Уральский экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Уральский экономический район занимает выгодное экономико-географическое положение, располагаясь на стыке двух главных районов - района производства и потребления готовой продукции, с одной стороны, и района с основными сырьевыми ресурсами, с другой. Более того, Урал выгодно расположен с точки зрения импорта-экспорта продукции и сырья в отношениях с азиатскими странами.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. 4
Экономическо- географическая характеристика района 4
Состав района 4
Географические сведения 5
Отрасли специализации 5
Полезные ископаемые 5
Раздел 2. 6
Характеристика транспортной сети 6
Трубопроводный транспорт 7
Водный транспорт 8
Воздушный транспорт 9
Автомобильный транспорт 10
Железнодорожный транспорт 11
Свердловская железная дорога. 11
Раздел 3. 12
Перспективы развития района и его транспортной сети 12
Перспективы развития СвЖД 13
Перспективы развития автомобильного транспорта 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта - регионалистика.docx

— 893.42 Кб (Скачать)

Автомобильный транспорт

   Большая роль автомобильного транспорта обусловлена  его специфическими особенностями  и преимуществами перед другими  видами транспорта, которые заключаются  в следующем: высокая манёвренность  и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечить доставку «от двери до двери» без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния; широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства). По грузообороту автомобильный транспорт на Урале занимает третье место после железнодорожного и трубопроводного. Значительна роль автомобильного транспорта в пассажирских перевозках. Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 12-13 км. Автобусы перевозят более 60% пассажиров, а в некоторых регионах и в сельской местности - 100%. Главной широтной дорогой остается старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Подверглись реконструкции Челябинский тракт, соединяющий Екатеринбург с Орском, а также Верхнетурский.

Железнодорожный транспорт

   Важнейшая роль среди видов транспорта Урала  принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей имеет  участок Транссибирской магистрали Челябинск — Владивосток.

   Таким образом, через Уральский район проходят следующие железные дороги: Свердловская железная дорога, Южно-Уральская и Горьковская.

   В данной курсовой работе будет рассмотрена Свердловская железная дорога.

Свердловская  железная дорога.

 

   Дорога  граничит с Горьковской (Чепца, Дружинино), Южно-Уральской (Михайловский завод, Полевской, Нижняя, Колчедан), Западно-Сибирской (Называевская) железными дорогами. Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Являясь основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, по основным показателям она входит в первую тройку железных дорог России и имеет регион обслуживания площадью 1,8 млн км2 с населением более 11 млн человек.

   Свердловская  железная дорога — мощный транспортный комплекс с большим техническим и интеллектуальным потенциалом. Она обладает собственной мощной базой грузовых вагонов, обеспечивая 9,5 % объема сетевой погрузки и выгрузки, в том числе таких высокорентабельных грузов, как нефть, каменный уголь, удобрения, черные и цветные металлы, лесные и строительные грузы (свыше 80 %). Свердловская магистраль обслуживает около 1500 подъездных путей (на 2006 год их было 1332), ее услугами пользуются более 12 000 промышленных предприятий. Эксплуатационная длина (на 01.01.10) — 7152,2 км, развернутая длина — 13 852,5 км.

Раздел 3.

Перспективы развития района и  его транспортной сети

 

   Главное направление  дальнейшего развития хозяйства  Уральского экономического района в  условиях перехода к рыночной экономике - всемерная интенсификация производства. В последние годы здесь снизилась  фондоотдача, возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятий, что в сочетании с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям.

   Что же касается транспортной сети района, так их развитие запланировано на каждую отрасль  транспортной сети.

Перспективы развития СвЖД

   Планируется, что в 2008 - 2015 годах СвЖД должна снять все ограничения пропускной способности на стратегически важных ветках. Eщe одно важное направление – развитие грузообразующих проектов, самый сложный из которых - "Урал Промышленный - Урал Полярный". Его строительство вписывается в ресурсный сценарий развития страны. Северная магистраль позволит сократить транспортное плечо доставки и освоить рудные месторождения Ямала. Крупнейшие инвестиционные проекты Свердловской железной дороги на 2008-2015 гг. 2008-2015: главный ход Транссиба - снятие ограничений на пропуск тяжелых составов длиной 71 вагон и весом 9-12 тыс. тонн, реконструкция сортировочных станций Войновка, Свердловск, Пермь. 2008-2015: строительство более 242 км вторых путей на участке Тобольск-Сургут-Ульт-Ягун (стоимость более 5 млрд рублей). 2008 - 2015: усиление участка Егоршино - Нижний Тагил. 2008 - 2015: реконструкция участка Гороблагодатская - Чусовская. 2015: начало реализации проекта "Урал Промышленный-Урал Полярный", строительство 848−километровой линии Обская-Полуночное (стоимость более 130 млрд рублей). 2015 - 2030: строительство линии Ханты-Мансийск - Салым длиной 200 км (стоимость около 24 млрд рублей).

   2008-2015: строительство  нового участка скоростной дороги  Свердловск-Челябинск длиной 271 км (стоимость  более 10 млрд рублей). Горьковская  железная дорога.

Перспективы развития автомобильного транспорта

   Рассматривается вопрос о перспективах развития одной  из крупнейших федеральных трасс  М-5, более известной как "Урал". Ее протяженность составляет более 1800 км. Автодорога проходит по территории Московской, Рязанской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и Челябинской  областей, а также Республик Мордовия, Татарстан и Башкирия, передает ПРАЙМ-ТАСС.

   В перспективе  планируется, что эта трасса станет международным коридором, которая  свяжет Китай, Казахстан, Россию и Европу.

   Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годы" предусмотрена  реконструкция дороги. Для этого  будет выделено 140 млрд. руб. В настоящее  время, по данным Минтранса, только 35% протяженности  этой трассы соответствует нормативам, а 14% ее мостовых сооружений находится  в неудовлетворительном состоянии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

Список  использованной литературы

 
    1. ru.wikipedia.org/wiki/Уральский_экономический_район
    2. Региональная экономика.  Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В. М.: ИНФРА-М, 2007. — 666 с.
    3. http://ayp.ru/shpargalki/Geograf/11/Page-21.php
    4. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география.

      М.: Экзамен, 2011 - 416 с.

    1. Экономическая география.  Желтиков В.П. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 384 с.
    2. http://www.omskinform.ru/main.php?id=1&nid=6603
    3. Бурханова Н.М. Экономическая география. Шпаргалки.  М.: Эксмо, 2007 - 32 с.
    4. http://www.realestate.ru/new.aspx?id=10012
    5. http://www.bestreferat.ru/referat-62882.html
    6. http://uralbank.info/ural/allekonom.php

Информация о работе Уральский экономический район