Геополитика и Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Данная тема была выбрана не случайно в силу специфики состояния и тенденций современной мировой политической ситуации. За последние десятилетия геополитическая картина мира значительно изменилась, появились новые центры силы. На протяжении ХХ века в силу происходивших перемен огромное значение для ведущих государств мира приобретала геополитика.
Геополитика охватывает проблемы мирового сообщества в тех аспектах, которые касаются разработки, принятия и реализации политической стратегии основными действующими лицами, так называемыми акторами международной системы на глобальном, региональном и локальном уровнях. Международные отношения представляют собой сферу общения и взаимодействия людей на межгосударственном уровне.

Содержание

ПЛАН

Введение……………………………………………………….…………………
3
ГЛАВА І. Основы геополитики………………………………………………...
5
Понятие, сущность и функции геополитики……………………………...
5
Основные идеи и концепции классиков геополитики……………………
7
Геополитика в современном мире…………………………………………
11

ГЛАВА ІІ. Внешняя и внутренняя политика Республики Казахстан...........
13
2.1 Внешняя политика Казахстана в современном этапе...............................
13
2.2 Внутренняя политика и национальная безопасность Казахстана...........
18

ГЛАВА III. Геополитические факторы и их влияние в Казахстане………….
19
3.1 Геополитическое положение Казахстана………………………………….
19
3.2 Казахстан – ворота Китая в Центральную Азию……………………….
23

Заключение……………………………………………………………………….
25

Список использованных литератур…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Геополитика и Казахстан.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Внешняя политика Казахстана выдержала проверку временем, и на современном этапе призвана нести в себе общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит народу Казахстана достойное место в мировом сообществе. Именно историческое время доказало проницательность интеграционных идей. Ведь, как изрек еще Фалес, «мудрее всего время, ибо оно объединяет все».

 

 

2.2 Внутренняя политика и национальная безопасность Казахстана

 

Внутриполитическая  жизнь Казахстана построена главным  образом на либерально-социалистической модели, в связи с тем, что власти Казахстана фактически проводят социалистическое планирование экономической и политической жизни страны, но при этом допускают активные рыночные отношения [11].

В Основном Законе Республики Казахстан провозглашена светским государством, в котором наивысшими ценностями признаются человек, его жизнь, права и свободы, в том числе свобода совести, которые могут ограничиваться лишь в случае, когда их осуществление нарушает права и свободы других лиц, посягает на конституционный строй и общественную нравственность [15].

Безопасность  страны можно считать гарантированной, если она обеспечена как "снаружи", так и "изнутри". По мнению Б. С. Жусипова "к числу неблагоприятных факторов, усиливающих возможность социальных потрясений, относятся этнический, религиозный состав населения, уровень культуры и образования, индекс здоровья, степень криминальности и другие факторы. К интеллектуальному и духовному обнищанию нации добавилась и физическая деградация людей из-за ухудшения их здоровья по неблагоприятной социальной и экологической обстановке, развала системы здравоохранения и физической культуры и т д.

Обеспечение гарантий национальной безопасности изнутри страны связано с политической легитимизацией государственной власти, обеспечения народного доверия к проводимым в стране реформам. На наш взгляд никакая внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалистических тенденций.

В последнее  время в Казахстане наблюдается  активность властей, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму [16].

 

 

ГЛАВА III. Геополитические факторы и их влияние в Казахстане

 

3.1 Геополитическое положение Казахстана

 

 

Роль и место  Казахстана в современном мире во многом определяются его геополитическим  положением. Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические центры. В свою очередь такая способность является производной от степени самодостаточности самого геополитического субъекта.

Исторически регион Центральной Азии представлял большой интерес для основных субъектов мировой политики. За право обладания этой территорией, или оказания существенного влияния на регион воевали, начиная со времен завоевательных походов Кира, Чингиз-хана, джунгарских нашествий, царской России. В начале ХХ века Центральная Азия представляет собой зону соперничества двух крупнейших империй: Российской и Британской. Если сосредоточением интересов Великобритании была Индия в качестве «жемчужины Британской короны», то интересы России были направлены на стратегическое влияние на Средний Восток и Южную Азию.

После распада  СССР Центральная Азия стала ареной новой «большой игры». Возникшие  после «парада суверенитетов» Центрально-Азиатские  государства встали перед необходимостью ведения самостоятельной внешней политики. И хотя в историческом разрезе у них имелся опыт самостоятельного государственничества, однако за период колониального, а позже в составе Советского Союза функционирования в качестве сырьевого придатка, поменялась сама система международных отношений. Кроме того, необходимо отметить, что в историческом контексте Центральная Азия достаточно часто была регионом нестабильности, военных конфликтов, неустойчивых государственных образований. Поэтому с обретением независимости перед государствами встала не простая задача вписаться в новые международные геополитические реалии, обрести свое достойное место, обеспечивающее им долгосрочное суверенное развитие.

