Геополитическое положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать оценку геополитики России в отношении мира на примере изучения состояния и перспектив развития отношений с рассматриваемыми странами.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Дать оценку положения России, как геополитического пространства.
2. Проанализировать геополитические оси России на примере ее важнейших направлений.
3. Определить национальные интересы и стратегические ориентиры России.
4. Выделить геополитические перспективы Российской Федерации.
Эти задачи определили объем работы, логику ее построения и методику
исследования.

Содержание

Введение. 4
1. Характеристика геополитического положения России 5
1.1 Геополитические последствия распада СССР 5
1.2 Геополитическое положение современной России 8
2. Векторы российской геополитики 12
2.1 Первый уровень 13
2.1.1 Прибалтика 13
2.1.2 Судьба Калининградской области 18
2.1.3 Белоруссия 19
2.1.4 Западное Причерноморье 21
2.1.5 Кавказский сектор 23
2.1.6 Средняя Азия и Казахстан 27
2.2 Второй уровень 30
2.2.1 Арктический сектор 30
2.2.2 Центральная и Восточная Европа 35
2.2.3 Европейский Союз 37
2.2.3.1 Германия 38
2.2.3.2 Италия 39
2.2.3.3 Балканы 41
2.2.4 Азиатско-Тихоокеанский Регион 42
2.2.4.1 Китай 43
2.2.4.2 Япония 47
2.2.5 Соединенные Штаты Америки 51
3. Россия в системе международных отношений 55
3.1 Национальные интересы России 57
3.2 Проблемы национальной безопасности 59
3.3 Геополитические перспективы России 63
4. Заключение 70
5. Литература 71

Работа содержит 1 файл

Геополитическое положение РФ.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

Решение этих проблем осуществляется в крайне неблагоприятных условиях усиления американской экспансии. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой ее ответственности. Грузия активно стремится в НАТО. США провозгласили Каспийский регион зоной своих национальных интересов. Азербайджан заявил о возможности создания на его территории американских и турецких военных баз. Не соответствуют российским интересам, особенно ее урало-сибирским нефтеносным районам, некоторые конкретные проекты. 

ТРАСЕКА (ТRACECA – Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – это единственный проект евроазиатского транспортного коридора по направлению Запад–Восток из Европы, с пересечением Черного моря, через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию, получивший значительную финансовую, организационную и техническую поддержку международных структур, в первую очередь Евросоюза. Он соответствует глобальной стратегии ЕС по оказанию содействия политической и экономической независимости государств Центральной Азии и Южного Кавказа путем увеличения возможности их выхода на европейские и мировые рынки через альтернативные транспортные коридоры. Кроме того, поддержка коридора преследует цель обеспечить гарантированный, бесперебойный выход каспийских и прикаспийских энергоресурсов на международные рынки.

В свою очередь страны – участницы ТРАСЕКА (Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина) увязывают реализацию своих геополитических и экономических возможностей с развитием транспортно-коммуникационных сетей. Тем более что годовой торговый оборот между Азией и Европой превышает $2 трлн., при этом доля транспортных расходов составляет $200 млрд.

Коридор ТРАСЕКА удачно расположен между основными товаропроизводителями в Азии и потребителями в Европе и, кроме того, этот маршрут более чем в два раза короче расстояния по основному трансокеанскому направлению от портов Японии до крупнейших западноевропейских портов. Тем не менее, говорить о сколько-нибудь значительном грузообороте по этому коридору рано.

В настоящее время ТРАСЕКА обслуживает в основном потребности во внешнеторговых грузоперевозках стран, тяготеющих в силу своего геополитического положения к транзиту по данному маршруту.

Транспортные сети ТРАСЕКА проходят по территориям стран, богатых полезными ископаемыми и запасами энергоресурсов, перспективными в плане их освоения. Поэтому значительную долю в объеме перевозок занимают сырьевые грузы.

