Геополитическое положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать оценку геополитики России в отношении мира на примере изучения состояния и перспектив развития отношений с рассматриваемыми странами.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Дать оценку положения России, как геополитического пространства.
2. Проанализировать геополитические оси России на примере ее важнейших направлений.
3. Определить национальные интересы и стратегические ориентиры России.
4. Выделить геополитические перспективы Российской Федерации.
Эти задачи определили объем работы, логику ее построения и методику
исследования.

Содержание

Введение. 4
1. Характеристика геополитического положения России 5
1.1 Геополитические последствия распада СССР 5
1.2 Геополитическое положение современной России 8
2. Векторы российской геополитики 12
2.1 Первый уровень 13
2.1.1 Прибалтика 13
2.1.2 Судьба Калининградской области 18
2.1.3 Белоруссия 19
2.1.4 Западное Причерноморье 21
2.1.5 Кавказский сектор 23
2.1.6 Средняя Азия и Казахстан 27
2.2 Второй уровень 30
2.2.1 Арктический сектор 30
2.2.2 Центральная и Восточная Европа 35
2.2.3 Европейский Союз 37
2.2.3.1 Германия 38
2.2.3.2 Италия 39
2.2.3.3 Балканы 41
2.2.4 Азиатско-Тихоокеанский Регион 42
2.2.4.1 Китай 43
2.2.4.2 Япония 47
2.2.5 Соединенные Штаты Америки 51
3. Россия в системе международных отношений 55
3.1 Национальные интересы России 57
3.2 Проблемы национальной безопасности 59
3.3 Геополитические перспективы России 63
4. Заключение 70
5. Литература 71

Работа содержит 1 файл

Геополитическое положение РФ.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

Позиции России и Италии в сфере политической во многом совпадают, а в сфере торгово-экономической, технико-технологической, как показал исторический опыт, наши страны могут дополнять друг друга: строительство ВАЗа, нефтепродукто-газопроводов и др. Именно это и является отправным пунктом для установления еще более тесных отношений между двумя странами в XXI в. В их число вошел новый проект, соединяющий экономику и культуру - обучение в Италии российских менеджеров. В прошлом, как утверждают римские политики, мы делали особый акцент на экономических аспектах нашего сотрудничества, полагая, что пришло время и для систематического культурного обмена.

Безусловно, проблемы инвестиций в российскую экономику, подготовка менеджеров имеют немаловажное значение, но решающим моментом в отношениях Москвы и Рима, является важное в геополитическом плане местоположение Италии как центра самого крупного и сложного региона - Средиземноморья, Балкан. Это, как считает большинство ученых, родина цивилизации - Древний Египет, Вавилон, Греция, Римская империя. Арабский Халифат. Современная Италия выполняет здесь сейчас и экономические, и политические функции, являясь сильным геополитическим полем. Объективно она заинтересована в том, чтобы Россия нового тысячелетия возобновила постоянные контакты со странами Средиземноморья. Ей надо восстановить дорогу на юг, что прочно связывала бывший Советский Союз с Балканами и Ближним Востоком. Этой дорогой пользовалась и Италия. Для нее это “один из основных экономических путей, который был прерван долгие годы”. Рим объективно заинтересован в том, чтобы Средиземноморье стало центром новой экономической активности и зоной мира.

Отсюда вытекает необходимость решения двух основополагающих политических, геополитических проблем: достижение прочного мира на Ближнем Востоке и установление конструктивных отношений между христианским и исламским миром. Поэтому Россия призвана стать главным действующим лицом в решении этих вопросов. Таким образом, пути решения многих важнейших геополитических проблем, связывающих Москву и Рим, ведут на Восток, и огромные возможности для двух стран открываются тоже на Востоке.

Италия выступает за повышение роли России не только в Средиземноморье, но и в Европе, за предоставление ей экономических, таможенных, инвестиционных льгот.

