Геополитический статус России и модели мирового порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Значимость географического аспекта определяется простым фактом — каждое государство непременно включает три необходимых компонента: территорию, народ и политическую организацию: Географическое положение каждого государства уникально; занимаемая им территория имеет свой неповторимый ландшафт, форму, протяженность, размеры, природные ресурсы. Географический фактор подвержен изменениям; он служит основой преемственности политики государств.

Содержание

Геополитический статус России и модели мирового порядка

Политическая власть

Понятие и концепции массовой культуры. Реакция индивида на массовую культуру

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основы социологии и политологии.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     • до 12 лет ребенок просматривает  примерно 100 тыс., рекламных клипов;

     • в американских мультфильмах для показывают в среднем 41 акт насилия час;

     • в 1993 году два английских подростка убили двухлетнёго ребенка в соответствии с ритуалом, продемонстрированном в одном из фильмов ужасов, который они регулярно смотрели на видеокассете.

     Многие  газеты в мире принадлежат крупнейшим корпорациям. В качестве примера: привести лондонскую газету «Таймс», которая является собственностью «Ньюс Корпорейшн».

     Все перечисленное вызывает у нас вопросы по поводу роли средств массовой информации в обществе. Какое место они занимают в нашей жизни? Какое влияние может оказывать на нас малый экран? Не являемся ли мы объектами манипуляции со стороны средств информации?

     Всегда ли журналистская информация объективна? Следует ли нам опасаться ее воздействия на наш менталитет? Ведь в современных обществах культура считается товаром, который должен приносить прибыль. Она за частую принимает форму зрелища, развлечения. Мешает или способствует концентрации в руках нескольких владельцев свободному распространению информации? Короче говоря, важно выяснить, что из себя представляет новая массовая культура. Сравнение двух основных социологических теорий, функционализма и марксизма, позволяет выявить различия в подходах в столь обширной и сложной области социологии.

     Функционалистская теория массовой культуры функционалистская  теория массовой культуры была разработана  главным образом американскими  социологами. В ее основе лежит непосредственное изучение методов передачи информации и влияния этой информации на широкую публику. В начале исследований функционалисты придумали историю о вторжении на землю марсиан. Об этом вымышленном событии сообщили по радио, и это произвело сильное впечатление на граждан. 30 октября 1938 года компания CBS выпустила в эфир передачу, в которой инсценировалась высадка марсиан около Принстона, штат Нью-Джерси. Сообщение передавалось по образцу радионовостей. Эффект был немедленным: охваченные паникой люди покинули свои дома, не дождавшись окончания передачи и объявления о том, что станция транслировала радиопостановку. Функционалисты пришли к выводу, что средства информации оказывают определяющее внимание на поведение людей. Х.Д. Лассуэлл изобрел модель для проведения анализа воздействия сообщений на широкую публику. В составленной им анкете он задавал следующие вопросы: кто и о чем говорит? через какой канал? кому? с какими последствиями? Всю свою жизнь он собирал материал по данной теме, чтобы ответить на эти вопросы, которые и входят в рамки исследований, проводимых функционалистами в отношении средств массовой информации. Полученные им результаты показывают, что сообщения поступают, как правило, от политиков, предпринимателей, руководителей предприятий, профсоюзных деятелей, артистов, спортсменов, людей умственного труда. Анализ различных сообщений позволяет выделить познавательную информацию, информацию развлекательного характера, информацию, отображающую позицию какой-либо группы, и информацию, предназначенную для установления контактов между индивидами (рекламные объявления). Для передачи сообщений используются разные средства: пресса, радио, телевидение, книги, реклама, сеть Интернет. Публика, которой адресуется эта информация, подразделяется на две большие группы: читателей газет и телезрителей. Что касается воздействия сообщений на людей, то оно не всегда приносит ожидаемый результат, поскольку индивид подвергает получаемую информацию обработке. Уточним также, что важными факторами в анализе воздействия сообщений являются тип публики, характер информации (предвыборная кампания, реклама и т. д.) и вид средства массовой информации.

     В целом функционалисты, проводившие исследования в области средств массовой информации, делали упор на публику и ее реакцию и недооценивали значение экономического, политического, культурного и социального контекста в рамках которого СМИ передают сообщения.

     Марксистская теория массовой культура. Марксисты подходят к анализу массовой культуры с глобальной точки зрения. Они считают, что развитие СМИ и пропагандируемая ими идеология обусловлены экономическим, политическим, культурным и социальным контекстом. С этой точки зрения деятельность СМИ полностью определяется интересами и идеологиями, выразителями которых они являются. В этой теории используются такие понятия, как социальный класс, владельцы СМИ, господствующая идеология.

