Буддизм как геополитический фактор

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

В отношении проблемы Восток-Запад реальность состоит в том, что Восток уже стал равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества. В течение последних нескольких десятилетий XX века в восточноазиатских странах произошла социально-психологическая революция, в ходе которой, как пишет К.С.Гаджиев, «народы этого региона … преодолели своеобразный комплекс неполноценности в отношении Запада». На Востоке вызрели несколько центров (Япония, Китай, Индия и группа небольших динамично развивающихся стран), способных конкурировать как между собой, так и со странами Запада и активно включаться в международные экономические и политические связи.

Работа содержит 1 файл

Курсовая_готовое.doc

— 73.50 Кб (Скачать)
 

Вступление мира в эпоху глобализации признается как свершившийся факт. По мнению А.Г.Конфисахора, «глобализация столкнулась с геополитикой» и «привела к новой политической реальности». [4]

В отношении  проблемы Восток-Запад реальность состоит  в том, что Восток уже стал равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества. В течение последних нескольких десятилетий XX века в восточноазиатских странах произошла социально-психологическая революция, в ходе которой, как пишет К.С.Гаджиев, «народы этого региона … преодолели своеобразный комплекс неполноценности в отношении Запада». [1] На Востоке вызрели  несколько центров (Япония, Китай, Индия и группа небольших динамично развивающихся стран), способных конкурировать как между собой, так и со странами Запада и активно включаться в международные экономические и политические связи.

Однако не все страны Востока с одинаковой интенсивностью интегрируются в мировое сообщество. В качестве иллюстрации рассмотрим таблицу. 

Страна Напр. буддизма Место среди остальных религий Тип государств. устройства Уровень дохода на душу населения Интегрированность в международные  связи
Индия Махаяна Не  преобладает, менее 1% федеративная  демократическая республика Менее 3100$ в год Высокая
Шри-Ланка Тхеравада Преобладает

70%

Президентская республика, партия социалистическая 510$ в год Средняя
Китай Специфические школы, основанные на махаяне Одна  из преобладающих Республика, правящая партия - коммунистическая Менее 1200$ в год Высокая
Тайланд Тхеравада Преобладает 90% Конституционная монархия Около 2400$ в год Средняя

(развит туризм)

Вьетнам Махаяна (в основном), но есть и хинаяна Преобладает Социалистическая  республика, Компартия Вьетнама Около 300$ в год Средняя
КНДР (Северная Корея) Махаяна Не  распространен (атеизм) Коммунистический режим Около 1200$ в месяц Очень низкая
Республика  Корея (Южная) Махаяна Распространен на уровне с христианством Республика  с сильной центральной властью 17690$ в год Высокая
Мьянма (Бирма) Тхеравада Преобладает 90% Военный режим 700$ в год Очень низкая
Камбоджа Тхеравада Преобладает Конституционная монархия с многопартийной демократической  системой Около 300$ в год Достаточно  низкая  (только туризм)
Лаос Тхеравада Преобладает

70%

Республика, правящая Народно-революционная партия Лаоса  Около 300$ в год Низкая
Япония Специфические школы, основанные на махаяне (дзэн) На 2 месте  после синтоизма Конституционная монархия 34200$ в год Высокая
Тибет Махаяна Преобладает 90% Оккупированная  территория 200$ в год Низкая
 
 

Из таблицы  видно, что в странах, где преобладает буддизм направления Тхеравада, более низкий доход на душу населения. Данные мониторинга позволяют говорить о том, что и показатели ВВП в этих странах ниже, чем в странах, придерживающихся буддизма направления Махаяны. Страны, где  исповедуется Махаяна, более интегрированы в международные связи.

Безусловно, в данном ключе отдельно нужно  рассматривать такие страны как  КНДР и оккупированную Китаем территорию Тибет. В случае с Северной Кореей встает вопрос о достоверности экономических данных, так как Пхеньян не публикует никакой экономической статистики и проводит политику жесткого информационного контроля.

Что же касается Тибета, то он лишен государственности  как таковой и является оккупированной Китаем страной, где попираются права местных жителей. Несмотря на это идеология людей на этой земле очень отличается от  идеологии людей любой другой национальности и даже от китайцев. Здесь религия главенствует во всем, а многие просто живут с верой в лучшую следующую жизнь, не обращая внимания на настоящее. Однако последние события вокруг Тибетского вопроса обратили на себя внимание всего мира. На наш взгляд, решение этого вопроса в пользу автономии Тибета приведет к активному включению страны в международные отношения (в основном за счет туризма и экспорта полезных ископаемых).

Таким образом, вышесказанное позволяет  нам выдвинуть гипотезу:

  • Превалирование той или иной школы буддизма оказывает влияние на скорость развития социально-экономических процессов и степень интегрированности в международные политические и экономические отношения.

Необходимо  отметить, что буддизм – первая по времени возникновения мировая  религия. Другие мировые религии  появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам – более чем через тысячу. Но «буддизма» как такового, не существовало и не существует. Буддизм исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии. Особенно это справедливо относительно Махаяны, которая, по существу, представляет собой обозначение весьма разноплановых и разнородных течений и направлений.

