Территориальная организация основных отраслей хозяйства ЮАР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение территориальной организации основных отраслей хозяйства ЮАР.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Рассмотреть особенности освоения территории и заселения ее европейцами, создавшими государственное образование.
Выявить природные предпосылки развития и размещения хозяйства ЮАР.
Проанализировать отраслевую и территориальную структуру
промышленного и сельскохозяйственного производства.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 История формирования государства
2.2 Население южно-африканской республики
ГЛАВА 3 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
3.1 Развитие горнодобывающей промышленности
3.2 Современное состояние обрабатывающей промышленности
3.3 Транспортная система
3.4 Сельское хозяйство
ГЛАВА 4 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Заключение и выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

юар.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

     Что касается Судостроения, то Южная Африка в основном специализируется на производстве малотоннажных судов различного предназначения: буксиров, траулеров, плавучих кранов, барж, каботажных судов, а также судов для обслуживания морских буровых платформ. Кроме того, южноафриканские судостроители -известные специалисты по созданию яхт различных классов. Главный центр судостроения - г.Дурбан

     Электротехника  и электроника - самые молодые отрасли промышленности ЮАР. Тем не менее они держат первенство по числу занятых в них местных и иностранных компаний, которое уже достигло 200. Среди наиболее крупных можно назвать "Гринэйкер Групп" (Grinaker Group), "Барлоу Ранд Лтд" (Barlow Rand Ltd) с филиалом "Реюнерт" (Reunert), "Саут Эфрикэн Микроэлектроник Системе" (САМЕС, South African Microelectronic Systems, SAMES), "Сименс" (Siemens), "Браун Бувери Текнолоджис СА" (Broun Bowery Technologies SA), "Флитлайн Энтерпрайзиз" (Fleetline Enterprises), "Три Секьюрити" (Three Security).

     С 1993 г. активную деятельность в ЮАР  развернули американская компания Ай-Би-Эм и южнокорейская "Самсунг"; последняя собирается вложить в развитие отрасли 150 млн. рандов.

     В последние годы в ЮАР расширяется  производство аудио- и видеотехники, оргтехники, лазерной техники, теле- и  радио-коммуникационного оборудования, полупроводниковых приборов. А по лицензии Ай-Би-Эм налажена сборка персональных компьютеров. Ее осуществляют отдельные частные фирмы. В начале 90-х годов выпуск компьютеров в ЮАР вышел на новый уровень создания программно-совместимых универсальных систем.

     На  южноафриканских предприятиях подготовлена база и для производства высокоточной электронной аппаратуры. Основные центры электроники и электротехники - города Претория, Йоханнесбург, Феринихинг, Боксбург, Порт-Элизабет.

     Химическая  промышленность - одна из ведущих отраслей экономики ЮАР. На основе местных сырьевых ресурсов здесь выпускается широкий ассортимент продукции, по большей части пользующейся спросом на внешнем рынке.

     Производство  взрывчатых веществ для горнодобывающей  промышленности - среди старейших  в химической индустрии. Эта сфера в значительной степени монополизирована компанией "Эфрикэн Эксплозивз энд Кемикл Индастриз" (АЭКИ, African Explosives and Chemical Industries), заводы которой расположены в городах Моддер-фонтейн, Сомерсет-Уэст, Умбогитвини и Сасолбург.

     ЮАР - единственная страна в мире, производящая жидкое топливо из угля; это осуществляется на заводах компании "Саут Эфрикэн  Коул Ойл энд Гэс Корпорейшн" (САСОЛ - South African Coal Oil & Gas Corporation - SASOL), размещенных в городах Сасолбург и Секунда в Восточном Трансваале. Эти предприятия обеспечивают 40% потребностей страны в жидком топливе. К настоящему времени завершено строительство уже четвертого завода подобного типа. Часть синтетического бензина экспортируется. В частности, контракт на его поставку в Бразилию (300 тыс.куб.м) - среди крупнейших экспортных операций ЮАР. Подобные контракты - на экспорт химического топлива - заключены с Японией и рядом стран Юго-Восточной Азии. Производство синтетического топлива в Сасолбурге послужило основой для создания нефтехимического комплекса, выпускающего более 100 видов продукции, в том числе аммиак, парафин, синтетические смолы, пластмассы. синтетический каучук и т.д. ЮАР - крупнейший в Африке производитель фармацевтической продукции. В этой области действуют филиалы таких международных корпораций, как "Байер" (Вауег) и "Хёхст" (Hoechst). Южная Африка производит и экспортирует также фосфорную и полифосфорную кислоты, окись и гидроокись ванадия, силикон, окись титана, йодистый калий, фосфат кальция, ферроуран, ацетон, бутанон, фурфуриловый и тетрагидрофурфуриловый спирт и др.

