Геополитическое положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать оценку геополитики России в отношении мира на примере изучения состояния и перспектив развития отношений с рассматриваемыми странами.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Дать оценку положения России, как геополитического пространства.
2. Проанализировать геополитические оси России на примере ее важнейших направлений.
3. Определить национальные интересы и стратегические ориентиры России.
4. Выделить геополитические перспективы Российской Федерации.
Эти задачи определили объем работы, логику ее построения и методику
исследования.

Содержание

Введение. 4
1. Характеристика геополитического положения России 5
1.1 Геополитические последствия распада СССР 5
1.2 Геополитическое положение современной России 8
2. Векторы российской геополитики 12
2.1 Первый уровень 13
2.1.1 Прибалтика 13
2.1.2 Судьба Калининградской области 18
2.1.3 Белоруссия 19
2.1.4 Западное Причерноморье 21
2.1.5 Кавказский сектор 23
2.1.6 Средняя Азия и Казахстан 27
2.2 Второй уровень 30
2.2.1 Арктический сектор 30
2.2.2 Центральная и Восточная Европа 35
2.2.3 Европейский Союз 37
2.2.3.1 Германия 38
2.2.3.2 Италия 39
2.2.3.3 Балканы 41
2.2.4 Азиатско-Тихоокеанский Регион 42
2.2.4.1 Китай 43
2.2.4.2 Япония 47
2.2.5 Соединенные Штаты Америки 51
3. Россия в системе международных отношений 55
3.1 Национальные интересы России 57
3.2 Проблемы национальной безопасности 59
3.3 Геополитические перспективы России 63
4. Заключение 70
5. Литература 71

Работа содержит 1 файл

Геополитическое положение РФ.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

В рамках деятельности Совета государств Баренцева моря, созданного 5-6 марта 1992 года в Копенгагене, членом которого является Россия, особое внимание уделяется формированию тенденций по решению таких приоритетных вопросов, как развитие морских портов, участков транспортных коридоров, создание Балтийской энергетической системы.

Созданием Арктического совета, по существу завершилось формирование сети региональных международных организаций сотрудничества, сфера действия которых охватывает северные и северо-западные районы России, и большинство граничащих с ними зарубежных стран.

В сценарии развития геоэкономических и геополитических партнерских отношений между Россией и Норвегией невозможно представить поддержание и развитие иных тенденций кроме вышеописанных. В противном случае это грозит, кроме обострения дипломатических отношений между Россией и Норвегией, и многими другими крайне негативными последствиями.

Поскольку Норвегия является страной-членом НАТО, то обострение отношений может привести к тому, что Норвегия станет для России потенциальным противником в Северной Европе. При повышении уровня военной напряженности в Северной Европе, влияние США в Европе, и в Норвегии в частности, усилится, что в свою очередь может привести к передислокации российских войск на север России. В таком случае, не исключено, что последствия «холодной войны» могут трансформироваться в «холодный мир».

Обострение именно военно-политических отношений между Норвегией и Россией может сильно повлиять на формирование политико-экономических тенденций на долгое время. Это означает, что:

1.Тормозится решение вопроса об утилизации ядерных материалов и отходов, а также о безопасности на Кольской АЭС. Помимо проблем загрязнении, связанных с радиоактивными материалами, существуют и другие. В первую очередь, Северную Европу непосредственно затрагивают выбросы двуокиси серы с металлургических комбинатов, находящихся в Никеле и Мончегорске, так называемые «облака смерти», которые создали обширные пустынные пространства на российской территории и отчасти вызвали серьезные проблемы со здоровьем населения в данном районе. Однако проблема эта не только местная. Потенциальные угрозы здоровью настолько значительны, что вызывает беспокойство на национальном уровне в непосредственно заинтересованных странах и, более того, из-за размеров возможных последствий во все европейском масштабе.

2.Учитывая арктическую ориентированность, можно предположить усиление прений по поводу делимитации зон континентального шельфа России и Норвегии. Здесь столкнулись значительные интересы. Рыболовство будет по-прежнему сохранять важное экономическое значение для прибрежных регионов Севера. Успешная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений в районах, которые спорными и потому непригодными для использования, обеспечит благосостояние и развитие той стране, которая будет ими обладать. Сейчас на двусторонних переговорах экспертов благодаря взаимным уступками компромиссам дискуссия идет о 16% спорной территории шельфа, однако эти проценты даются сторонам с большим трудом. Законное стремление Осло иметь четкие и ясные границы все же не сочетается с дипломатической гибкостью. В результате проблема делимитации в Баренцевом море не разрешена вот уже в течение двадцати лет и может, подобно четырем Курильским островам, стать вопросом политической полемики и национального престижа.

