Геополитический статус России и модели мирового порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Значимость географического аспекта определяется простым фактом — каждое государство непременно включает три необходимых компонента: территорию, народ и политическую организацию: Географическое положение каждого государства уникально; занимаемая им территория имеет свой неповторимый ландшафт, форму, протяженность, размеры, природные ресурсы. Географический фактор подвержен изменениям; он служит основой преемственности политики государств.

Содержание

Геополитический статус России и модели мирового порядка

Политическая власть

Понятие и концепции массовой культуры. Реакция индивида на массовую культуру

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основы социологии и политологии.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
 

 

Содержание 
 

  1. Геополитический статус России и модели мирового порядка
 
  1. Политическая  власть
 
  1. Понятие и  концепции массовой культуры. Реакция  индивида на массовую культуру
 

    Список  литературы

 

1. Геополитический  статус России  и модели мирового  порядка 
 

     Геополитика — это область политической науки, исследующая международные отношения в контексте географического расположения стран. Она представляет собой учение о чисто природных причинах и географически детерминированных тенденциях политического развития и экспансии государства.

     «Геополитика — это исследование фундаментальных качеств пространства связанных с землей и почвой, это изучение создания империи и происхождения стран и государственных территорий», — пишет Рудольф Челлен.

     Значимость  географического аспекта определяется простым фактом — каждое государство непременно включает три необходимых компонента: территорию, народ и политическую организацию: Географическое положение каждого государства уникально; занимаемая им территория имеет свой неповторимый ландшафт, форму, протяженность, размеры, природные ресурсы. Географический фактор подвержен изменениям; он служит основой преемственности политики государств.

     Размеры национальных территориальных владений оказывают влияние. На относительную силу государства в борьбе за свои интересы. Природные ресурсы обусловливают плотность населения и структуру народного хозяйства; положение относительно экватора и океанов определяет близость или отдаленность от основных центров силы и районов конфликтов; положение же относительно ближайших соседей создает потенциальных противников и союзников и тем самым проблему безопасности.

     Геополитика рассматривает географические особенности тех или иных регионов планеты, не только как материальный феномен, но и как живую реальность, несущую в себе некое «сверхприродное» начало. В конечном счете, она изучает связь между политическими отношениями и объективными реалиями географического порядка: местоположением и пространственной протяженностью государств, наличием выходов к морям и океанам, численностью и этническим составом населения, рельефом местности, принадлежностью государства той или иной части света, количеством и качеством природных ресурсов и т.п. Согласно геополитическим представлениям, географические факторы являются наиболее стабильными и потому служат объективной основой преемственности политики государства.

     В период «холодной войны» геополитическая ситуация в мире оставалась относительно стабильной. Окончание же «холодной войны» повлекло за собой глубинные геополитические сдвиги, вызвавшие нестабильность в ранее более или менее Спокойных регионах. Эти изменения обусловили вспышку интереса к геополитическим исследованиям во всем мире, в том числе и в нашей стране. Такой интерес вполне закономерен, поскольку геополитика отражает объективно Существующую взаимосвязь между географическими факторами и внешней политикой государства. На основе геополитики можно строить долговременные прогнозы и моделировать возможные варианты формирования мирового порядка

     В настоящее время специалисты в области международной политики прогнозируют три таких возможных варианта, или модели. В первом варианте мир предстает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР как великой некапиталистической державы, противостоящей Америке на мировой арене, займет социалистический Китай.

     Другой  вариант составляет однополюсно-авторитарная модель: США останутся единственной сверхдержавой мира и будут придавать ему экономический и политический облик исходя из собственных национальных интересов и миропонимания.

     Наконец, третий вариант — это неконфронтационная демократическая система мирового сообщества народов, основанная на соблюдении всеми норм международного права и установлении баланса экономических и политических возможностей между государствами.

     Ряд подобных моделей, или вариантов, «международных систем» предложил американский политолог М. Каплан. Это возможные, по его мнению, варианты расстановки сил на международной арене. Согласно концепции Каплана, возможны шесть типов международных систем: система «баланса сил», свободная биполярная система, жесткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система и система вето.

     В системе «баланса сил» основными  факторами выступают только национальные государства с широкими военными и экономическими возможностями. Каждое из таких государств стремится одновременно и. сохранить сложившуюся политическую ситуацию, то есть стремится к сохранению суверенитета и могущества всех остальных государств системы, и максимально обеспечить при этом для себя получение больших, чем равные, возможностей в системе. Для этого они образуют коалиции и вступают между собой в войны. Но такие союзы нестабильны, а войны имеют локальный характер и не мешают стабильности системы.

     Свободная биполярная система состоит из отдельных государств, блоков государств, лидеров блоков, членов блоков, неприсоединившихся стран и универсальных организаций. Такая система наиболее устойчива, когда лидеры блоков обладают монополией на ядерное оружие. Если бы не его сдерживающее влияние, войны бы перерастали из локальных в тотальные. Такая система менее устойчива, чем система «баланса сил».

     Жесткая биполярная система отличается от свободной тем, что в ней сводится к нулю роль неприсоединившихся государств и ослабляется влияние и вес международных организаций. Поэтому подобная система характеризовалась бы высокой степенью международной напряженности.