Итак, мы видим, что в геополитическом, экономическом, культурном и другом планах Италия представляет для России в долгосрочной перспективе потенциального союзника в Европе, заинтересованного в создании многополюсного мира, где бы каждый зависел от каждого и тем поддерживался геополитический расклад сил.

2.2.3.3 Балканы - “пороховая бочка”?

Одним из важнейших геополитических, стратегических приоритетов России остаются Балканы, которые занимают ключевое положение в российской политике еще с XIX в.

После Крымской войны Россия стремилась к усилению влияния на Балканах в пику Австрии и в меньшей степени - Германии. Сильным стимулом здесь было распространение панславянских настроений в России и на Балканах.

Балканы и сейчас остаются в поле зрения политиков и геостратегов Москвы. В центре внимания России есть несколько важных в геополитическом плане целей: не допустить дипломатической изоляции Москвы в Белграде, Сараево, Софии; сдерживать аппетиты Запада, вмешивающегося во внутреннюю политику славянских народов (особенно здесь усердствует Германия); обеспечить ведущую роль России в балканской игре, в частности, помешать атлантистам “навязать” сербам, болгарам решение их безопасности, которое бы исключало присутствие здесь Москвы; в международном плане добиться того, чтобы судьбы славянских народов прежде всего определял Совет Безопасности ООН, а не США, Германия или Англия. Глобальная цель всех этих шагов - предотвращение боевых действий на Балканах. В геостратегическом плане Москва всегда стремилась к предотвращению попыток Запада сделать НАТО, а не ООН стержнем системы европейской безопасности.

Сложные отношения у России сохраняются с Албанией. Она не поддерживает Тирану в вопросе о Косово, не может оказать Албании какой-либо экономической помощи.

С геополитической точки зрения наибольший смысл имеет поддержка Сербии, так как это дает возможность России присутствовать на Балканах и играть там решающую роль. А сильная Сербия служит важным противовесом нарастающему влиянию Турции в Черном море, в Болгарии и на Балканах.

Баланс сил на Черном море претерпевает существенные изменения, в то время как российский флот становится тенью советского, турецкие ВМС выдвигаются на доминирующие позиции.

Дестабилизация положения на Балканах явилась одной из причин обострения геополитического соперничества между Россией и Турцией. В 90-х годах Турция начала проводить более активную политику на Балканах: укрепила связи с Болгарией, Албанией, вместе с другими исламскими государствами поддержала Боснию и Герцеговину. Разрушение Советского Союза открыло новые возможности для усиления влияния Анкары на Кавказе и в Средней Азии. Обостряющееся геостратегическое противостояние России и Турции может быть перенесено на Балканы, так как этому способствует и усиление трений вокруг Босфора и Дарданелл. Все это вместе взятое, а также другие причины являются для России серьезным фактором, чтобы не уходить с Балкан, укреплять отношения не только с Болгарией, Сербией, но и с Грецией, активно противостоящей Турции.

2.2.4 Азиатско-Тихоокеанский регион

На Дальнем Востоке две державы - Япония и Китай будут в дальнейшем оказывать глубокое воздействие на интересы России в области международных отношений и безопасности. Япония превосходит Россию в экономическом плане в 5 раз и уступает ей в населении на 30%, а Китай опережает Россию соответственно в 4 и 8 раз. Сибирь и Дальний Восток России мало населены, но насыщены природными ресурсами, когда как и для Китая, и для Японии недостаток собственного сырья и экономически используемой территории при растущем населении является главной национальной проблемой. К тому же обе державы имеют с Россией открытые или латентные территориальные споры.

2.2.4.1 Китай

С этой страной Россия имеет одну из наиболее протяженных границ – около 4200 км. Некоторые эксперты полагают, что прогресс Китая в экономике может представлять угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока. Разрыв демографического потенциала между двумя государствами – на порядок: в 2000 году в России насчитывалось 145 млн. человек, а в Китае – около 1,3 млрд.