     Поскольку марксисты анализируют общество с точки зрения классовой борьбы, при исследовании СМИ они стремятся выяснить, каким образом класс буржуазии оказывает влияние на СМИ и как он способствует созданию идеологии, поддерживающей экономические институты, базирующиеся на частной собственности Борьба между капиталистами и трудящимися идет не только в области экономики, но и в идеологии. Идеологи рыночной экономики стремятся узаконить существующий режим свободного предпринимательства, представляя его как нормальную и естественную реальность. Таким образом, считают марксисты, при капитализме СМИ являются инструментом в руках буржуазии, с помощью которого они создают и пропагандируют свою либеральную идеологию. Средства информации — это также сфера, где разворачивается борьба с целью легитимизации социального неравенства. Сама эта борьба характеризуется неравенством, поскольку ведущие СМИ тратят огромные денежные средства на распространение информации и принадлежат крупным капиталистам, которые могут иметь интересы в различных отраслях экономики. Эта экономическая власть приводит к тому, что деятельность политиков и крупных организаций получает гораздо большее освещение, чем деятельность простых людей.

     В марксистском анализе поднимаются  в основном проблемы экономического и политического характера кто  является собственником СМИ, каковы связи собственников СМИ с  экономической и политической элитой общества, до какой степени граждане подвергаются манипулированию со стороны средств массовой информации.

     Исторические  изменения в развитии массовой культуры. За последние десятилетия культурная среда претерпела глубокие изменения  и стала сложнее, особенно с появлением аудиовизуальной техники, телевидения, спутников связи, а также благодаря быстрому развитию микроинформатики и созданию сети Интернет. Эти средства, позволяющие производить и распространять как письменную, так и аудиовизуальную информацию на большое число людей, называются средствами массовой информации. Реже идет о прессе, радио, телевидении, кинематографе, книгах, журналах и электронных передающих устройствах. Благодаря СМИ индивид в современных обществах имеет доступ к событиям во всем мире и пользуется множеством сведений, накопленных в банках данных.

     Эта новая культура, созданная по схеме  массового производства и распространяемая CMИ, носит название массовой культуры. Как мы уже видели культура, представляющая собой совокупность моделей мышления, мироощущений и действий, дает основную концепцию мира, которая усваивается человеком в течение его жизни. Первичная культура является продуктом таких социальных институтов, как семья, школа, церковь. Массовая же культура, создаваемая промышленным способом и распространяемая СМИ, включена в общую культуру Хотя массовая культура. многое заимствует из других культур, она предоставляет индивидам, воспитанным в разных культурных условиях, стандартную культуру, распространяемую на всех территориях по одинаковой технологии. Продукция массовой культуры неразрывно связана с критериями производительности и. рентабельности. «Продукция» имеет тенденцию заменять «творчество». Сегодня эта культура большее внимание уделяет проблемам личной жизни (одиночеству, конкуренции, преступности, развалу семьи, кризису ценностей и т.д.) и поиску счастья на уровне личности. Эти важные человеческие темы, поднимаемые в кино и СМИ, подкрепляются теперь индустрией туризма и досуг, которая пропагандирует ценности самореализации и легкодоступные удовольствия.

     Культура не может избежать влияния существующей экономической организации общества. В рамках последней выпускается, продукция массового спроса, т.е. большое количество товаров и услуг, производимых серийно и по стандартной технологии. Индивид привык к продукции, которая проходит через одни и те же этапы в соответствии с одним и тем же базовым  процессом. Если культурный продукт имеет успех, выпускается вторая его серия. Такая тенденция прослеживается в выпуске телесериалов, нашумевших фильмов и сентиментальных романов.

     Взгляд  в прошлое позволяет лучше понять функционирование СМИ в современных обществах. История человечества отмечена революциями в области техники и экономики, которые изменили характер труда и общения. В ХХ веке произошла революция в техника связи и технологии производства. Развитие новых видов связи является основной целью наиболее богатых стран. Как следствие возникает новое, «американизированное» восприятие массовой культуры, основанное на культе прибыли и развлечений.

     На  протяжении всей истории человечества люди не переставали изобретать новые способы производства и общения, некоторые технические новшества произвели настоящую революцию в социальной и экономической сфере. Человеческие общества стали свидетелями трех великих революций. Эти революции были результатом преобразований в технике, которые каждый раз изменяли способы производства и позволяли повысить производительность труда. Три переломных момента в истёрии человечества — это революция эпохи неолита, промышленная революция и информационная революция.

     Неолитическая революция началась за 7-8 тысяч лет до н. э. с возникновением сельского хозяйства, скотоводства и оседлого образа жизни. Вместе с появлением городов, государства и специалистов (гончаров, кузнецов, священнослужителей и т.д.) увидело свет изобретение, имевшее непредвиденные последствия, а именно, изобретение письменности в III или IV тысячелетии до н.э. на Ближнем и Среднем Востоке. До этого единственным средством передачи культуры и общения была устная речь. Однако только после изобретения в XV веке печатного станка писари и лица духовного сана получили возможность распространять Культуру в более широком масштабе.