Роль международного транспортного коридора ТРАСЕКА заключается не только в обеспечении бесперебойной транспортировки грузов, но и в улучшении всей транспортной инфраструктуры стран региона Великого шелкового пути, как принято называть этот маршрут.

Европейский Союз определил основные направления Стратегии развития ТРАСЕКА до 2015 года. Среди конкретных вопросов сотрудничества между всеми участниками коридора – создание современной инфраструктуры, взаимодействие с системой Трансъевропейских транспортных сетей, обеспечение морской и авиационной безопасности, а также безопасности транспортировки энергоносителей и др. Уже реализованы инвестиционные проекты по развитию терминальных инфраструктур в портах Ильичевск, Поти, Батуми, Туркменбаши, Баку и Актау, в результате открыто регулярное железнодорожно-паромное сообщение Варна–Ильичевск–Поти–Батуми и Баку–Актау. Одновременно этим портам предоставлено необходимое оборудование для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, в том числе и для обработки контейнерных грузов. Задача развития транзитных перевозок по коридору ТРАСЕКА имеет прямую связь с изменением структурной политики и экономической стратегии государств, подписавших «Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора «Европа–Кавказ–Азия».

Цель озвучиваемой ЕС стратегии заключается в том, чтобы ТРАСЕКА стала международной организацией с собственным финансированием.

Однако на деле, для того чтобы ТРАСЕКА сблизила транспортные системы региона, предстоит решить ряд конкретных проблем и прежде всего вопрос о пересечении границ. Главная задача – привести в соответствие законодательство государств – участниц ТРАСЕКА, чтобы сократить затраты на транспортировку. Другие важные вопросы – обеспечение безопасности перевозки международных грузов, а также возможность применения единой тарифной политики.

На сегодняшний день страны – участницы ТРАСЕКА обладают разветвленными транспортными сетями и морскими портами международного значения, имеющими большие пропускные возможности. Это означает, что для развития транзитных перевозок странам ТРАСЕКА не нужно создавать новые внутренние коридоры или дополнительные транспортные переходы в сопредельные страны. Какие бы политические или экономические изменения ни происходили, коридор ТРАСЕКА остается долговременным стабилизирующим фактором, который может смягчать даже возникающие между странами-участницами противоречия. Все страны коридора так или иначе заинтересованы в его развитии.

Проект ТРАСЕКА имеет явный геополитический вызов России, поскольку экономически он вряд ли целесообразен из-за множества таможенных рубежей, необходимости многократных перегрузок с наземного транспорта и наоборот. Другой проект нефтепровода Баку – Джейхан через Турцию во многом также имеет геополитический характер, хотя экономически он целесообразен. Откровенно антироссийский характер имеет объединение ГУАМ (Грузия - Украина – Азербайджан - Молдова), постепенно трансформирующееся в оборонное соглашение. В 1999 году к этой оси примкнул Узбекистан, который, правда, после событий в Ферганской долине, затем вышел из альянса.

2.1.6 Средняя Азия и Казахстан

После провозглашения суверенитета в бывших республиках СССР рост национального самосознания здесь происходил в самых разных формах, часто в этом регионе он сопровождался острыми этническими конфликтами. Затем возникли проблемы внутриполитического и межгосударственного характера, проявляемые часто как приграничные столкновения. Благодаря близости с Афганистаном, в этом регионе проходит самый короткий наркотрафик. На эти деньги содержатся оппозиция, а также террористы.

В 1999 году таджикские исламисты вторглись в киргизскую и узбекскую части Ферганской долины, летом 2000 годы объектами фундаменталистов вновь стали границы Киргизии и Узбекистана. На Ташкентской конференции президентов Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана в апреле 2000 года Афганистан был назван «дамокловым мечом Центральной Азии». Успехи афганских талибов могут способствовать продвижению на север к Каспию. Они могут привлечь и геоэкономику. Так, имеется проект прокладки трубопроводов из Туркмении к Индийскому океану. Тогда неприокеанические Афганистан и Туркменистан могут избавиться от статуса «медвежьего угла» мировой экономики и обеспечить себе доступ к ресурсам со стороны Мирового океана. Однако это может угрожать государственности Таджикистана, с которым талибы с помощью таджикской оппозиции ведут вооруженную и геополитическую войну. Нельзя забывать и о возможных претензиях исламистов на внутренний восток России - Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ.

