Геополитический статус России и модели мирового порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Значимость географического аспекта определяется простым фактом — каждое государство непременно включает три необходимых компонента: территорию, народ и политическую организацию: Географическое положение каждого государства уникально; занимаемая им территория имеет свой неповторимый ландшафт, форму, протяженность, размеры, природные ресурсы. Географический фактор подвержен изменениям; он служит основой преемственности политики государств.

Содержание

Геополитический статус России и модели мирового порядка

Политическая власть

Понятие и концепции массовой культуры. Реакция индивида на массовую культуру

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основы социологии и политологии.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
tify">     Наиболее стабильна власть, основанная на личной заинтересованности. В таких случаях люди подчиняются добровольно и охотно, У них развиваются другие типы позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации с субъектом власти.

Подчинение по убеждению связано с вовлечением в мотивацию глубоких слоев сознания, когда задействуются менталитет, ценностные ориентации и установки, составляющие «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти во имя каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т. п.) — важный источник силы власти.

     Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Авторитет — это наделение субъекта власти высоко ценимыми в обществе качествами, мотивирующее послушание без убеждения или угрозы санкций. Авторитет может быть истинным когда руководитель действительно обладает тем качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждении в зависимости от лежащих в его основе качеств специфики вида деятельности авторитет бывает Научным (интеллект, образованность), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

     Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию, самоотождествление подчиненного руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться двумя причинами: 1) реальной двойственностью положения людей по отношению к власти, как это бывает в демократических организациях, где индивиды одновременно выступают и субъектом власти — выбирают и контролируют руководство, и ее объектом — исполняют его решения. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью; 2) действительной общностью интересов. и ценностей руководителя и исполнителя.

     Отношение объекта власти к субъекту может варьироваться в широком диапазоне: от ожесточенного сопротивления до добровольного и даже восторженного повиновения. Обычно — пусть даже на уровне абсолютного меньшинства населения — какое-то сопротивление власти все-таки присутствует. В любом государстве всегда найдется хотя бы небольшая группа диссидентов, недовольных политическим режимом. Нормой же демократической политической жизни является наличие легальной организованной оппозиции в лице партий, предлагающих иные программы лозунги. Поэтому перед субъектом власти всегда стоит проблема: как относиться к сопротивлению, какими средствами и методами с ним бороться и бороться ли вообще.

     В целом власть стремится к относительному подавлению сопротивления. Субъект власти всегда пытается повлиять на поведение объекта власти с тем, чтобы оно изменилось в нужную субъекту сторону. С этой целью применяющий власть субъект вначале дает знать объекту воздействия о том, какого поведения’ он от него ждет. Если поведение объекта соответствует этим ожиданиям, то процесс на этом заканчивается. Если же объект оказывает сопротивление-, то субъект вынужден обратиться к применению властных ресурсов.

     Для того чтобы политическая власть была эффективной, она должна располагать соответствующими ресурсами. Ресурсы власти — это то, что субъект власти может использовать для влияния на других людей. Сюда входят значимые материальные ценности (деньги, предметы потребления и т. п.), в которых нуждается объект власти, — это экономические ресурсы; социальные ценности (престиж, уважение сограждан, повышение по службе) — это социальные ресурсы; средства влияния на внутренний мир, убеждения и идеалы (телевидение, пресса и т. п.), — информационные ресурсы; а также орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей вплоть до жизни и оказать влияние на его поведение угрозой силы или реальным ее применением, — силовые ресурсы.

     Властные ресурсы, являются третьим структурным компонентом любой власти наряду с субъектом и объектом. Без обладания ресурсами власть невозможна.

     Помимо  ресурсов, в структуру любой власти входят ее основания и источники. Под источником или основанием власти понимается ее первоначальная причина, кроящаяся обычно в качествах субъекта власти. Это может быть авторитет, сила, закон, материальное богатство, статус, знания и умения, тайна, интерес и т.д. Основания власти можно сгруппировать в аналитических целях следующим образом.

     Экономические основания власти заключаются в господствующей в обществе форме собственности, уровне производства, богатстве общества — природных ресурсах, наличии золотого запаса, стабильности курса национальной валюты, общем технико-технологическом развитии. Власть располагается и соответствующими экономическими ресурсами: ими служат инвестиционная политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность, направленная на укрепление независимости страны.

     Социальные  основания власти — это те социальные гриппы и слои, которые образуют ее опору. То, какие именно группы и слои составляют опору власти и фактически являются правящими, зависит от социального строя, политических и социокультурных традиций, социальной развитости общества. Наряду с такими группами в любом государстве есть иные, занимающие подчиненное или промежуточное положение.

