Будда и школы буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:41, доклад

Описание работы

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.
Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.
Согласно традиционной биографии[6], отцом будущего Будды был царь Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии. Его мать, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками[7].

Работа содержит 1 файл

Budha.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

Наконец, в VIII-IX веках  на теорию и практику китайского буддизма заметное влияние оказывал тантризм (см. Тантра). 

В течение длительного  времени буддизм пользовался  покровительством императорского двора, однако в 845 император У-цзун стал инициатором суровых гонений на буддизм, целью которых был подрыв экономич. самостоятельности сангхи и сокращение её численности. В середине IX века позиции сангхи были подорваны в результате действий правительств, репрессий, и вскоре начинается её медленный, но неуклонный упадок. Буддийская традиция во многом утратила былую творческую энергию и своё особое место в общественной и культурной жизни. С одной стороны, сангха становится инструментом государственной политики, находящимся под строгим контролем властей: государственная администрация устанавливала квоты и даже экзамены для желавших принять монашеский постриг, прикрепляла монахов к определённому монастырю, а наиболее заслуженным из них жаловали особые знаки отличия: существовала сеть административных органов, осуществлявших надзор за монашеством. С другой стороны, буддизм почти слился с народной религией, а буддийские институты стали служить интересам отдельных социальных организаций и групп — влиятельным семействам, деревенским общинам, профессиональным объединениям и т. п. Всё большее значение приобретает буддийская религиозная практика — «памятование о будде» (молитва, обращённая к будде Амитабхе) и чаньское учение о «мгновенном просветлении». 

С другой стороны, на уровне народной религии буддизм  вступает в активное взаимодействие с популярными верованиями, внеся  значительный вклад в становление  китайского религиозного синкретизма, а ряд персонажей буддийского  пантеона (Амитофо — Амитабха; Гуаньинь — женская ипостась Авалокитешвары) превращаются в наиболее почитаемых в народе божеств. В позднее средневековье элементы буддийские учения включаются в мировоззренческие системы ряда религиозных сект (в особенности эсхатологические мотивы пришествия Милэфо — Будды Майтреи). 

С XII века появились  оппозиционные секты, которые основывались на буддийских идеях, в части, учении о конце света и приходе  нового Будды, но проповедовали идеал  «монашества в миру» и отрицали официальный буддизм. Среди этих сект, нередко называемых постбуддийскими, наибольшую известность получила секта Белого лотоса, предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца. Так в эпоху позднего средневековья главные импульсы развития буддизма переместились за пределы официальных буддийских институтов. Буддизм оказал сильное влияние на философию, литературу и искусство Китая. Буддисты познакомили Китай с индийской логикой, математикой, астрономией, медициной. Буддийскими идеями вдохновлялись многие писатели и поэты (Се Линъюнь, Ван Вэй, Ли Бо, У Чэнъэнь и др.). Сам процесс распространения буддизма в Китае и формирование китайской буддийской традиции является примером плодотворного взаимодействия между культурами Индии и Китая. Из Китая буддизм распространился в другие страны Дальневосточного региона: Корею, Японию и Вьетнам, где лёг в основу дальневосточной региональной формы этой мировой религии. 

Периодизация Индия. 

Будда не назначил себе преемника, лишь пожелал своим последователям стараться идти по пути буддизма. Учение Будды существовало только как передаваемое из уст в уста. Сангха продолжила свое существование, состоялось несколько буддистских соборов, в которых буддисты пытались достичь полного взаимопонимания во взглядах на доктрины и реальную практику буддизма

Монах Махакашьяпа председательствовал на первом буддистском соборе, состоявшемся в Раджгире. Основной задачей было повторить вновь слова Будды и согласовать монастырское учение с буддизмом.

Второй собор проходил в Вайшали. Целью его было разрешить неясность в самой возможности использования денег, питья пальмового вина и других мирских вещей в повседневной жизни монастыря. Мнения разделились; в итоге совет решил, что все эти вещи противоречат монастырской жизни.

Обычно считают, что  третьим буддистским собором, проведенным  в Путне, будто бы был созванный царем Ашокой в III веке до н. э. Организованный монахом Моггалипутта Тисса, третий собор был созван для рассмотрения вопроса об уменьшении численности принимающих решения буддистов. Большинство современных школ уверены, что эти совещания были предназначены исключительно для Тхеравады, и что вопрос о миссионерстве на них не поднимался.