Процесс демографического проникновения в Сибирь и Дальний Восток происходит, но статистические данные о нем настолько противоречивы, что трудно привести взвешенные оценки.

Тем не менее, принципиальные геополитические интересы Китая пока преимущественно направлены не в сторону России и Казахстана, а в Азиатско-Тихоокеанский регион, где он пытается закрепить свои прочные позиции государства-лидера.

Китай - это самая могущественная в геополитическом и военном отношении страна Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Бурное развитие этого региона требует от России осознания своих геополитиче­ских интересов.

Во взаимоотношениях России и Китая в 1997 году наметился сдвиг. Он заключается в более тес­ном экономическом, стратегическом сотрудничестве с гигантом АТР.

С геополитической, военной, экономической точек зрения самой уязвимой частью РФ является граница с Китаем. Огромная российская террито­рия - это запустение, заброшенность гигантских регионов Си­бири и Дальнего Востока, богатых практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т. д. На Сибирь и Дальний Восток приходится половина мировых запасов угля и почти одна треть мировых запасов нефти и газа.

Геополитика Китая носит на себе отпечаток моря и конти­нента. Во внешней политике он никогда не был последователь­ным сторонником талассократии, а больше ориентировался на континентальные теллурократические принципы, потому и на­зывается он с давних времен «Срединной империей». Но с нача­ла XIX в., с тех пор как страна попала под влияние колониаль­ных держав, до октября 1949 года (Провозглашение КНР) геополи­тика Китая характеризовалась как проатлантистская. С 1949 по 1959 годы - ориентация на просоветскую внешнюю политику. С 1960 по 1979 годы его внешняя политика во многом носила конфронтационный для СССР характер. Вершиной этой конфрон­тации были бои за остров Даманский в конце зимы 1969 года. В конце XX в. контакты КНР с Западом стали значительно прочнее и обширнее, чем с Россией. Наш южный сосед - замкну­тая расово-культурная общность, не имеющая в этом отношении общих черт с евразийскими народами. Это и иная философия, имеющая свою тысячелетнюю историю. Все это вместе взятое, плюс динамичное развитие с 1979 года делают Китай потенциаль­ным геополитическим противником России на юге и на востоке.

С одной стороны границы - динамично развиваю­щийся Китай, добивающийся с 1979 года самых высоких результа­тов в мире в экономической сфере, располагающий самым значительным людским потенциалом - более 1 млрд. 300 млн. че­ловек, с другой стороны - слаборазвитая и нестабилизирован­ная экономика при отличной ресурсной базе, растянутости ком­муникаций (железных и автодорог, неразвитости авиационной связи и т. д.), примитивная разрушающаяся инфраструктура, стихийное развитие рыночных отношений («дикий капитализм») - вот реальность этого огромного геополитического простран­ства. К этому добавляется несовершенное военно-техническое обустройство границы, значительное ослабление мощи россий­ской армии и военно-морского флота. Таким образом, Восточ­ный регион - самое слабое звено в геополитической и геоэкономической структуре России, что прямо угрожает ее нацио­нальной безопасности. Значит, связывание этих пространств в единую геополитическую, геоэкономическую структуру должно определять стратегию правительства РФ до середины XXI в. В сравнении с этой проблемой бледнеют другие геополитические вопросы, решаемые Россией.

Трудности, которые необходимо преодолеть правительству России, состоят в том, что на 62% ее территории проживает всего 9% трудоспособного населения страны. Эти 9% производят до 50% продукции большинства стратегических отраслей.

Сложность современной ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке России во многом обусловлена отсутствием глубоко проработанной научной стратегии развития региона. Чтобы подготовить такую программу, надо предварительно выработать концепцию участия РФ как евразийской державы в жизни АТР, а вместе с тем выбираться из экономического кризиса. Все это надо делать параллельно, выби­раться из кризиса, преследуя дальние цели, готовясь к восхож­дению на стратегически важные экономические и геополитиче­ские вершины.

