Территориальная организация основных отраслей хозяйства ЮАР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение территориальной организации основных отраслей хозяйства ЮАР.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Рассмотреть особенности освоения территории и заселения ее европейцами, создавшими государственное образование.
Выявить природные предпосылки развития и размещения хозяйства ЮАР.
Проанализировать отраслевую и территориальную структуру
промышленного и сельскохозяйственного производства.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 История формирования государства
2.2 Население южно-африканской республики
ГЛАВА 3 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
3.1 Развитие горнодобывающей промышленности
3.2 Современное состояние обрабатывающей промышленности
3.3 Транспортная система
3.4 Сельское хозяйство
ГЛАВА 4 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Заключение и выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

юар.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

     Кузнецов  А.П. в учебнике «Население и хозяйство мира» 2000г. рассказывает, что поскольку на большей части территории страны засушливый климат, только 15 % её площади пригодно для ведения сельского хозяйства. Однако, можно сказать, что в отличие от большинства других стран Африки, где происходит эрозия почв, эти 15 % используются с умом — с целью охраны почв и эффективного ведения сельского хозяйства используются передовые агротехнические достижения Южной Африки и ведущих стран мира. Это привело к удивительным результатам: ЮАР полностью обеспечивает внутренние продовольственные потребности, а также является одним из ведущих (а по некоторым параметрам и ведущим) поставщиков сельхозпродукции – страна экспортирует около 140 видов фруктов.

     Гладкий Ю.П. в книге «Индустриализация и региональное развитие в Африке» 1997г. говорит, что Южно-Африканская Республика - это экономический гигант в масштабах Африканского континента. Страна располагает крупным сельскохозяйственным сектором и экспортирует 142 вида, овощей и фруктов в 40 стран мира. Сфера обслуживания приносит 51% национального дохода, а промышленность - 31%. Однако ЮАР стала современным процветающим государством благодаря горнодобывающему сектору: 52% доходов от экспорта дают природные ресурсы.

     В.П. Колесов в работе «Экономика зарубежных стран. Капиталистические и развивающиеся страны» 1990г. представляет ЮАР как государство со сложившейся рыночной экономикой, благоприятным инвестиционным климатом, разумной налоговой политикой. Это страна с прекрасно организованными службами транспорта и связи; она славится четкостью и надежностью банковского обслуживания и страхового бизнеса. Южная Африка обладает высококвалифицированными кадрами специалистов и обширным рынком сравнительно дешевой рабочей силы. ЮАР входит в группу из 25 крупнейших мировых экспортеров. Доходы от внешней торговли достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта превышает объем импорта. Основными торговыми партнерами ЮАР являются США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и Канада, и оборот внешней торговли с этими странами все увеличивается.

         Методы  исследования:

  1. Историко-географический метод был использован для рассмотрения основных этапов формирования государства на юге Африки.
  2. Сравнительно-географический метод применялся для анализа дифференциации территориального размещения хозяйства в разрезе провинций ЮАР
  3. Картографический метод использовался для визуализации полученных результатов исследования.

     ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И  НАСЕЛЕНИЕ ЮАР

 

     В отличие от других государств, ЮАР  имеет три столицы: Претория - административная столица страны (местонахождение  правительства), Кейптаун - законодательная столица (двухпалатный Парламент), Блюмфонтейн (здесь находится Верховный Суд).

     В марте 2005г. городской совет Претории, столицы ЮАР, состоящий из членов правящей партии «Африканский национальный конгресс» (АНК), переименовал свой город в Тшване, что в переводе с языка ндебеле означает «обезьянка». Словом «Тшване» называлась река, на берегах которой в XIX веке обитало племя ндебеле.

     Официальными  языками объявлены 11 языков основных групп населения страны. Используются преимущественно английский и африкаанс.

     Глава государства и правительства: президент  Джейкоб Зума.

     Кабинет министров назначается президентом. Законодательная власть: двухпалатный парламент. Нижняя палата – Национальная Ассамблея (400 мест, члены избираются всенародным голосованием на пять лет). Национальный Совет Провинций (90 мест).

     Валюта - южноафриканский ранд, равен 100 центам.  
 