     В пищевкусовой промышленности (производство продовольствия, напитков, табачных изделий) занято 223 тыс. человек. Из 27 крупнейших южноафриканских корпораций в данной отрасли действует шесть, в их числе: "СГ Смит Шугар" (CG Smith Sugar) с капиталом в 419 млн. рандов, владеющая пятью сахарными заводами в Квазулу-Натале и одним в провинции Мпумаланга; "Тонгаат-Хьюлетт Групп" (Tongaat Hewlett Group), с капиталом 73 млн. рандов, занимающаяся переработкой сахарного тросника; "Саут Эфрикэн Брюевериз" (South African Breweries), осуществляющая производство пива, натуральных фруктовых соков, безалкогольных напитков; "Империал Колд Сторидж энд Саплай" (Imperial Cold Storage & Supply), производящая мясные и молочные продукты, мороженую рыбу и мороженые овощи, "Премьер Групп" (Premier Group), владеющую мукомольными заводами, хлебозаводами, маслобойнями, и "Ирвин энд Джонсон" (Irvin & Johnson), занимающаяся обработкой и экспортом рыбы, мороженых овощей, кондитерских изделий. Предприятия, специализирующиеся на консервировании овощей и фруктов, расположены преимущественно в четырех зонах: в провинциях Западный Кейп (переработка цитрусовых и яблок), Восточный Кейп и Квазулу-Наталь (консервирование ананасов), а также в районе Витват-терсранда (переработка фруктов и овощей). Около 40% этой продукции вывозится примерно в 70 стран мира, среди которых Великобритания является ее главным потребителем.

     По  объему переработки мяса, производству сгущенного молока и сливок ЮАР занимает первое место в Африке и одно из первых в мире. Молочные и мясные консервы потребляются в основном внутри страны, зато рыбные экспортируются.

     Но  вот чем по-настоящему славится пищевая  промышленность ЮАР, так это вином  и пивом. Южноафриканские вина отличаются высоким качеством и разнообразием, винодельческие предприятия расположены на юге Западного Кейпа, а самый крупный покупатель этой продукции - Великобритания.

     Широко  известен южноафриканский чай "Ройбос", выпускаемый на фабриках одноименной компании в районе г. Кейптауна. Часть чайной продукции закупается Японией (1 тыс.т в год), Германией и Швейцарией (по 240 т в год).

     ЮАР занимает первое место в Африке и  одно из ведущих в мире по производству тростникового сахара. Главный центр  сахароварения - провинция Квазулу-Наталь.

     Текстильная промышленность представлена в основном производством хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических и смесовых тканей, а также пряжи, одеял, ковров и трикотажа. ЮАР входит в пятерку крупнейших в мире производителей мохера. В отрасли насчитывается более 1000 фабрик, на которых работает около 125 тыс. человек. Большая часть предприятий расположена в районе городов Ист-Лондон, Порт-Элизабет, Кейптаун, Претория, Йоханнесбург, а также Стандертон, Хэррисмит, Дурбан, Ледисмит и Чарлстаун.

     Ведущей корпорацией ЮАР, производящей одежду и текстиль, является "Консолидейтед  Текстайл Милз" (Consolidated Textiles Mills). Внутренние потребности в текстиле удовлетворяются местной промышленностью примерно на 60%. Набивная ткань компании "Хоум Фэбрикс" (Home Fabrics), расположенной в г.Мидранде, используемая для обивки мебели, экспортируется в Сингапур, Японию, Австралию, Новую Зеландию. США. Южная Африка известна на мировом рынке как поставщик выделанных кож, пользующихся большим спросом на заводах Италии, Испании, Португалии, Японии, Гонконга, Израиля

     Военная промышленность, переживающая в настоящее время период конверсии, вносит заметный вклад в экономику ЮАР. Вклад собственно военной промышленности в ВВП достигает 3 млрд. рандов в год, в ней занято около 70 тыс. человек. По лицензиям, приобретенным у американских, европейских, израильских и других фирм, а также по отечественным разработкам в ЮАР производятся самолеты, вертолеты, ракеты, бронеавтомобили, танки, стрелковое вооружение и военное снаряжение.  

     3.3 Транспортная система  

     Бесперебойная работа экономики ЮАР во многом зависит от современной и разветвленной транспортной сети. Многие страны региона пользуются при перевозках своих экспортно-импортных грузов услугами транспортной инфраструктуры ЮАР.

     Самой мощной и крупной транспортной корпорацией  ЮАР является корпорация "Транснет", в состав которой входят компании «Споорнет», «Портнет», «Аутонет», «Петронет» и авиакомпания «Саут Африкэн Эйруэйз». Ранее эта корпорация называлась САТС (Южноафриканская транспортная служба). С 1 апреля 1990 года она была приватизирована, хотя государство остается держателем контрольного пакета акций.