При подготовке подобной стратегической программы, рассчи­танной на десятилетия, на первое место выдвигается цель стратегии развития. Этой целью должно стать развитие экономического и военного потенциала России с учетом огромной ее роли в жизни АТР в XXI в. В отношении Китая должна продолжаться политика, направленная на развитие максимально дружественных и тесных отношений, на присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но если не удастся коренным образом переломить создавшуюся в РФ социально-экономическую ситуацию в 90-х годах, то страна войдет в АТР только в качестве второстепенной региональной державы или сырьевой колонии Японии, Китая и других стран АТР. Стать до­минирующей страной этого региона РФ сможет только в том случае, если сформирует процветающую экономику. Главное звено в стратегии развития России - социально-экономическое и экологически продуманное освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эти идеи в свое время были в общих чертах скорее на эмоциональном, чем ра­циональном уровне, сформулированы А. Солженицыным.

Для России координация внешнеэкономической деятельно­сти двух мощных регионов Сибири и Дальнего Востока важна в силу ряда объективных условий: она способна существенно стимулировать экономический подъем в Восточной Сиби­ри и на Дальнем Востоке, обеспечивая экономическую основу для обустройства обширных российских территорий; необходимо учитывать, что внешнеторговый оборот России и КНР начиная с 1993 года ежегодно падал. Его подъем начался с 1998 года после заключения в декабре 1997 года крупной сделки по строительству Россией в Китае АЭС на легкой воде.

Долгосрочное сотрудничество в таком направлении несет для РФ большие экономические выгоды и дает большие стратегиче­ские геополитические преимущества, ставя партнеров в опреде­ленную технико-эксплуатационную зависимость. Создавая два мощных региональных экономических комплекса (Западная Си­бирь и Восточно-Сибирско-Приморский), федеральные власти не должны допустить разрыва в экономическом развитии этого огромного геополитического пространства, что будет способст­вовать решению внешнеполитических проблем. Кроме того, го­сударству надо в короткий срок позитивно решить проблему кредитной поддержки поставщиков на внешний рынок машин, оборудования, услуг по капитальному строительству и др. Эффективность контактов со странами АТР возросла бы многократно, если бы государство не просто выделяло льготные кредиты поставщикам, но взяло бы на себя функции координатора их усилий, если не объявило монополию на внешнюю торговлю. Несогласованность действий экспорте­ров на западных и восточных рынках ведет к утрате торговой выгоды, так как поставщики часто конкурируют друг с другом, сбивая цены на товар и услуги, чем снижают эффективность внешней торговли, ее масштабы.

Правительству РФ надо в самые короткие сроки подготовить программу стратегического развития политических, экономических, культурных отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего с Китаем. Внутренняя и внешняя политика России должна быть выстроена в единую логическую непротиворечивую систему с четко сбалансированными взаимо­связями и обозначенными целями. Эта программа должна пре­дусмотреть совместные действия двух великих государств-соседей в создании баланса противодействия геополитическим устремлениям супердержавы США.

Существует много вариантов проектов строительства отно­шений между Россией и Китаем. Один из них - налаживание активных связей с Монголией. Монголия объективно является стратегическим союзником России. Важно не допустить в ней усиления прокитайских позиций и поддерживать связи внешней Монголии с населением внутренней Монголии и, в частности, с Синьцзянем и Тибетом, с перспективой создания Монголо-Тибетской Федерации, В нее потенциально могли бы войти та­кие республики России, как Бурятия, Хакассия, Тува, Алтай. Желательно создание не подконтрольного Китаю самостоятель­ного государства в Маньчжурии. В этом регионе возможно объе­динение усилий России и Японии, которая в 30-х годах уходя­щего века воссоздавала Маньчжурское государство со столицей в Харбине. Таким образом, считает А. Дугин, Тибет - Синьцзян - Монголия - Маньчжурия составляют вместе пояс безопасно­сти России.   

Информация о работе Геополитическое положение России