     2.1 История формирования государства ЮАР 

     Южная Африка, без преувеличения – одна из самых многоликих стран мира, где самым необычным образом переплелись судьбы разных народов, их языков, религий и культур. Здесь еще можно встретить племена собирателей и охотников бушменов. Но в то же время ЮАР сумела создать современное высокопроизводительное хозяйство и науку, страна выходит из тупика апартеида и приступает к созданию демократического многонационального общества.

     ЮАР – единственное в Африке высокоразвитое государство, относящееся к типу стран переселенческого капитализма. Юг континента издревле заселяли народы койсанской семьи – бушмены и готтентоты, а к XVII в. эта территория была освоена негроидными народами – зулу, коса, суто, тсвана и др. Европейскую колонизацию региона начали голландцы, основавшие в 1652 г. Капскую колонию.

     История ЮАР отмечена не только завоеванием  территории пришельцами, но и ожесточенной борьбой (особенно после открытия месторождений алмазов) между потомками переселенцев-голландцев, составивших особую этническую общность буров, и Англией. На рубеже XVIII – XIX вв. она была захвачена Англия взяла под свой контроль Наталь. Противоречия между голландскими поселенцами (позднее получившими название африканеров) и английскими колониальными властями привели в конце 30-х годов XIX в. к массовому переселению буров в северо-восточную часть нынешней территории ЮАР («Великий трек») и их нашествию на земли коса, зулу и других народов банту. Там образовались бурские республики – Оранжевое свободное государство и Трансвааль, которые в результате войны 1899-1902 гг. были захвачены Великобританией. В 1910 г. английские Капская колония, Наталь и бывшие бурские республики были объединены в Южно-Африканский Союз (ЮАС), получивший статус доминиона Великобритании.

     Конституция 1910г содержала несколько важных положений:

      1) Она была унитарной: права  вошедших в ЮАС самоуправляющихся  колоний не были оговорены, у Палаты собрания было больше полномочий, чем у Сената.

     2) Статьи конституции не были  непреложными, путем обычных законодательных  процедур в них можно было  вносить поправки. Однако некоторые  положения можно было исправить  только решением двух третей депутатов обеих палат парламента. Эти положения обеспечивали равенство обоих официальных языков – английского и голландского (после 1925г. – языка африкаанс) и гарантировали избирательные права цветным и черным жителям Капской провинции, которые соответствовали экономическому и образовательному цензам независимо от расовой принадлежности.

     3) Как и в период существования  самоуправляющихся колоний, при  определении размеров избирательных  округов сельские районы оказывались  в более выигрышном положении по сравнению с городскими. Это обстоятельство в будущем давало преимущества африканерам.

     4) Конституция сохранила за белой  общиной политическую власть, поскольку  среди избирателей было 93% белых,  а другие граждане не могли  быть депутатами парламента. Кроме того, конституция запрещала распространение избирательных прав, коими пользовалось небелое население Капской провинции, на остальную территорию ЮАС. В каждой провинции продолжали действовать избирательные законы колониальных времен, запрещавшие небелым гражданам участвовать в политической жизни (кроме Капской провинции и в небольшой степени – Натала).

     Изменения в экономике и общественной жизни. вызванная бурным развитием горнодобывающей  отрасли и войной, сопровождалась ускорением процессов урбанизации, охвативших как африканеров, так и африканское население (к тому времени англо-африканцы жили преимущественно в городах, азиатское население концентрировалось в районе Дурбана, а цветное – в западной части Капской провинции). Проживавшие в городах африканцы были либо отходниками, работавшими на горнодобывающих предприятиях, либо становились горожанами, получив работу в качестве домашней прислуги у белых или в обрабатывающей промышленности. Число африканцев, занятых в промышленности, быстро росло. Многие африканеры тоже переселялись в города, пик этого процесса пришелся на период мирового экономического спада 1930-х годов. Перебравшись в город, эти малоимущие белые часто поселялись в трущобах рядом с цветными и африканцами. Еще до Первой мировой войны многие африканеры стали работниками физического труда.

     В период 1910–1924гг. правительство стремилось наладить эффективное функционирование нового государства и решить проблемы управления Юго-Западной Африкой (ныне Намибия), которая была передана ЮАС по мандату Лиги наций после Первой мировой войны.

     Власти  уделяли значительное внимание сохранению привилегированного положения белого населения. В 1911г. был принят закон, по которому определенные должности в горнодобывающей промышленности могли занимать только белые. В 1913г. вступил в силу закон «О землях аборигенов», закрепивший принцип раздельного проживания африканцев и белых. Согласно этому закону, африканцам запрещалось владеть землей или постоянно проживать за пределами отведенных им резерватов, занимавших менее 13% территории ЮАС.