3. В свете военно-политической конфронтации деятельность таких структур, как СБЕР, СГБМ, Арктического совета видится под угрозой. Тогда, многообещающие и перспективные проекты этих организаций ставится под угрозу срыва. Это означает торможение процесса экономики Севера и Северо-запада РФ, а именно: потеря каналов финансирования, получения технологий, и прочих ресурсов. Существует несколько проектов, которые могут закончиться, лишь едва начавшись:

1)     конверсионный проект по созданию на базе предприятия «Звездочка» в Северодвинске информационного центра разработки и обеспечения строительства оборудования для шельфовой нефтегазодобычи;

2)     переговоры о возможности финансирования строительства Кольской АЭС-2 - проекта, от осуществления которого зависит дальнейшее развитие экономики Мурманской области;

3)     строительство железнодорожной ветки Ледмозеро-Кочкома, которая должна стать важным звеном в системе транспортных коридоров в Баренцевом регионе.

Однако, этот сценарий не отвечает общим тенденциям в политике Норвегии и России в 1990-х годах. Остается предполагать, что намеченные ранее тенденции взаимовыгодного сотрудничества и партнерства воплотятся в будущем без особых изменений, что принесет немало пользы как Норвегии, так и России. Отношения России с северными соседями подвергаются разного рода влияниям внешних факторов, общеевропейских процессов и внутриполитических тенденций. Тем не менее, у них своя динамика, свои источники и стимулы. Теперь, для более плотного взаимодействия с государствами Севера появились многосторонние механизмы - СГБМ и СБЕР, и можно с уверенностью считать, что основа долгосрочным и взаимовыгодным отношениям между Россией и Норвегией заложена.

 

2.2.2 Центральная и Восточная Европа

Бывшие социалистические страны Восточной Европы сейчас поглощены налаживанием связей с Западом. Наследие десятилетий существования мировой соцсистемы сильно сказывалось на протяжении 1990-х годов - восточноевропейские государства настороженно относятся к России, да и экономические стимулы отношений с ней очень ослабли. Россия, в свою очередь, тоже сконцентрировалась на своих непростых взаимодействиях с Западом и долго не замечала бывших союзников. Показательно отсутствие российских инициатив на этом направлении.

В этом регионе Россия потерпела наибольший геополитический и геоэкономический урон. На всем протяжении истории государства Центрально-Восточной Европы, имея промежуточное положение, сильно зависели от изменчивого баланса европейских сил. Сейчас же за счет стран Центрально-Восточной Европы происходит расширение НАТО.

Основатель геополитики Маккиндер высказал идею о том, что обладание Восточной Европой является ключом к мировому господству. Но история полностью опровергла его слова: тот, кто устанавливал контроль над Восточной Европой, затем терпел сокрушительное поражение. Так было с Германской, Австро-Венгерской и Российской империями, которые накануне 1-й Мировой войны делили между собой Восточную Европу, а после войны прекратили свое существование. Такая же участь постигла фашистскую Германию, захватившую страны Восточной Европой в годы 2-й Мировой войны, и СССР, контролировавший эти страны во времена холодной войны.

Страны Восточной Европы можно разделить на 5 групп.

Первая группа - страны, принадлежащие к Западной цивилизации, и традиционно придерживающиеся прогерманской ориентации: Венгрия, Хорватия, Словения.

Вторая группа - католические страны антигерманской ориентации: Польша и Чехия. Скорее всего, их взаимоотношения с Германией станут основным узлом напряженности в регионе. Так как в памяти народов этих стран еще свежи воспоминания о годах фашистской оккупации, что создаст проблемы для реализации Германией своих целей.

К третьей группе стран относятся страны с православным населением не пророссийской ориентации. Это Румыния, Греция, Болгария и, возможно, Македония и Молдова. Сейчас у власти там находятся прозападно ориентированные элиты, но и имеется, как и всегда, сильное пророссийское лобби.

В четвертую группу входят православные страны, народы которых традиционно симпатизируют России: Белоруссия, Украина, Сербия, Черногория и, возможно, католическая Словакия.

Страны Прибалтики составляют пятую группу. В них с одной стороны коренное население - прогермански ориентированные католики и лютеране, с другой - в Латвии и Эстонии большую часть населения составляют русские. Кроме того, длительные экономические связи прибалтийских стран с Россией делают перспективы сотрудничества обоюдовыгодными. Однако в последние годы правящие элиты этих стран, пренебрегая коренными интересами своих народов, занимают жесткую антироссийскую позицию.