Перспективы успешной интеграции стран постсоветского пространства во многом зависят и от уровня контактов между Россией и Казахстаном. Лидеры Украины хорошо понимают, что с созданием связей Москва - Минск, Москва - Астана она окажется изолированной: на Западе не нужна, а среди своих - чужая. Поэтому они постоянно ищут контакты с первыми лицами Казахстана. Заставляют их идти на это прежде всего поиски энергоносителей. Киев ищет в Казахстане нефть и полигоны. В последние годы специалисты этих стран активно разрабатывали альтернативные, в обход России, пути транспортировки нефти с Тенгизского и Карачаганакского месторождений в Западном Казахстане к Черному морю через Баку и Грузию (порт Супса), а от него - к одесским нефтяным терминалам.

С другой стороны, в казахстанской нефти заинтересованы не только Украина, но и Запад в целом. Еще в 1997 г. в США была подписана серия соглашений в области нефтедобычи, которые официальная печать Казахстана назвала самыми выгодными соглашениями в области добычи нефти. Казахстанская дипломатия активно действует не только в США, но и в Китае. С ним тоже заключено соглашение о разработке того же Карачаганакского месторождения американо-английскими концернами с транспортировкой нефти в Синьцзянь. Осложняет отношения России и Казахстана и то, что 90% крупнейших уникальных производственных мощностей своей страны лидеры Казахстана продали или передали зарубежным фирмам. Значит, для налаживания сотрудничества в экономической сфере России надо иметь дело с американскими, английскими, германскими и другими предпринимателями, но не с казахскими. Следующий негативный момент - положение русских в Казахстане. За годы суверенности его покинуло более миллиона русских. Русский язык в республике методично вытесняется из сферы государственного обращения. При анализе отношений Россия - Казахстан необходимо учитывать ориентацию лидеров этой республики на “многовекторную политику”.

Время показало, что лидеры России и Казахстана, декларируя о геополитическом сближении, не торопятся претворить его на практике. В первом пакете документов, подготовленных и принятых главами СНГ (1991-1992 гг.), были четко обозначены: единое экономическое, правовое, военно-оборонное пространство, общая валюта. Это было обусловлено работающей тогда еще союзной промышленностью, действующими технологическими связями, цепочками разделения труда во всех основных отраслях. Тогда нам было что сохранять... Но, увы, вектор развития СНГ был задан в другую сторону. Российское руководство упустило шанс стать центром, ядром, естественным стержнем Содружества. В последующие годы в связи с распадом экономик всех без исключения стран СНГ шансов укрепить его на прежних основаниях оставалось все меньше.

Причины утраты естественного лидерства России - в бесконечной политической борьбе в ее верхах, криминализации экономики, беспрестанных выборных кампаниях, расколе российской политической элиты и др. Сейчас объединить участников СНГ могла бы некая общая для всех внешняя или внутренняя угроза или идея, близкая всем без исключения участникам объединения, а также общий для всех экономический интерес, который сулит каждому реальную практическую отдачу, выигрыш, прибыль. И еще одно обязательное условие - реальный центр притяжения. Этим центром может быть динамичное, процветающее государство - региональный лидер, экономическая модель развития которого кажется соседям привлекательной, и они естественным образом начинают к нему тяготеть.

Сможет ли Россия стать таким притягательным центром, ядром, сможет ли начать работу по созданию Евразийской империи, превратить содружество в мощную державу? Или ей в силу объективных условий предстоит превратиться в сырьевую колонию Запада, в мусорную свалку вредных отходов производства? Ответы на эти вопросы даст будущее, но уже сейчас у России есть все возможности стать таким ядром. Нужна политическая воля, нужно изменить стратегию проводимых реформ, сделать их для народа, понятными народу, сформулировать понятную общенациональную идею, способную объединить вокруг великой цели великую нацию.

