развития и государственная поддержка предприятий, позволяющие не только сохранить их, но и существенно модернизировать. В авиастроении «точками роста» могут послужить авиа-космический Самарский и авиационные Казанский и Ульяновский комплексы. Новые отечественные пассажирские самолёты по эксплуатационным расходам обходятся на 20-25% дешевле зарубежных(«ТУ-204» ульяновского «Авиастара» и др.).Однако программа производства конкурентоспособных гражданских авиалайнеров требует подкрепления  системой государственных мер, стимулирующих закупки отечественной авиатехники.

        Автомобилестроение района уже  сейчас прочно занимает первое  место в России по выпуску автомобилей. Оно ещё более укрепится после полного ввода в действие Елабужского завода в Татарстане. Одна из важнейших задач отрасли- усиление связей по кооперированию между автомобильными заводами и предприятиями-смежниками в районе. Именно автомобильная промышленность сможет обеспечить рабочими местами значительную часть населения Поволжья. Для повышения уровня конкурентности автомобильной промышленности Поволжья с зарубежными производителями целесообразно использовать опыт Нижегородского «ГАЗа». Вместе с тем перспективен сценарий, предусматривающий освоение совместного с крупными иностранными фирмами выпуска легковых автомобилей новейших марок( проект производства Тольятти модели «опель-астра» и др.).

       Дальнейшее развитие АПК связано главным образом с возрождением былого значения твёрдых и сильных сортов поволжской пшеницы, в том числе и как одного из экспортных товаров, а также с освоением и рациональным использованием плодородной Волго-Ахтубинской поймы(где пока в сельскохозяйственный оборот вовлечено только 20% пойменных земель). Это позволит заметно пополнить продовольственный рынок Европейской России высокосортными зернопродуктами, овощными и бахчевыми культурами. Важной проблемой, требующей своего решения в перспективе, остаётся расширение орошаемых сельскохозяйственных земель. После распада Союза роль Поволжья  в обеспечении страны сельскохозяйственными продуктами усилилась. В то же время климатические условия района не позволяют получить в нем гарантированные урожаи без орошения. Существовавшие программы строительства новых каналов, оросительных систем в настоящее время свернуты, не финансируются.

Информация о работе Хозяйственный комплекс Поволжского экономического района