Территориальная организация основных отраслей хозяйства ЮАР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение территориальной организации основных отраслей хозяйства ЮАР.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Рассмотреть особенности освоения территории и заселения ее европейцами, создавшими государственное образование.
Выявить природные предпосылки развития и размещения хозяйства ЮАР.
Проанализировать отраслевую и территориальную структуру
промышленного и сельскохозяйственного производства.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 История формирования государства
2.2 Население южно-африканской республики
ГЛАВА 3 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
3.1 Развитие горнодобывающей промышленности
3.2 Современное состояние обрабатывающей промышленности
3.3 Транспортная система
3.4 Сельское хозяйство
ГЛАВА 4 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Заключение и выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

юар.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

    Недавний  мировой финансовый кризис, оказавший  столь сильное влияние на целый  ряд стран третьего мира, лишь подчеркнул прочность и динамичность экономики  ЮАР. Среди фундаментальных факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в стране, в первую очередь выделяется усиленное внимание правительства ЮАР к вопросам поддержки постоянного роста экспорта страны, инвестиций в основной капитал, динамики роста потребления и реальных доходов населения. Правительство ЮАР призвано обеспечить наиболее благоприятные условия для внешнего развития экономики страны, поддержание положительного платежного баланса и внешней торговли ЮАР. Это выражается, прежде всего, в создании правовой базы, всячески поддерживающей свободное предпринимательство и долгосрочные инвестиции.

    Основные  принципы государственной макроэкономической политики ЮАР были изложены в 1996 году в программе GEAR (Growth Employment and Distribution), среднесрочном плане развития страны, основанном на международном опыте экономических реформ. Целью создания данного плана экономического развития послужила необходимость преобразования экономики ЮАР в мировой конкурентноспособный рынок.

    Основные  принципы программы GEAR:

  • поддержка роста инвестиций и внешней торговли ЮАР;
  • обеспечение свободного движения капитала, как внутри страны, так и на международном уровне;
  • поддержка свободной торговли и проведение тарифных реформ;
  • осуществление гибкого контроля рынка труда;
  • увеличение роста инвестиций в реальный сектор экономики;
  • согласование вопросов, связанных с одновременным расширением внешней торговли и развитием внутреннего рынка.

 
Благодаря проведению экономических  реформ программы GEAR, экономическая  ситуация с конца 1996 года характеризуется  постоянно увеличивающимся ростом ВВП (не менее 3%), низкими темпами инфляции, стабильным валютным курсом, тенденцией к улучшению бюджетных показателей всех уровней. Благоприятная конъюнктура внутренних рынков и увеличивающийся объем инвестиций явились факторами, стимулирующими экономический рост и стабильность экономики ЮАР.

     Наряду  с экономическими преобразованиями, нашедшими отражение в фискальных и налоговых реформах, правительство  ЮАР стимулирует привлечение  инвестиций и увеличение уровня занятости  населения за счет реструктуризации и приватизации государственных предприятий. Большинство государственных предприятий, особенно в энергетике, телекоммуникационной и транспортных отраслях, были реструктурированы в акционерные предприятия. В настоящий момент государство готовится к приватизации четырех наиболее крупных государственных предприятий: Denel, Transnet, Telcom и Escom, что позволит значительно увеличить эффективность управления предприятиями, стимулировать использование новых технологий и оптимальным образом перераспределить финансовые средства.

     Другое  приоритетное направление для правительства  ЮАР - это решение вопросов, связанных  с безработицей, и вопросов перераспределения  доходов населения, что выражается, прежде всего, в создании дополнительных рабочих мест для низкоквалифицированных рабочих и проведении специальных дотационных программ.

     Инвестиционный  климат Южно-Африканской Республики весьма привлекателен и наличием здесь развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого, инженерно-технического персонала, а также обширного рынка довольно дешевой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы.

     Чтобы осуществить инвестиции в тот  или иной проект в Южной Африке, иностранным инвесторам необходимо получить разрешение Отдела контроля за обменом валют Южно-Африканского Резервного банка (South African Reserve Bank), а при операциях с наличными денежными средствами - Центра промышленного развития и инвестиций .

