Геополитическое положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать оценку геополитики России в отношении мира на примере изучения состояния и перспектив развития отношений с рассматриваемыми странами.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Дать оценку положения России, как геополитического пространства.
2. Проанализировать геополитические оси России на примере ее важнейших направлений.
3. Определить национальные интересы и стратегические ориентиры России.
4. Выделить геополитические перспективы Российской Федерации.
Эти задачи определили объем работы, логику ее построения и методику
исследования.

Содержание

Введение. 4
1. Характеристика геополитического положения России 5
1.1 Геополитические последствия распада СССР 5
1.2 Геополитическое положение современной России 8
2. Векторы российской геополитики 12
2.1 Первый уровень 13
2.1.1 Прибалтика 13
2.1.2 Судьба Калининградской области 18
2.1.3 Белоруссия 19
2.1.4 Западное Причерноморье 21
2.1.5 Кавказский сектор 23
2.1.6 Средняя Азия и Казахстан 27
2.2 Второй уровень 30
2.2.1 Арктический сектор 30
2.2.2 Центральная и Восточная Европа 35
2.2.3 Европейский Союз 37
2.2.3.1 Германия 38
2.2.3.2 Италия 39
2.2.3.3 Балканы 41
2.2.4 Азиатско-Тихоокеанский Регион 42
2.2.4.1 Китай 43
2.2.4.2 Япония 47
2.2.5 Соединенные Штаты Америки 51
3. Россия в системе международных отношений 55
3.1 Национальные интересы России 57
3.2 Проблемы национальной безопасности 59
3.3 Геополитические перспективы России 63
4. Заключение 70
5. Литература 71

Работа содержит 1 файл

Геополитическое положение РФ.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

На восточном направлении - с Китаем, Японией и другими странами Азиатско-Техоокеанского региона - дела у России в последнее время складываются неплохо. Однако и здесь имеются неразрешенные проблемы (отсутствие мирного договора с Японией, демографическое давление на российские восточные территории со стороны Китая и др.).

Если говорить в целом, то Россия по существу только начинает развертывать свою крупную геополитическую кампанию, и ее успех во многом будет зависеть как от дееспособности и настойчивости российского политического руководства, так и от того, как быстро российская экономика выйдет на устойчивые плюсовые темпы развития.

Как бы то ни было, но при всех тенденциях развития геополитической ситуации в мире и при любой геополитической стратегии России макрорегион Сибири будет играть одну из важнейших, если не важнейшую, роль. Действительно, геополитическое положение и сырьевые ресурсы Сибири способны повлиять на доминирование тех или иных тенденций общемирового развития - столкновения стран и регионов в борьбе за ресурсы или сотрудничества на основе тенденции устойчивого развития.

Сегодня необходима разработка концепции развития Сибири в XXI веке, а также создание Комплексной программы координации исследований проблем Сибири.

3.3 Геополитические перспективы России

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается при­оритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Бе­лоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Имен­но эти три государства наиболее важны с точки зрения геополи­тических интересов России.

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторожде­ний нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть рос­сийского геостратегического потенциала. Одна из закономерно­стей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъек­тов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «ислам­ский» фактор в условиях ослабления России как геополитическо­го субъекта стал активно проявлять себя в направлении Цент­ральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и свя­занные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.

Существует точка зрения, согласно которой на западных ру­бежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирую­щий все транспортные выходы на Запад и превращающий Кали­нинградскую область в оторванный от основной российской тер­ритории эксклав.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме пред­ставляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас – только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону ста­бильности между Россией и НАТО.

Рис. 3

География распространения Североатлантического альянса.

В нынешних сложных условиях реализовать свои стратеги­ческие интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополити­ческий императив», реанимируя свои прошлые имперские амби­ции, а на свой экономический потенциал.

Если иметь в виду восточное направление, то российские по­зиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2- места в мире, по прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия.

Рис. 4

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ РОССИИ И КИТАЯ

(в текущих ценах; миллиардов долларов)

Для анализа пространственной корреляции характеристик ВВП России и Китая применяется корреляционная функция, отражающая закономерность увеличения парной корреляции с течением времени. По графику видно, что ВВП Китая превосходит ВВП России в несколько раз.

Рис. 5

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ БАЛАНС, ЭКСПОРТ И ИМПОРТ

РОССИИ И КИТАЯ

 

Рис. 6

Из диаграмм видно, что экономика Китая развивается большими темпами, но по сравнению с Россией имеет более сглаженную разницу между экспортом и импортом. Россия же является, в основном, экспортирующей страной, это может расцениваться, как сырьевой придаток развитых стран.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая расположилась на двух континентах.

Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

  Ощущается необходимость разработки научной теории гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу. Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального центризма (избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма (обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).

   Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.

Если раньше СССР существовал в биполярном мире (США - НАТО, СССР - организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике не должна ориентироваться на группировки стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

1.      Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса - Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России - 50 %.

2.      Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.

3.      Страны АТР (Япония, Китай, Индия).

4.      Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).

5.      Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).

Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений.

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).

Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.

В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

1.      создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;

2.      вхождение в европейское и мировое сообщество;

3.      разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;

4.      разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;

5.      активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;

6.      равноправное развитие отношений с США;

7.      противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;

8.      участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

 

Заключение.

Геополитические перспективы России не очевидны. Россия входит в десятку самых населенных стран мира. У нее самая большая территория, практически неистощимые природные, людские и интеллектуальные ресурсы. Сейчас страна активно ищет свое новое место в меняющемся мире. Вопрос о том, каким оно будет, интересует не только политическую элиту нашего государства, но и большинство его граждан.

Между Западом и Россией существует фундаментальное разногласие, не всегда ощущаемое в западных странах. Запад в лице его лучших представителей искренне и доброжелательно советует России понять, что она – страна средних возможностей, с отсталой индустриальной базой, без особых перспектив в XXI в. Ей следует погасить гордыню, трезво оценить собственные возможности и, не выдвигая претензий на великодержавный статус, спокойно «возделывать свой сад» без разорительных потуг на участие в мировых делах.

В ближайшем будущем России нет радужных горизонтов. Предстоит быстро преодолеть экономический кризис внутри страны. Кроме того, необходимо выработать систему геополитических координат, способную объединить нацию и одновременно приемлемую для западного мира. В конечном счете, геополитическое влияние России будет определяться не качеством танков и ракет. Важно, станет ли Россия экономически стабильным геополитическим центром Евразии или, потерпев экономический крах, превратится в европейскую периферию.

 

Информация о работе Геополитическое положение России