Уральский экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Уральский экономический район занимает выгодное экономико-географическое положение, располагаясь на стыке двух главных районов - района производства и потребления готовой продукции, с одной стороны, и района с основными сырьевыми ресурсами, с другой. Более того, Урал выгодно расположен с точки зрения импорта-экспорта продукции и сырья в отношениях с азиатскими странами.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. 4
Экономическо- географическая характеристика района 4
Состав района 4
Географические сведения 5
Отрасли специализации 5
Полезные ископаемые 5
Раздел 2. 6
Характеристика транспортной сети 6
Трубопроводный транспорт 7
Водный транспорт 8
Воздушный транспорт 9
Автомобильный транспорт 10
Железнодорожный транспорт 11
Свердловская железная дорога. 11
Раздел 3. 12
Перспективы развития района и его транспортной сети 12
Перспективы развития СвЖД 13
Перспективы развития автомобильного транспорта 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта - регионалистика.docx

— 893.42 Кб (Скачать)

ФГБ ОУ ВПО

Московский  Государственный Университет Путей  Сообщения

(МИИТ)

 

Кафедра  «Экономика и управление на транспорте»

 
 
 
 

Курсовая  работа

По  дисциплине «Регионалистика»

 
 
 
 
 
 

Институт: ИЭФ

Факультет: Менеджмент

Группа: ЭМП- 111

Студент: Ероян А.Г.

Преподаватель: ст.пр. Емельянова Н.В

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Оглавление

Введение 3

Раздел 1. 4

Экономическо- географическая характеристика района 4

Состав района 4

Географические сведения 5

Отрасли специализации 5

Полезные ископаемые 5

Раздел 2. 6

Характеристика транспортной сети 6

Трубопроводный транспорт 7

Водный транспорт 8

Воздушный транспорт 9

Автомобильный транспорт 10

Железнодорожный транспорт 11

Свердловская железная дорога. 11

Раздел 3. 12

Перспективы развития района и его транспортной сети 12

Перспективы развития СвЖД 13

Перспективы развития автомобильного транспорта 13

Список использованной литературы 14

Введение

  Уральский экономический  район занимает выгодное экономико-географическое  положение, располагаясь на стыке  двух главных районов - района  производства и потребления готовой  продукции, с одной стороны,  и района с основными сырьевыми  ресурсами, с другой. Более того, Урал выгодно расположен с  точки зрения импорта-экспорта  продукции и сырья в отношениях  с азиатскими странами.

Раздел 1.

Экономическо- географическая характеристика района

Состав  района

   В Уральском экономическом районе находятся такие республики как: Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермская обл., Свердловская обл., Челябинская обл., Курганская обл., Оренбургская обл., Коми-Пермяцкий Автономный Округ.

   Площадь района составляет 824,0 тыс. км2, население: 19 457 235 чел. (сведение на 2011 г.) это 14 % от всего населения РФ. Уральский район граничит с северным экономическим районом на севере, с западно- сибирским экономическим районом на востоке, с Казахстаном на юге и с Поволжским и волго-вятским экономическими районами на западе.

Географические  сведения

   Уральский экономический район расположен на Среднем и Южном, частично на Северном Урале, а также на прилегающих  частях Восточно-Европейской и Западно- Сибирской равнин.

Отрасли специализации

   Основные  отрасли специализации — чёрная и цветная металлургия, машиностроение (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное), лесная, химическая, нефтехимическая  и горно-химическая промышленность.

   Приведем  в пример такую промышленную отрасль  как машиностроение

По выпуску продукции  машиностроения и металлообработки Уральский экономический район  — один из ведущих районов страны. Выделяются заводы тяжёлого машиностроения (Уралмаш, Южуралмаш, Бузулукский), химического машиностроения (Уралхиммаш, Глазовский завод и др.), по производству энергооборудования и электротехнической промышленности (заводы: Турбомоторный, Уралэлектротяжмаш). Широко представлено транспортное машиностроение (производство грузовых вагонов в Нижнем Тагиле, автомобилей в Миассе и Ижевске, мотоциклов в Ижевске и Ирбите, тяжёлых тракторов в Челябинске, тракторных прицепов в Орске, автобусов в Нефтекамске, Кургане). Развита станкоинструментальная промышленность (в Челябинске, Оренбурге, Алапаевске и др.). Выпускаются разнообразные с.-х. машины (Курган и др.), электроприборы, радиоприёмники и радиолы, холодильники (16% общесоюзного производства) и другие машины культурно-бытового назначения.