     На  июль 2007 года в «Транснет» работал 161 761 сотрудник, а ее фиксированные активы оценивались в 33,5 млрд. рандов.  

 Уровень  развития экономики страны часто  определяется качеством ее дорог. Дорожная сеть Южной Африки соединяет и крупнейшие мегаполисы, и самые отдаленные деревни, а протяженность дорог составляет более 530 000 километров, из которых более 63 000 километров имеют твердое покрытие.

     Забота  о прокладке и ремонте дорог  лежит на государственных структурах всех трех уровней: на центральном правительстве (в лице министерства транспорта и Управления южноафриканских дорог), провинциальных советах и местных властях (городских или поселковых). Разработаны комплексные схемы движения транспорта для восьми ведущих городских агломераций, центрами которых служат Йоханнесбург, Кейптаун, Претория, Дурбан, Порт-Элизабет, Спрингс, Блумфонтейн и Питермаритцбург.

     Шоссе и дороги национального и провинциального  значения финансируются за счет прямого  налогообложения. В 1983 году министерство транспорта решило ввести систему платных дорог как дополнительных источников финансирования дорожного строительства. Основные автострады были отремонтированы и усовершенствованы, став платными.

     В 2007 году в Южной Африке насчитывалось 6 млн. зарегистрированных транспортных средств, включая 189 455 микроавтобусов, 25 725 автобусов, 294 917 мотоциклов и более 1 миллиона грузовых машин. На Трансвааль приходится 52,71 процента всего автомобильного парка страны, на Капскую провинцию — 24,08 процента, на Наталь — 15,81 процента и на Оранжевое Свободное Государство — 7,4 процента.

     После 1985 года в крупных городах микроавтобусы  стали использоваться не только как  индивидуальный транспорт, но и как  такси. Особенную популярность они снискали у жителей Витватерсранда. Большинство владельцев лицензий — черные хозяева или водители таксомоторов. Обеспечивать безопасность на дорогах, повышать водительское мастерство и уровень обслуживания пассажиров стремятся два объединения таксистов. Это Южноафриканская ассоциация черных таксистов и Южноафриканская ассоциация таксистов дальнего следования. Первая из них стала крупнейшим клиентом компаний, поставляющих запчасти, шины, топливо и автомобили.

     В крупных городах пассажирский транспорт  находится в ведении местных органов власти и частных компаний, которые обеспечивают регулярное движение автобусов между окраинами и центром города.    Сегодня, в эпоху бурного развития транспорта, новые условия заставляют их совершенствовать работу. Нетабельные и малозагруженные маршруты подвергаются пересмотру, а на участки с наибольшим пассажиропотоком направляются дополнительные средства. В районах, где автобусное движение прекращено, пассажиров обслуживают другие виды транспорта, в частности маршрутные такси (микроавтобусы). Автобусные маршруты соединяют большие города — такие, как Кейптаун, Йоханнесбург, Дурбан.

Железные  дороги

     Южноафриканская компания «Споорнет» располагает сетью  железных дорог протяженностью 21 303 километра при общей длине  путей 34 110 километров.

     Узкая ширина колеи (1065 мм) объясняется тем, что в последние два десятилетия  прошлого века, когда строительство  только начиналось, пути между морскими портами и центральными районами страны приходилось прокладывать через  гористую местность.

     Отдаленные  районы соединены с железнодорожными станциями и магистралями автодорожной службой, которая в 2005-2007 годах перевезла 4,5 млн. пассажиров и 3,1 млн. тонн грузов, покрыв 111,2 млн. км.

     В Южной Африке электрифицировано 42,6 процента железных дорог. Электрическую тягу используют большинство (86,5%) пассажирских и грузовых составов на основных магистралях. Интенсивное движение пригородных поездов в районах Витватерсранда, Претории, Дурбана и Кейптауна осуществляется исключительно с помощью электровозов.

     Среди них имеются самые мощные локомотивы, когда-либо создававшиеся для колеи  в 1065 мм.

     Железнодорожная сеть разделена на 10 зон. На всех важнейших  линиях работают компьютеризованные центры управления движением. Применение современных  сигнальных систем позволяет автоматически направлять поезда на тот или иной путь и максимально загружать имеющиеся мощности.

     В сентябре 1984 года начала работать компьютеризированная сортировочная станция Сентраранд, обслуживающая район Претории —  Витватерсранда — Ференихинга.

     Станция располагает 20 подъездными, 64 сортировочными, 32 отправными и 10 формировочными путями. Она может формировать грузовые составы и сразу направлять их в портовые города: Дурбан, Ист-Лондон, Порт-Элизабет и Кейптаун. Строительство  обошлось в 450 млн. рандов. Это лишь первая очередь узла. который должен состоять из четырех таких станции Когда войдут в строй все четыре, это будет крупнейший сортировочный узел в мире.

Информация о работе Территориальная организация основных отраслей хозяйства ЮАР