Для привлечения  иностранных капиталовложений южноафриканское  правительство обеспечивает инвесторам:

-  Денежную помощь для компенсации инфляции;

-  Налоговые льготы;

- Отсутствие государственного контроля за ценами на произведенную продукцию;

-   Государство не предъявляет требований  к минимальному размеру капитала предприятий (за исключением банковского и страхового бизнеса);

-   Отсутствие ограничений на вывоз  прибыли и дивидендов (при наличии  разрешения органов валютного  контроля);

- Основными  сферами приложения иностранных  инвестиций в ЮАР являются: горнодобывающая промышленность, металлургия, электроника, автомобилестроение, текстильная, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность.

     Основными секторами рынка иностранных  инвестиций в ЮАР являются: телекоммуникационная промышленность, энергетика, легкая промышленность, автомобилестроение.

     В дополнение необходимо отметить, что  для привлечения иностранных  капиталовложений существует практика денежного возмещения инвесторам потерь, связанных с инфляцией, практика кредитования экспортных операций и  предоставления налоговых льгот для компаний, создающих:

  • предприятия обрабатывающей промышленности в отдаленных районах страны;
  • продукцию, заменяющую импортные товары;
  • трудоемкие производства;
  • предприятия, использующие ноу-хау или неизвестные ранее в ЮАР технологии.

    Современная экономика ЮАР находится в  состоянии устойчивого роста. По величине ВВП ЮАР занимает 26-е место в мире ($ 505,3 млрд. в 2009 году). ЮАР входит в группу из 25 крупнейших мировых экспортеров. Доходы от внешней торговли достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта превышает объем импорта.

      Основными торговыми партнерами ЮАР являются США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада, и оборот внешней торговли с этими странами все увеличивается.

    По  развитию экономики ЮАР занимает лидирующее положение среди всех стран Африки. На ее долю приходится около 28% ВВП, 40% промышленной и 30% сельскохозяйственной продукции всего континента.

ЮАР входит в международную «Группу двадцати» (G20) , являющуюся совещательным органом глав двадцати крупнейших экономик мира, а также в группу БРИКС (англ. BRICS - Brazil, Russia, India, China, South Africa), члены которой характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Прогнозируется, что к 2050 году экономики стран БРИКС по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира, что позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние.

     ЮАР является крупнейшим в мире производителем золота (58% мировой добычи) и платины (49%), а так же основных металлов. По суммарному весу добываемых алмазов ЮАР находится на втором месте в мире (42% от мировой добычи алмазов). Однако по стоимости алмазов ЮАР занимает первое место, так как здесь добываются более крупные камни, идущие в ювелирное производство (64% мирового производства бриллиантов).

     ЮАР занимает второе место в мире по экспорту угля и четвертое место - по его добыче.

     В обрабатывающей промышленности важное место занимает металлургия. Самая крупная отрасль - чёрная металлургия. Цветная металлургия представлена заводами по производству почти всех цветных металлов. ЮАР занимает первое место в мире по производству феррохромовых сплавов.

     ЮАР является крупным производителем автомобилей, в том числе таких марок как Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Nissan, Ford, Volkswagen и других (около 30-ти). В совокупности в ЮАР выпускается около 1000 моделей автомобилей.

     Производство  на конвейерах этих компаний происходит в кооперации с местными производителями комплектующих, многие из которых признаны официальными поставщиками основных европейских производителей.

     В ЮАР находится самая крупная  сборка автомобилей Mercedes-Benz за пределами  Германии.

     ЮАР располагает самым большим числом машин на континенте и входит в двадцатку стран мира по количеству автомобилей на душу населения.

     ЮАР является восьмым в мире производителем вина.

     Также одной из самых прибыльных отраслей экономики ЮАР является туризм.

     В 2010 году в ЮАР прошел первый на континенте Чемпионат мира по футболу.  
 
 

Заключение 
 

Развитие  капитализма в ЮАР идёт ускоренными  темпами, что не может не влиять на стратегию правительства. Страна всё  больше превращается из экономически доминирующей региональной державы  в континентальную. Южноафриканских предпринимателей можно встретить в Камеруне и на Мадагаскаре (железные дороги), Мали и Замбии (электростанции), Мозамбике и Гане (производство пива), Нигерии, Уганде и Камеруне (мобильные телефоны), Танзании, Мозамбике и Кении (сеть с супермаркетов).