     К социальным ресурсам власти относятся возможности изменения статуса социальных групп и слоев, меры, способствующие повышению или понижению их общественной активности. Если в интересах власти расширить свою социальную базу, то для этого ей следует полнее выражать общенациональные интересы, стараться привлечь к себе промежуточные социальные группы.

     Правовые  основания власти образует система законодательства, служащая опорой власти на практике. Среди правовых ресурсов следует назвать инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, дополняющие действующее в стране законодательство, а также указы президента, постановления правительства, оперативные по становления судебных исполнительных органов

. Правовые ресурсы власти играют важную роль в переходные периоды жизни общества, когда изменения законодательства отстают от стремительно меняющихся практических отношений.

     Административно-силовые основания власти составляет совокупность властных учреждений, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность граждан и государства. К ним относятся структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел. А административно-силовые ресурсы власти образуют система подбора кадров, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по борьбе с перерождением соперничеством силовых структур, профилактика. коррупции.

     Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, оберегающих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные, и национальные компьютерные сети К культурно-информационным ресурсам власти относятся духовные ценности, знания, информация, а также системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующие информационно-культурный плюрализм.

     Признаки  и функции политической власти

     Политическая  власть характеризуется рядом обязательных признаков, по которым судят о присутствии ее в обществе. Эти признаки таковы:

    1) легальность в применении силы внутри государства.

      Любая политическая власть, в отличие от власти экономической и социальной, опирается на организованную силу в лице армии, внутренних войск, суда и исправительных учреждений;

      2) верховный характер, что означает обязательность решений высших органов власти для всех организаций и институтов;

      З) публичность, т. е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам; политическая власть обладает способностью проникать во все виды деятельности, связывать или противопоставлять людей друг другу;

      4) моноцентризм — наличие единого центра принятия решений. Если политическая власть моноцентрична, то есть не допускает образования иного, независимого от нее центра политической власти, то экономическая, социальная и духовно- информационная власти полицентричны.

      Естественно, что власть выполняет в обществе важные функции. Среди них следует назвать:

      1) функцию обеспечения господства правящих социальных групп;

      2) функцию управления всей жизнью общества, поддержания общественного порядка;

      3) функцию охраны и защиты целостности и единства общества.

      Качество  выполнения властью своих социальных функций называется ее эффективностью. Власть эффективна, если ей удается адекватно выполнять на протяжении длительного времени все перечисленные функции, обеспечивая господство правящих групп, преодолевал и предотвращая сопротивление подчиненных групп и слоев, если она действует при этом в интересах общества в целом, гарантируя сохранение стабильности и порядка и единство социального организма.

      Однако эффективность власти еще ничего не говорит о ее легитимности. Легитимность — важнейшее из качеств власти, поскольку представляет собой основу закрепления и функционирования властных институтов. Под легитимностью понимается признание обществом обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризуёт законность власти. В широком смысла — соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государства и общепринятым принципам и ценностям. .

      Легитимность  власти функционирует как положительная установка населения на политические институты данной власти, как вера и убеждение что данные институты являются правомерными и справедливыми.

      Любая власть стремится быть легитимной. Для поддержания легитимности власти используются многие средства. В том числе: изменение законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. 

 

Разделение  ветвей государственной власти в Российской Федерации 

     В политической литературе выделяются также три уровня легитимности власти:

     1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности — идеологические ценности;

     2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности специфические политические структуры;

     З) персональный: в основе — одобрение данного властвующего лица; источник легитимации — личный авторитет правителя. 
 

3. Понятие и концепции массовой культуры. Реакция индивида на массовую культуру 
 
 

     Понятие и концепции массовой культуры

     В современных обществах индивид постоянно получает огромный объем информации. Ему приходится вырабатывать в себе новые навыки, чтобы анализировать эту информацию и управлять ею.

     За  тридцать лет в мире скопилось больше сведений и данных, чем за предыдущие пять тысячелетий... Один номер воскресной газеты содержит больше информации, чем мог бы узнать европеец ХIХ века за всю свою жизнь. Каждый день на различных носителях (журналах, книгах, отчетах, дискетах и компакт-дисках) печатаются десятки миллионов символов технической информации. Понадобилось бы полтора месяца, чтобы прочесть печатную продукцию, вышедшую только за один день.

     Недавние  исследования в области средств массовой информации, проведенные в ряде западных стран, показали, что:

     • к моменту окончания начальной школы ребенок успевает увидеть по телевизору в среднем 8 тыс. убийств и около 100 тыс., актов насилия;

Информация о работе Геополитический статус России и модели мирового порядка