Если брать  во внимание основные геополитические  выкладки теории Х. Маккиндера о континентальной сердцевине Земли – Центральной Азии, то согласно ей - «Кто владеет континентальной сердцевиной, будет владеть и Мировым островом, тот, кто будет владеть Мировым островом, будет владеть миром». Таким образом, регион Центральной Азии по разным причинам становится центром пересечения политических, экономических, религиозных и других интересов ведущих мировых держав. Сегодня здесь сталкиваются интересы таких государств, как Россия, США, Турция, Иран, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия и европейские государства [17].

Останавливаясь  на геополитике Казахстана необходимо выделить ряд значимых моментов. Во-первых, это уникальное географическое положение, находящегося на Евразийском континенте между Европой и Азией, вследствие чего историческое становление Казахстана происходило под двойным воздействием – как Запада (посредством России), так и Востока. В контексте сегодняшнего дня это формирует бинарный стиль мышления и поведения: восточного и западного. Сегодня такой стиль мышления называют модным словом - «евразийство». Отсутствие единых детально продуманных требований к внешнему поведению в казахском социуме имеет, прежде всего, геополитическую доминанту. Общеизвестные факты истории: аридная зона, большая протяженность, отдаленность от морских путей, специфика климата, а самое главное нахождение между двумя крупнейшими игроками мировой политики: Россией и Китаем, продолжают оказывать решающую роль в формировании уклада, типа хозяйствования, специфики культуры и менталитета. Эти факторы не изменились, они и сегодня формируют современный геополитический вектор казахстанской политики. Так же как и во времена Абылай-хана, наиболее выгодный путь - «политика лавирования», «баланса сил».

В настоящий  момент геополитический статус Казахстана достаточно очерчен. Руководством государства были приняты Концепция внешней политики, ряд нормативно-правовых документов, регулирующих международные отношения Казахстана. Это находит реализацию, как на региональном, так и международном уровне. Приоритетными выделяются следующие направления:  1) установление особых дружественных отношений с Россией; 2) сохранение паритета с государствами Центральной Азии, а также Турцией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном, Азербайджаном, что имеет многостороннее значение для Казахстана, начиная от торговых связей, линий нефтепровода до выхода к морским портам; 3) установление устойчивых дружественных связей с Китаем, что также имеет огромный потенциал взаимосотрудничества: от обеспечения мира и стабильности в регионе до выхода Казахстана к морским портам АТР; 4) установление взаимовыгодного сотрудничества, доступ к передовым технологиям Японии, США, Западной Европы [18].

Какие инициативы были предложены Казахстаном? Одним  из наиболее плодотворных инициатив  является организация региональных союзов: Совещание по Безопасности мерам Доверия в Азии, Евразийский Союз, Центральноазиатский союз, Таможенный Союз, Организация экономического сотрудничества. Создание этих союзов имеет многогранный характер, ибо связи между этими государствами вследствие ряда исторических причин сложились давно и затрагивают важнейшие сферы жизнедеятельности населяющих их народов. Часть этих государств объединяет принадлежность к мусульманскому миру, хотя степень религиозности и роль ислама в каждом государстве неодинаковые. Другим элементом, влияющим на взаимоотношения, является общность границ, что определило как позитивные тенденции взаимосотрудничества, так и негативные моменты, в частности пограничные споры и разногласия. Третья, значимая на первых порах сотрудничества – это созданная в советский период экономическая интеграция. Однако после процессов приватизации, притока внешних инвестиций, традиционная экономическая взаимозависимость государств стала слабеть. Таким образом, проникновение иностранного капитала становится весомым геоэкономическим фактором.

Практически для  всех постсоветских государств Россия продолжает оставаться центром геополитической  и геоэкономической системы координат. С другой стороны, и Казахстан  представляет большой интерес для  России, обеспечивая продвижение на юг и восток вглубь континента. Еще в прошлых столетиях Россия пыталась использовать территорию Казахстана для контроля над Западным Китаем, Афганистаном, стремясь одновременно и к господству в Средней Азии, что превращало ее в одну из крупнейших держав мира. Однако, несмотря на имеющие место негативные моменты, руководство Казахстана понимает, что Казахстан может сохранить стабильность и продолжить курс к обретению независимости лишь посредством поддержания дружественных отношений с Россией [19].

Вместе с  тем, чтобы не впасть в полную зависимость  от Москвы, Казахстан развивает двусторонние отношения с другими государствами. Особым направлением геополитической  стратегии является установление отношений  с исламским миром. Условно Казахстан  считается мусульманским государством, хотя влияние ислама в республике не столь содержательно, что объясняется полиэтнической структурой, спецификой хозяйственного уклада, а также устоявшимся менталитетом. В то же время, вследствие географического фактора при установлении любых внешнеполитических связей, в расчет берется религиозный - исламский фактор, который в совокупности с другими входит в понятие «тюркский фактор». Одним из важнейших шагов в этом направлении стало полноправное членство Казахстана в Организации Исламской конференции в 1995 году; сотрудничество тюркоязычных стран региона: Турции, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Кыргызстана, Азербайджана, принявших совместную Декларацию в 1993 году. На сегодняшний день они стремятся к объединению всех 27 тюркоязычных народов, общая численность которых составляет 130 млн. человек. С другой стороны, организация содействует расширенному рассмотрению такого потенциально опасного движения как исламский фундаментализм, содействуя переводу их активности в социально неопасные формы.