Исходя из вышесказанного, перед Россией стоят следующие внешнеполитические задачи:

тактические: а) преодоление спада в российской экономике; б) форсирование процессов интеграции с братскими украинским и белорусским народами с целью создания в дальнейшем экономического, политического и военных союзов. В настоящее время особенно остро стоит проблема интеграции с Украиной. Для успешного решения этой проблемы необходимо начать оказывать активную материальную поддержку и развивать культурные связи с Украиной. При расширении связей с Украиной ставку надо делать на русскоязычное население Новороссии и Левобережья; в) не допущение принятия в НАТО стран Прибалтики и оказание их русскоязычному населению всесторонней помощи и поддержки;

оперативные: а) модернизация экономики России с целью достижения уровня передовых стран мира; б) противодействие экспансии Германии в регионе, особенно путем склонения на свою сторону Польши и Чехии; в) ослабление Германии путем втягивания ее в увеличение своих расходов и обострение ее противоречий с другими странами Запада; г) помощь народам стран третьей группы в осознании того, что их интересы связаны с укреплением союза этих государств с Россией, и в избрании ими правительств, которые будут реально отражать волю народов; д) обеспечение русскоязычному населению Прибалтики равных с коренным населением гражданских прав и заключение с этими странами обоюдовыгодного торгово-экономического союза.

Стратегической задачей России является создание экономического, политического и военного союза православных стран. Благодаря союзу народы, входящих в него стран, получат возможность в максимальной степени удовлетворить свои национальные интересы. Союз государств сможет восстановить утраченный статус великой мировой державы.

Европейский Союз

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, образованная в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно – технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности производные от прав и обязанностей государств.

Европейский Союз (Евросоюз) – объединение 27 европейских государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

В расширении Евросоюза есть некоторые плюсы для России. К нашей территории приближается зона благосостояния и стабильности. Ясно, что страны, только что вступившие в ЕС, будут развиваться более быстрыми темпами. А соответственно, появится и больше возможностей для взаимодействия. Да и средний уровень таможенных тарифов на экспорт и импорт в ЕС ниже среднего уровня наших торговых тарифов с этими странами. Таким образом, в среднесрочной перспективе Россия в этом смысле может выиграть.

Но существую и минусы.

Во­-первых, мы слишком поздно обратились к вопросам, которые действительно беспокоят Россию, в том числе загодя не начали переговоры для того, чтобы не понести или сократить до минимума те потери, которые нам угрожали, например, в связи с невыгодным для нас изменением тарифов по целой группе товаров. Это небольшая сумма, но, тем не менее, она существенна для целого ряда отраслей.

Во-­вторых, расширение ЕС за счет стран, в которых традиционно сильны антироссийские настроения, может усилить антироссийский настрой в целом в бюрократии Евросоюза.

2.2.3.1 Германия и Россия

Геополитически Германия напоминает СССР, а сейчас - Россию. Она находится в центре европейского континента, как нынешняя РФ в центре Евразии. С западной стороны их окружают сравнительно небольшие государства, а с восточной - мощные континентальные страны. Рельеф местности - равнина с небольшими возвышенностями, реки текут в основном меридианально, в северном направлении, северные границы проходят по морям, побережье низинное с немногочисленными крупными портами. Это подобие определяет сходство или даже тождество процессов в различных сферах общественной жизни, происходящих в обеих странах.

Другая важная проблема объединенной Германии - сырьевая зависимость.

Справиться с сырьевой проблемой Германии может помочь только Россия. Сотрудничество крупнейшей газовой компании ФРГ “Рургаз” с российской газовой промышленностью началось в 1970 г. К 1991 г. через “Рургаз” в Западную Германию поставлено около 400 млрд. м3 газа. России эти поставки приносят огромные “живые” деньги.

Другой фактор, мешающий установить равноправный союз между Россией и Германией, - слабость России - регион, где Германия может установить экономический, политический и военный контроль.

Безусловно, пока РФ располагает значительным ракетно-ядерным потенциалом, большими Вооруженными силами, ФРГ не осмелится на прямые военные действия. Ее военная система существует в основном как сила поддержки войск США в Европе. Поэтому большие экономические возможности Германии блокируются слабостью ее военной силы. Понимая это, немцы ищут тесного союза с Францией и довольно активно подыгрывают США в ближневосточной и балканской политике.

Разработана специальная программа по возвращению немцев в Судеты, в Калининградскую область, которую в немецких СМИ все чаще называют Кенигсбергской. Германия способствует переселению немцев в эту область не только из Поволжья, Сибири, но и из Казахстана. Открывая немецкие школы в Калининградской области, Германия преследует дальние геополитические цели:

“Кенигсберг” должен стать в будущем крепостью, защищающей не только немецкие интересы, но и интересы' “других бесправных европейских народов”.

2.2.3.2 Россия - Италия

Отношения между Россией и Италией характеризуются как дружеские. Между двумя странами нет серьезных политических, экономических и тем более территориальных проблем. В геополитическом плане Италия играет все более активную роль, особенно на Востоке. И Рим хотел бы сделать контакты с российской стороной более частыми и более регулярными, как, например, в отношении Германии и Франции. Хотелось бы развивать прямой диалог именно потому, что сегодня присутствие в России сопоставимо с присутствием в других крупных странах, и хотелось бы его расширять.

Информация о работе Геополитическое положение России