Полезные  ископаемые

   В районе добывают и перерабатывают нефть и газ. В сельском хозяйстве — производят зерна и животноводческие продукты.

Раздел 2.

Характеристика  транспортной сети

 

   В данной курсовой работе рассматривается характеристика транспортной сети Уральского экономического района. В данном районе основным видом транспорта считается железная дорога, так же через территорию Уральского экономического района проходит мощная система трубопроводов, обеспечивающая подачу газа (с северных районов Тюменской области и Средней Азии) и нефти (с Западной Сибири) на Урал. В пример можно привести известную компанию «Уральские трубопроводные системы»

   Так же в  районе развит водный транспорт на реках Камского бассейна. Территорию района пересекают реки, принадлежащие бассейну Волги (Кама, Вишера, Чусовая, Самара), Оби (Тобол, Исеть, Тура, Тавда) и Урала. Потенциальные гидроэнергоресурсы крупных и средних рек Уральского экономического района исчисляются в 3,3 млн. квт, сооружены водохранилища на реке Каме (Воткинское и Камское). В западной части района климат умеренно континентальный, на Урале и к востоку от него континентальный. 43% площади района покрыто преимущественно таёжными лесами; запасы древесины 3,5 млрд. м³. В южной части преобладают степи, значительно распаханные.

Трубопроводный  транспорт

   «Размещение трасс трубопроводов существенно  отличается от направлений железных и автомобильных дорог. Оно меньше зависит от рельефа местности, что  позволяет прокладывать их по кратчайшему  пути. Этот вид транспорта может  функционировать в любых климатических  и погодных условиях, потери при  транспортировке минимальны».

   Велика  роль трубопроводов. Этот вид транспорта хорошо развит. Он играет особое значение для вывозки основной продукции  нефтегазового комплекса — нефти  и газа. Магистральные газопроводы  берут начало на Уренгойском, Ямбургском и Медвежьем месторождениях и расходятся в трех основных направлениях: вдоль железной дороги на Тюмень; на Белоярский, Югорск, Пермь; на Ухту («Северное сияние»). Эксплуатация газопроводов осуществляется предприятиями «Тюменьтрансгаз» (г. Югорск) и « Сургуттрансгаз». Магистральные нефтепроводы берут начало от

г. Губкинский в направлении Сургут- Тюмень. Конденсатопровод проложен от Уренгойского месторождения на Сургут. До недавнего времени практически весь добытый в округе природный газ и нефть транспортировались за его пределы. Но в 1999 г. произошел перелом. Природный газ стал поступать в города округа, не являющиеся центрами нефтегазового комплекса. Это произошло благодаря строительству газопровода Лон-гъюган- Салехард. В результате окружной центр получил не только возможность применять в быту экологически чистое и относительно дешевое топливо, но и перспективы для развития отраслей, потребляющих его в качестве сырья. Через Северный и Центральный Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Через район проходит значительное количество магистральных нефте- и газопроводов как в широтном, так и в меридианальном направлении, обеспечивая энергоресурсами центральные, южные и восточные районы России. Через территорию проходит мощная система трубопроводов, обеспечивающая подачу газа (с северных районов Тюменской области и Средней Азии) и нефти (с Западной Сибири) на Урал.

   По грузообороту трубопроводный транспорт на Урале  занимает второе место после железнодорожного.

   Трубопроводный  транспорт развит в республике Башкортостан – она занимает 1-е место на Урале по протяженности нефте- и нефтепродуктопроводов; по территории Удмуртии проходят газопроводы; на территории Оренбургской области проложены трубопроводы: Оренбург – западная граница России (газ), Бухара – Урал с ответвлением на Орск (газ), Эмба – Орск (нефть), Ишимбай – Орск (нефть), Оренбург – Башкортостан (конденсат); в Коми-Пермяцком АО трубопроводный транспорт развит крайне слабо, равно как и другие виды транспорта.