     Многие  в Африке приветствуют эту тенденцию. Так, например, управляющий камерунскими железными дорогами Клод Контго говорил: "Это то, что мы называем сотрудничество Юг-Юг"

В настоящее время  экономика ЮАР составляет 40% всего  экономического потенциала континента, а предложенный президентом Т.Мбеки проект НЕПАД представляется как средство реализации общеконтинентальных планов его правительства. По мнению Рега Рамни, руководителя консультативной фирмы в Йоханнесбурге "Бизнес Мэп", "…южноафриканские фирмы использовали создавшиеся возможности в Африке намного быстрее и эффективнее, чем их партнёры из США и Европы".

К началу ХХI века собственно южноафриканские инвестиции в экономику стран региона превысили 1 млрд. долл.

В самой ЮАР продолжается консолидация капиталов в горнодобывающей промышленности - ведущей отрасли южноафриканской экономики путём слияния компаний, что в конечном итоге поставит их вровень с Англо-американской корпорацией Южной Африки.

Развитие капитализма  в ЮАР может в недалёком  будущем вывести эту страну в разряд высокоразвитых государств мира, способных отстаивать свои интересы перед натиском американского крупного капитала.

Уже в 2002 г. появились  первые признаки соперничества двух стран в торгово- экономической  области. Они были связаны с негативным воздействием на африканские страны протекционистских ввозных пошлин на импортируемую сталь, а также с принятым в мае 2002 года в США “Закона о содействии фермерству”. Южноафриканские производители стали, которых сильно задели, принятые в начале 2002 г., администрацией Буша протекционистские ввозные пошлины, подали жалобу в Американскую комиссию по международной торговле, и добились отмены этого решения, применительно к своей продукции уже в середине мая 2002 г. Причём в решении Комиссии по этому поводу было отмечено, что не существует никаких указаний на то, что производители стальной продукции в ЮАР поставляют свои изделия в США по демпинговым ценам.

     Пресса  ЮАР в этот период была полна тревожными сообщениями о том, как пострадают южноафриканские экспортёры сельскохозяйственной продукции от введения в жизнь Закона 2002 г. о содействии фермерству в США. Вице-президент Национального союза африканских фермеров Моцепе Матлала потребовал от правительства ЮАР немедленно субсидировать южноафриканские фермерские хозяйства, чтобы сделать их продукцию вновь конкурентоспособной на американском рынке.

     Не  всё гладко складывается и с политическим взаимодействием США с ЮАР, как  в мире, так и в Африке. ЮАР  всё более отстаивает своё понимание  проблем.

     Правительство ЮАР заняло критичную позицию в отношении внешней политики США, что может служить наглядным свидетельством растущего недовольства в южноафриканских правящих кругах всё более выявляющимися гегемонистскими тенденциями в международных отношениях со стороны США. В октябре 2001г. в ЮАР прошли многочисленные демонстрации протеста против развязанной американцами войны в Афганистане под лозунгами "Остановить войну", "Никакой разницы между Гитлером и Бушем". Акции протеста были совместно организованы Советом улемов ЮАР, Южноафриканским конгрессом профсоюзов (КОСАТУ) и Советом церквей провинции Западной Кейп.

     Разногласия между США и ЮАР возникли и  по вопросу отношения к палестино - израильскому конфликту. В апреле 2002 г. в разгар очередного обострения палестино - израильских отношений коалиция в составе АНК, Южноафриканской компартии, Конгресса профсоюзов Южной Африки потребовала от правительства страны решительно добиваться от администрации Буша немедленного прекращения атак на палестинцев и вывода израильских войск с оккупированных арабских территорий.

Члены коалиции организовали пикетирование посольства США и  Израиля и мирный марш протеста против политики этих двух государств на Ближнем  Востоке. Южноафриканские сторонники палестинцев проведя свою манифестацию в городе Дурбане, требовали от южноафриканского правительства подвергнуть Израиль и его покровителя США "международной изоляции". Один участник митинга от профсоюзов заявил корреспонденту "Голоса Америки": "Мы здесь, чтобы показать, что Америка не может контролировать каждого жителя планеты".

     Выполняя  миротворческую миссию, правительство  Табо Мбеки, оказало решающее содействие в деле примирении Руанды и Демократической  республике Конго (ДРК). Соглашение между  двумя странами об установлении мира было подписано 30 июля 2002 года. Это соглашение можно рассматривать как завершающий этап длительного переговорного процесса по поводу конголезского урегулирования, в котором наряду с ЮАР участвовали и другие страны.

Информация о работе Территориальная организация основных отраслей хозяйства ЮАР