     Универсальная система, согласно Каплану, может возникнуть в том случаё, если определенные политические полномочия передать универсальной организации. В такой системе доминировали бы коллективные и гуманистические ценности, что определяло бы характер ее функционирования.

     Иерархическая система — это вариант универсальной системы, но перестроенный в иерархическом порядке. Она может возникнуть в случае выдвижения на первый план в решении всех вопросов какого-либо одного международного субъекта.

     Система вето — это такая международная система, в которой каждый член или подавляющее большинство членов обладают собственным достаточным запасом ядерного оружия. Члены такой системы стремятся не допустить ядерной войны, но между ними сохраняется определенное напряжение.

     Свою  модель возможного развития международных отношений предлагает и другой американский исследователь, С. Хантингтон. Согласно его концепции, в международной сфере зреет глобальный конфликт, в котором неминуемо столкнутся западная цивилизация и блок фундаменталистичеких и тоталитарных государств, куда Хантингтон включает и Китай, и Иран, и арабские страны. В контексте этого прогноза Хантингтон приписывает особое значение странам, ориентирующимся в настоящее время на сотрудничество с Западом, но по своим традициям и особенностям массового менталитета, резко отличающимся от западной цивилизации. К таким странам, по его мнению, относятся Турция, Мексика и Россия. Поэтому отношение стран Запада с перечисленными странами, в частности, с Россией, приобретает принципиальное значение для расстановки сил в потенциальном конфликте.

     Действительно, Россия с точки зрения геополитических альянсов представляет собой достаточно непредсказуемый элемент международных отношений. В прошлом она была сверхдержавой, наряду с США составлявшей основу биполярного мира. Каково же реальное место России в геополитическом пространстве, образовавшемся после распада СССР?

     Распад  Советского Союза, помимо социально-экономического и внутриполитического кризиса, повлек за собой и геополитический кризис, изменение сложившейся модели мира. Потеряв значительную часть своей территории, Россия отчасти и утратила свои геополитические позиции великой державы, обладательницы многочисленных сателлитов и главы военного блока.

     Однако  ряд аналитиков считает, что Россия, признанная официальной преемницей СССР, сохраняющая за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладающая мощным ядерным потенциалом, по-прежнему остается великой державой и всегда будет ею оставаться в силу своего геополитического положения на границе между Европой и Азией и величины сохраняемых ею территорий. С этой точки зрения главной внешнеполитической задачей России остается сохранение своей традиционной функции как великой державы, геополитического центра Евразии.

     Для реализации этой глобальной задачи необходимо решить ряд подчиненных задач, таких как самоутверждение в качестве главного преемника СССР на международной арене, сохранение территориальной целостности Российской Федерации, на основе учета интересов всех народов и регионов мира; обеспечение свободного включения страны в мировую экономику и политику; защита экономических, Социальных и гуманитарных прав своих граждан, равно как и русской диаспоры на всех территориях бывшего СССР; сохранение и укреплениё оборонного потенциала.

     Противники  этой точки, зрения, опираясь на реальные показатели сократившейся базы ресурсного обеспечения страны на международной арене (76 % по территории, 60 % — по населению, около 50 % по ВНП от показателей СССР 1985 года), утверждают, что Россия безвозвратно потеряла статус сверхдержавы и стала одной из многих не самых экономически развитых стран. Теперь нахождение Россией своего моста в современном мире сопряжено с большими трудностями. Прежде всего, страна претерпевает глубокий и всеохватывающий социально-политический и идеологический кризис. В обществе возник тотальный раскол, препятствующий формированию единого понимания общероссийских национально-государственных интересов.

     Помимо  этого, незавершенность становления России как современного суверенного государства препятствует оформлению государственный внешнеполитической Доктрины.

     Наконец, с разделом Советского Союза Россия оказалась вытесненной на северо-восток, потеряла привычные выходы в Мировой океан, утратила наиболее развитые в промышленном и инфраструктурном отношении регионы. Теперь ее отделяет от Западной и Центральной Европы пояс суверенных государств.

     Несмотря  на переживаемый кризис, Россия остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Она несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР.

     Большое значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности развивается сотрудничество и в военно-политической сфере. В фокусе внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящимися в исторически сложившейся сфере ее интересов.

     Для России большую значимость имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения России в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.

     Объективной основой развития российско-американских внешнеполитических связей является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдение положений Договора по ПРО.

     В Азиатско-Тихоокеанском регионе  внешнеполитические приоритеты включают развитее сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.

     Россия  обязательно найдет и займет свое место в формирующемся новом политическом мире. 
 

2. Политическая власть 
 

     Власть  — центральная категория политологии. Это объясняется тем, что борьба за завоевание и осуществление власти составляет основное содержание политики.

     В истории общественных отношений власть представляет собой средоточие самых разнообразных противоречий. Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей, будь то семья, производственный коллектив, любая партия или организация. Однако такая власть еще не является политической. О политической власти мы говорим, когда речь идет о государственной власти.

Информация о работе Геополитический статус России и модели мирового порядка