Водный  транспорт

   Внутренний  водный транспорт (он же - речной) относится  к одному из древнейших видов транспорта. Он развит на реках Камского бассейна. В районе протекает 9 крупных рек; расположено десять озер, из которых  Иртяш, Уелги, Пелымский Туман и Увильды имеют площадь зеркала более 50 км2. Перевозки водным транспортом осуществляются по рекам Кама, Белая, Чусовая, Тобол, Тура, Урал, Вишера и Тавда, которые судоходны от 200 до 240 дней в году. Для многих населенных пунктов в УрФО единственным связующим звеном с «Большой землей» является внутренний водный транспорт. Общая протяженность судоходных речных коммуникаций округа составляет 11,4 тысячи километров, по которым ежегодно перевозится порядка 1,9 миллиона тонн грузов и 600,0 тысяч пассажиров. Водный транспорт развит в республике Башкортостан – судоходство осуществляется по рекам Белая и Уфа; в республике Удмуртия – пристани Сарапул, Камбарка. в последние десятилетия сокращается и в настоящее время. Поскольку внутренние водные пути являются в основном естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз) первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности. Однако доля речного транспорта в. грузообороте постоянно падает, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего, с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична. Более того, речной транспорт практически превращается в специфический вид технологического транспорта, так как свыше 70% перевозимых им грузов составляют минеральные строительные материалы.

Воздушный транспорт

   Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид  транспорта, но в то же время самый быстрый. Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург.

   Район имеет  широкую сеть внутренних и межрегиональных  авиалиний». Воздушный транспорт, в  условиях недостаточно развитой сети наземных сообщений, имеет для округа важнейшее значение. Воздушным транспортом  осуществляются как пассажирские, так  и грузовые перевозки. Главные аэропорты— Салехард, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск. Через них открыто прямое сообщение  на Москву, Тюмень, Екатеринбург, Адлер, Краснодар, Санкт-Петербург и другие города России. Главные авиаперевозчики  — авиакомпании «Ямал, «Тюменские авиалинии» и «Тюмень-АВИАтранс». В местном сообщении используются легкомоторная авиация и вертолеты. Вертолетное сообщение приобретает все большее значение, поскольку часть местных аэропортов, ввиду кризисного состояния экономики, закрыта. Оно особенно развито в западной части округа, где в зимний период иные средства сообщения невозможны. Центром вертолетных перевозок является Салехард, откуда выполняются рейсы в Лабытнанги, Мужи, Горки, Яр-Сале, Новый Порт и в множество других населенных пунктов. В восточной части эту роль берет на себя Новый Уренгой.

   Значительная  роль воздушного транспорта в перевозке  пассажиров объясняется большими расстояниями перевозок. Основными технико-экономическими особенностями воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются: высокая скорость доставки пассажиров, манёвренность в организации  пассажирских перевозок, большая беспосадочная  дальность полёта и более короткие расстояния воздушных маршрутов  по сравнению с пассажирскими  маршрутами на других видах транспорта (на отдельных направлениях они на 25% короче, чем на железнодорожном  транспорте и на 50% - чем на речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2-3 раза).

   Единственный  транспорт, который охватывает перевозками  почти все районы страны. Объем  грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик. Самолеты доставляют грузы  в трудно доступные районы страны, перевозят скоропортящуюся продукцию  и почту. Главная специализация  – перевозка пассажиров.

   Кроме перевозки  грузов (около 2 млн. тонн в год) и  пассажиров, самолеты и вертолеты  гражданской авиации используются в разных отраслях народного хозяйства: для аэрофотосъемки, при проведении проектно-изыскательских работ, в сельском хозяйстве, при тушении лесных пожаров  и др. Однако воздушный авиапарк сильно устарел: 26% воздушных судов  находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет, 7% - свыше 30 лет. Ведутся работы по подготовке к эксплуатации новых  самолётов, имеющих характеристики на мировом уровне.

Информация о работе Уральский экономический район