Одним из критических  дискуссионных вопросов – каспийский вопрос.  Эта тема включает полностью  неразрешенный вопрос разграничения  моря по принадлежности к прилежащим странам, вопрос выработки статуса  Каспия, проблемы добычи и путей  транспортировки нефти. Необходимо отметить, что, несмотря на разбросы мнений по оценке совокупного объема доказанных нефтяных запасов региона, очевидно, что выгодная для рентабельного освоения ресурсная база Каспия, как минимум сравнима или даже незначительно превышает величину доказанных нефтяных резервов на территории США и в Северном море и равна четверти нефтяных резервов зоны Персидского залива. Большая часть углеводородных запасов приходится на Казахстан и Туркменистан, соответственно 60,0 и 16,5 млрд.т. нефтяного эквивалента. Следует также отметить, что две трети углеводородных запасов приходится на природный газ и уже в настоящее время Казахстан входит в двадцатку крупнейших государств мира по запасам природного газа. Рассмотрение вопроса об углеводородных запасах Казахстана, помимо существенного финансового коммерческого значения, имеет и как фактор, влияющий на международные отношения. Государства проявляют стратегический интерес к энергетике, прежде всего, как фактору национальной безопасности, средству контроля над тенденциями международной политики. Например, как показывает практика, все внешнеполитические акции официального Вашингтона прямо или косвенно определяются нефтяными интересами. Отсюда пристальный интерес и к Каспийскому региону. Одной из ключевых реалий мирового рынка нефти и мировой геоэкономической и геополитической системы является то, что все районы нефтепромыслов и маршруты транспортировки нефти во всем мире, так или иначе, объявляются «зоной жизненно важных интересов США». Прокладка нефтепроводов в обход России по маршрутам КТК, Баку – Джейхан – тому свидетельство. Именно поэтому Каспийский регион должен быть стратегическим не только по запасам и продаже углеводородов, но, прежде всего как регион стабильности и взаимоуважения суверенных интересов прикаспийских государств. В связи с этим, вызывает обеспокоенность незавершенный вопрос о статусе Каспийского моря.

С другой, ослабляя зависимость мировой экономики  от ближневосточной нефти, все большую  актуальность приобретает близость к Китаю и заинтересованность его в приобретении Каспийской нефти. Таким образом, стратегическое значение каспийского региона не только в объемах запасов углеводородов, но и в месторасположении – между основными рынками сбыта нефти и нефтепродуктов (Европа - Азия) и его поставщиками (Ближний Восток, Северная Африка и Россия).

Таким образом, равновесие внешней и внутренней политики государства должно обеспечиваться развитием и одновременно взаимном соответствии четырех составляющих – экономики, политики, географических факторов и идеологии. Нарушение динамичного равновесия между этими составляющими ведет к потрясению и, соответственно, переустройству общественно-политических структур.

Оглядываясь назад, можно увидеть определенные изменения  в экономике (учитывая, что после  развала СССР Казахстану практически досталась только добывающая промышленность с низкоэффективной и многозатратной технологией), имеющие международный положительный отклик политические инициативы. Наиболее консервативной составляющей остается идеология. Известный западный ученый Миго говорил: «Мы можем сдержать военную агрессию, однако не в силах предотвратить поток враждебной идеологии» . Поэтому, для обеспечения реального суверенитета Казахстана как многонационального, поликонфессионального государства необходима единая объединяющая всех идеология, соответствующая ожиданиям и стремлениям каждого члена общества. Глава государства неоднократно озвучивал приоритетные ценности, начиная от ценностей правового демократического общества, включая традиционные национальные. Однако процесс этот длительный. С другой стороны, отпущенное историей нам время стремительно. И если мы самостоятельно не выработаем социально привлекательную, доступную всем идеологию, которая станет принципом бытия каждого казахстанца, войдет в его сердце и разум, будет вызывать обеспокоенность о судьбе своей земли, никакие политические, экономические подвижки не приблизят нас к цивилизованному обществу.

Таким образом, Казахстан, занимая выгодное географическое положение, является регионом столкновения стратегических интересов Китая, России, европейских стран, США и государств «исламского мира»; кроме того, здесь переплетаются различные религии – ислам, христианство, представленное различными течениями. Поэтому курс ведения внешней и внутренней политики Казахстана и все связанные с ним изменения будут иметь существенное значение для процветания всего Азиатского региона. Вместе с тем, этот же геополитический фактор обуславливает возможность угрозы национальной безопасности Казахстана. В итоге Казахстан должен проводить гибкий и многосторонний дипломатический подход в соответствии с национальными интересами – сохранение мирных партнерских взаимоотношений с соседними государствами. 

Информация о работе Геополитика и Казахстан