     Возможно, был ещё четвёртый собор, совет  школы Сарвастивада, который, как считается, проводился под покровительством императора Канишки в Джаландхаре, хотя позже профессор Ламотт пытался доказать, что такого собора не было[6].

     Это привело к появлению различных  ранних буддистских школ (в том  числе Тхеравады). Позже возросло значение махаянской и ваджраянской ветвей буддизма.

Ранние буддистские  школы

     Ранние  буддистские школы проповедовали  скорее сектантский буддизм, в первые несколько веков после возникновения  этого учения произошло его расщепление  на множество мелких направлений. В  основном эти школы ориентировались  на первоисточник учения, не принимая добавок Сутр махаяны. Как окончательную редакции учений Будды принималась Типитака (Трипитака).

Тхеравада является единственным течением раннего буддизма, которое сохранилось на территории Индии до сих пор. Тхераваду исповедают в Шри Ланке, Бирме, Таиланде, Камбодже, и Лаосе.

Другая известная  ранняя школа — Сарвастивада, многие доктрины которой сохранились в современном тибетском буддизме. Сарвастивада была одной из ветвей индийской Абхидхармы, и сыграла свою роль в становлении доктрины Йогачары. Свод монашеских правил Виная до сих пор используется в Тибете, а также оказал влияние на правила буддистских монастырей в Китае.

 

 Статуя Нагарджуны в Куллу, Индия. Нагарджуна написал Муламадхамакакарику (Основной стих среднего пути).

Махаяна

Махаянская ветвь буддизма популяризировала понятие Бодхисаттва (буквально существо пробуждения) и поклонение бодхисаттвам. Бодхисаттвой называют того, кто, достигнув Нирваны, возвращается в колесо перерождений, чтобы помочь другим существам обрести просветление. Бодхисаттвы, такие как Манджушри, Авалокитешвара, Майтрея, стали одним из объектов поклонения в Махаяне.

Махаяна включает следующие  индийские школы:

Мадхьямака (средний путь), основанная Нагарджуной и Ашвагхошей.

Йогачара (только сознание), основанная Асангой и Васубандху.

Ваджраяна

Ваджраяна (Алмазная колесница) — традиция буддизма, возникшая в Индии, Ланке и Уддияне примерно в IV в. н. э.

В Индии и Шри-Ланке в настоящее время практически не сохранилась. Распространена в Тибете, Непале, Бутане (см. Тибетский буддизм), а также в Японии (школа Сингон) и отчасти в Китае и Тайване (школа Ми-цзун).

Другие названия: Тантраяна, Мантраяна. 

Распространение дхармы 

Миссионеры буддизма распространяли учение в различных  странах, в том числе в Восточной  и Центральной Азии. 

В «Указах» Ашоки упоминаются эллинистические государства того периода как новообращённые им в буддизм страны[8]. Посланники Ашоки, такие как Дхармаракшита, описаны в палийских источниках как ведущие греческие («йона») буддистские монахи, активно проповедовавшие буддизм (Махавамса, XII)

Упадок буддизма в  Индии

Популярность раннего  буддизма основывалась на поддержке  со стороны местных буддистских  правителей Магадхи, Косалы, кушанских императоров и императоров Палы. Как только правители перестали симпатизировать буддистам, начался упадок этого учения. Некоторые индийские правители использовали буддизм для оправдания своих военных замыслов, что также скомпрометировало учение.

После падения в  XII веке последнего поддерживавшего буддизм императора из династии Пала состояние ещё более ухудшилось. Продолжился упадок с приходом мусульманских завоевателей, уничтожавших монастыри и попыток распространения ислама в данном регионе.

Возрождение буддизма в Индии

Анагарика Дхармапала и община Маха Бодхи

Возрождение буддизма в Индии началось в 1881, когда глава  буддистов Шри Ланки Анагарика Дхармапала создал общину Маха Бодхи. Буддизм начал вновь распространяться в Индии. В июне 1892 была организована встреча буддистов в Дарджилинге. Дхармапала обратился к тибетским соратникам и представил след Будды, который отослал Далай-ламе.

Дхармапала построил много вихар и храмов в Индии, включая один в Сарнате, месте первой проповеди Будды. Он умер в 1933 году. Затем его наследники поставили ему памятник в Дели в 1935 году.

Информация о работе Будда и школы буддизма