     Вторым грандиозным событием стала промышленная революция XVIII—XIX веков. Во всех странах, где происходила индустриализация, укоренялась новая концепция труда и производства: использование новых технических средств для изготовления и сбыта продукции. В XIX веке получили развитие такие средства коммуникации, как книги и газеты, а после второй мировой войны у большинства семей имелись радиоприемники и граммофоны. В этот период культура, распространявшаяся СМИ, все еще была доступна лишь интеллектуальному меньшинству.

     Третья  революция, которую часто называют информационной революцией, произошла во второй половине ХХ века. Она явилась результатом создания новых информационных средств — спутникового телевидения и компьютеров, позволяющих обеспечивать мгновенную передачу телевизионного изображения и хранить в ЭВМ огромный объем информации новые технологии дают возможность создать формационные каналы для распространения стандартной культурной продукции развитых стран одновременно для миллионов людей во всем мире. Таким образом революция в области коммуникации базируется на комплексе средств СМИ, т.е. телевидении, компьютерах и спутниках связи.

     Развитие  новых технологий. В настоящее время наблюдается тенденция к слиянию различных коммуникативных технологий — телевидения, телефонной связи, компьютеров и сети Интернет. Следует ожидать появления «суперсистемы», которая будет объединять в себе возможности телевидения, телефона и информационных каналов. Мы будем присутствовать при рождении телекомьютера. Вокруг этой технологической эволюции ведется ожесточенная борьба между богатыми странами и мощными концернами. В CШA и Европе увеличивается объединенная собственность средств связи (например, газет и телеканалов).

     Таким образом, в ближайшее десятилетие развитие новых технологий станет самым процветающим видом коммерческой деятельности в истории мировой экономики. В связи- со сказанным возникают две проблемы. Во-первых, развитие новых технологий может . усугубить социальное неравенство между богатыми и бедными странами, а также между социальными классами в одном и том же обществе. Существует риск, что технические новшества сделают еще более ненадежным положение людей неграмотных и исключенных из культуры. Во-вторых, новая техника станет эффективным средством управления и Манипулирования информацией и социальным поведением.

     Массовая  культура опирается на ряд отраслей Промышленности, выпускающих на рынок культурную продукцию, поэтому каждая индустриальная страна участвует в формировании «глобальной информационной инфраструктуры». Такая инфраструктура будет основываться на связях между всеми службами, имеющими отношение к коммуникации (информатикой, телефонной сетью, телевидением) в рамках СМИ и сети Интернет. Мы присутствуем при рождении новой информационной экономики. В 1990 году коммерческая информационная деятельность представляла собой рынок с оборотом в 1185 млрд. долларов. Эксперты предполагают, что в 2001 году новые информационные технологии и каналы передачи данных смогут принести доходы в размере З трлн. долларов во всем мире. Информационная экономика характеризуется неравенством, т.е. включает в себя очень мощные и развитые направляющие центры, (их называют информационной триадой) и менее

развитые  центры культурной индустрии. В этих руководящих центрах США занимают ведущее положение среди производителей информации и технологий связи.

     Реакция индивида на массовую культуру

Чтобы выяснить реакцию индивидов на массовую культуру, мы воспользуемся анализом, проведенным функционалистами, которые стараются описать механизмы передачи сообщения группе индивидов и воздействие этого сообщения на данную группу. Индивид выбирает определенную культурную деятельность, например, чтение газет, в зависимости от социокультурных характеристик социальной группы, к которой он принадлежит. В этом смысле маргинальное положение неграмотных по отношению к массовой культуре представляет собой серьезную проблему для общества. Индивид действует в соответствии с получаемыми сообщениями и подвергается влиянию СМИ, которые их передают.

     По-разному  ли индивиды реагируют на массовую культуру, или их поведение одинаково? Все ли они в равной мере поддаются манипулированию? Одинаковое ли воздействие оказывает на всех индивидов индустриализация культуры и ее ориентация на развлёчения? для ответа на эти вопросы рассмотрим, как индивиды понимают получаемую информацию в зависимости от их культурной принадлежности. Исследования показали, что интересы индивидов определяются их социальной средой, культурным багажом, а также принадлежностью к определенному полу, этносу и религии. Во-первых, сообщения, распространяемые СМИ, принимаются во внимание лидерами общественного мнения в данном сообществе (это авторы редакционных статей, депутаты, представители различных групп и т.д.). Лидеры общественного мнения или организации, непосредственно затронутые переданной информацией, высказывают свою точку зрения членам своего сообщества или организации. Во-вторых, социальная среда, которой адресовало сообщение, реконструирует полученные от лидеров сведения, обращаясь к собственной культуре и исходя из конкретной экономической обстановки.

Информация о работе Геополитический статус России и модели мирового порядка