Однако  в настоящее время внутри буддизма существуют две основные школы. Традиция Тхеравады, или Хинаяны, популярна главным образом на Шри-Ланке, в Мьянме (Бирме), Тайланде, Камбодже, Лаосе. Школа Махаяны процветает прежде всего в Индии, Тибете, Китае, Корее (и Северной, и Южной), Вьетнаме и Японии. Школа Махаяны, которая начиналась как либеральное движение внутри буддизма Тхеравады, менее строга в интерпретации традиционных монастырских дисциплинарных правил, не требует от своих последователей отказа от мирской жизни и стремится к тому, чтобы приспособить к буддистским писаниям более поздние добавления. Махаянисты также придают большее значение состраданию, в отличие от свойственного Тхераваде упора на самодисциплину. Первоначально эти две великие традиции рассматривались в качестве альтернативных частных интерпретаций буддизма, и приверженцы обоих подходов жили вместе в одних и тех же монастырях, подчиняясь одним и тем же основополагающим правилам.

Индивидуальные  особенности Тхеравады и Махаяны, а также многочисленных направлений внутри них зависят прежде всего от того, какие проблемы  выдвинуты данной школой на первый план и какие оставлены без внимания.

Отличия Хинаяны и Махаяны видны в  противопоставлениях:

Тхеравада Махаяна
Отдельный человек Совокупность  людей
Анализ Непосредственное  видение
Сознательное Бессознательное
Рациональное  начало Эмоциональное начало
Нет индивидуальной души Существует  индивидуальная душа

В результате этих различий сформировались разные представления о человеке, обществе, расставились разные акценты на ценностях и идеалах.

Тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них различным). Именно этот круг базовых идей и называют «основами учения буддизма».

Исходя  из обозначенной нами гипотезы, целью  исследований является:

  1. Исследование влияния установок буддизма на сферу современной политики буддистских стран;
  2. Прогноз изменения влияния стран буддизма на международной арене.

На пути достижения этой цели мы будем решать следующие задачи:

  1. Анализ психологических законов буддизма, влияющих на личность и определяющих стратегии ее поведения, отношения и деятельность;
  2. Сопоставление школ буддизма (Тхеравады и Махаяны) и выявление сходств и различий в подходах к человеку как целому в его биологической, психологической и социальной сущности;
  3. Анализ литературных первоисточников и трудов буддологов и востоковедов;
  4. Прогноз развития буддистских стран, в частности их международных связей, отношений внутри региона Юго-Восточной Азии, обусловленных основными геополитическими факторами, где под последними понимается «совокупность влияния религиозных, цивилизационных и ментальных оснований (факторов) на особенности мышления, волевые процессы, восприятие и аффективную составляющие сознания как субъектов, так и объектов политики» [4]

Очевидно, что отпечатки преобладающего вероисповедания  и связанных с ним установок, определяющих поведение человека (а значит, и обществ), сказываются на политике всех стран. Они определяют собой сущность современных геополитических миров: христианского, исламского, буддийского и т.д. Так или иначе, религиозную окраску несут утверждаемые в политике идеологические ценности, представления о собственности, праве, деньгах.  Имеются определенные различия и закономерности между религиозным вероисповеданием и развивавшимися под его воздействием формой семьи, мотивацией трудовой деятельности, этическими нормами, отношением к насилию, войне, террору (что в настоящее время особенно актуально).

Так, предметом исследования являются:

  • религиозный менталитет – понятие, введенное Можаровским В.В. и «призванное охватить все феномены во внешней и внутренней жизни человека (группы людей), прямо или косвенно связанные с религией». [6] Это понятие включает в себя все устойчивые характеристики поведения, преобладающих установок воли, мышления и бессознательного, свойственные человеку как адепту религии и религиозному обществу, которые определяются преобладающим вероисповеданием.
  • исследование и сравнительный анализ мировоззрения, картины мира и связанных с ними образа жизни и жизненной позиции представителей основных направлений буддизма Тхеравады и Махаяны.
  • восприятие, понимание и переживание таких психолого-политических категорий как счастье, любовь, вера, надежда, труд представителями стран буддийского мира (мирян и монахов) через призму основных идей буддизма.
  • восприятие и понимание личной, экономической и политической свобод людей, исповедующих буддизм.
  • исследование жизнеспособности, работоспособности, способности к обучению представителей стран буддийского мира.
  • психология веры в буддизме и психологической структуре человека.

Методы исследования:

  1. метод наблюдения;
  2. контент-анализ первоисточников, документов;
  3. психолого-политический метод, центром которого выступает изучение психических процессов в их сопряженности со сферами политики;
  4. метод системного ментального анализа, предложенный В.В. Можаровским.
 

Список  литературы

  1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику, М: Логос, 1998.
  2. Грановская Р.М. Психология веры, СПб: Речь, 2004.
  3. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России, М, 1997 // http://www.geopolitika.ru.
  4. Конфисахор А.Г. Геополитика как предмет политической психологии // Психология власти – 2008 / ред. Юрьев А.И., СПб: Изд-во СПбГУ, 2008, с. 56-65.
  5. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия, М: Наука, 1994.
  6. Можаровский В.В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики, СПб: ОВИЗО, 2002.
  7. Торчинов Е.А. Философия китайского буддизма, СПб: Азбука, 2007
  8. Торчинов Е.А. Ведение в буддологию: курс лекций / http://www.indostan.ru.
  9. Шри Дхаманада Во что верят буддисты, М: Нирвана, 2004.
  10. http://www.burma.cc
  11. http://www.cambodiankingdom.com
  12. http://www.chinadata.ru
  13. http://www.china.kulichki.com
  14. http://www.indostan.ru
  15. http://www.kambodge.ru
  16. http://www.news.bbc.co.uk
  17. http://www.savetibet.ru
  18. http://www.sunhome.ru

Информация о работе Буддизм как геополитический фактор