     В 1934г. комиссия установила, что в сельской местности значительная часть белого населения по-прежнему живет в нищете. В 1932г. экономическая комиссия констатировала неравноправное положение африканского населения в сфере экономики. Тем не менее в 1930г. по закону «О туземных городских районах» правительство получило еще больше полномочий контролировать приток африканцев в города. В этих целях использовалась сохранившаяся еще с колониальных времен система пропусков. Работающим в городе африканцам предписывалось жить в специальных поселениях за чертой города.

     В 1936г. правительство предприняло попытку расширить площадь резерватов для африканцев до 13% от общей территории страны и выделить дополнительные средства на развитие районов проживания африканского населения. Были выделены ассигнования на развитие системы образования для африканцев, которая в основном финансировалась из средств христианских миссий. Национальная партия, которая поддерживала большую часть этой программы, в 1937г. призвала к распространению системы апартеида на цветное население.

     Практика  расовой дискриминации в конце 40-х годов XX в. была закреплена в качестве официальной политики «раздельного развития», или апартеида.

     Принятый  в 1949г. закон запрещал браки белых с цветными или африканцами. Закон «О регистрации населения» от 1950г. предусматривал классификацию и регистрацию жителей Южной Африки по расовому признаку, в соответствии с принятым в том же году законом «О расселении по группам» были созданы т.н. «этнические» зоны – расовые гетто для африканцев, цветных и индийцев, где те имели право владеть собственностью.

     В 1961г. ЮАС вышел из британского Содружества наций и стал республикой – ЮАР. В результате длительной, в том числе и вооруженной, борьбы африканского большинства населения страны за свои права, экономической и политической бесперспективности апартеида и под давлением мировой общественности, объявившей бойкот расистскому режиму, с начала 90-х годов правительство Де Клерка пошло на проведение коренных демократических преобразований, отменив все ранее принятые дискриминационные законы.

     Созданные в 70-80-е годы на месте бывших бантустанов, или хоумлендов, занимавших 13% страны и расположенных в самых ее неплодородных районах, четыре так называемые «независимые государства» и шесть «самоуправляемых территорий», фактически остававшиеся резервациями для чернокожего населения, были ликвидированы.

     Вне бантустанов права черного населения  были существенно ограничены. Четыре из них получили «независимость» (соответственно, их жители были лишены гражданства ЮАР), которую, впрочем, не признало ни одно государство, кроме ЮАР.

     Бопутатсвана (тсвана) – «независимость» с 6 декабря 1977 года

     Транскей (коса) – «независимость» с 26 октября 1976 года

     Цискей (коса) – «независимость» с 4 декабря 1981 года

     Венда (венда) – «независимость» с 13 сентября 1979 года

     Газанкулу (тсонга)

     КваНгване (свази)

     КваНдебеле (ндебеле)

     КваЗулу (зулу)

     Лебоуа (северные сото)

     КваКва (южные сото)

     А в пределах старых четырех провинций  создано 9 новых:

     Западная  Капская провинция (Кейптаун)

     Северная  Капская провинция (Кимберли)

     Восточная Капская провинция (Бишо)

     КваЗулу-Наталь (Питермаритцбург)

     Свободное государство (Блумфонтейн)

     Северо-Западная провинция (Мафикенг)

     Гаутенг (Йоханнесбург)

     Мпумаланга (Нелспрейт)

     Лимпопо (Полокване)

     Международная изоляция Южной Африки официально закончилась 23 июня 1994 года, когда южноафриканский  министр иностранных дел занял  свое место в зале заседаний Генеральной  Ассамблеи ООН. По этому случаю, Ассамблея  сняла с повестки дня вопрос о ликвидации апартеида, неизменно стоявший в повестке дня на протяжении трех десятилетий. Нормализация отношений с ООН позволила Южной Африке возобновить членство и участие в международных организациях, договорах и конвенциях, в частности, по ограничению вооружений и разоружению, социальным и гуманитарным вопросам, охране окружающей среды, международной безопасности, здравоохранению, транспорту, сельскому хозяйству, культуре, международному праву и другим областям науки и техники.

Информация о работе Территориальная организация основных отраслей хозяйства ЮАР