2.2 Второй уровень

Второй уровень - уровень глобальных вызовов, формируемых взаимодействием с государствами дальнего зарубежья. Пока на них Россия просто не в состоянии ответить. Ее экономические и военно-политические возможности не позволяют ей вернуться к осуществлению глобальной политики. В отношении стран дальнего зарубежья Россия придерживается стратегии сбалансированной равноудаленности, предполагающей преимущественно разъясняющую, некоторую аморфную политику, следующую за событиями.

2.2.1 Арктический сектор

К Арктике прилегают территории пяти государств: России, США, Канады, Дании (Гренландия) и Норвегии. Здесь имеются неразрешенные проблемы. Россия и Норвегия оспаривают несколько десятков тысяч квадратных километров в Баренцевом море, потенциально богатых залежами нефти и газа. На участке шельфа, именуемого российскими геологами «поднятием Федынского», по прогнозам имеются запасы природного газа, равные крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти - равные запасам Тимано-Печорского месторождения.

Основы взаимоотношений между Норвегией и Россией зало­жены историей и географией.

Сухопутная граница между Норвегией и Россией составляет не более 196 км. Однако это старейшая и наиболее стабильная российская граница.

Географически территории Норвегии и России образуют по­бережье Баренцева моря, расположенного между их соприка­сающимися участками континентальной суши, норвежским архипелагом Свальбард (Шпицберген), российскими архипела­гами Земля Франца Иосифа и Новая Земля.

Норвежские власти по многим причинам придают большое значение развитию Баренцева региона. Это один из районов, в котором холодная война была особенно холодной. Поэтому необходимо заботится о том, чтобы использовать имеющуюся историческую возможность для установления прочных, добрых и мирных связей. Лучший способ предотвратить появление нового недоверия и конфликтов - это взаимно налаживать долговременное и обязывающее сотрудничество между российскими и норвежскими обществами во всех важных областях жизни.

Сегодня у нас есть возможность развивать контакты с нашими соседями так, как это было немыслимо всего несколько лет назад. Торговля с Норвегией может способствовать позитивному экономическому развитию России, и прежде всего Северо-западу России. Кроме того, сформировались положительные геоэкономические и геополитические тенденции в сотрудничестве между Норвегией и Россией. Любые конфликты и противоречия могут негативно сказаться на формировании долговременного и взаимовыгодного норвежско-российского сотрудничества, так необходимого в первую очередь России.

Подтверждением формированию таких тенденций стало образование в 1993 году Совета Баренцева/Евро-арктического региона, главной целью деятельности которого было создание сети позитивных контактов через северную границу востока и Запада, которые могли бы содействовать экономическому росту и благосостоянию и уменьшению вероятности будущих конфликтов.

Определен ряд крупных проектов, направленных на совершенствование системы транспорта и связи в регионе. Другие отрасли, на которых отрасли сфокусировано внимание, особенно с точки зрения привлечения более широкого внимания и дополнительных финансовых ресурсов к решению задач повышения безопасности ядерных объектов в северо-западной России и понижения опасности радиоактивного заражения во всем регионе. Другой интересной областью является расширение контактов обменов между научными и медицинскими центрами в регионе. Часть средств на это предоставляется центральными правительствами, существуют также связи с межправительственными финансовыми институтами, такими как ЕБРР и Северный инвестиционный банк. Трое членов Баренцева совета одновременно входят в ЕС, и на проекты Баренцева региона распространены различные программы ЕС. Необходимо подчеркнуть ценность контактов на региональном уровне. Деятельность Баренцева совета заложила основу для укрепления связей между народами Севера, в частности представителями коренного населения.

Информация о работе Геополитическое положение России