Будда и школы буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:41, доклад

Описание работы

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.
Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.
Согласно традиционной биографии[6], отцом будущего Будды был царь Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии. Его мать, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками[7].

Работа содержит 1 файл

Budha.docx

— 48.28 Кб (Скачать)

Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.

Сами последователи  этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

Согласно традиционной биографии[6], отцом будущего Будды  был царь Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии. Его мать, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками[7].

По давней традиции шакьев, царица Майя для родов направилась в царство своего отца. Однако она родила по дороге, в Лумбини[8] (близ современной столицы Непала г. Катманду), в саду, под деревом ашока[9]. Большинство источников утверждают, что его мать умерла через несколько дней после его рождения.

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние.

Это самая древняя  мировая религия, признанная самыми различными народами с совершенно разными  традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом  буддизма до их последних оснований»

Основное число  последователей буддизма живет в  странах Южной, Юго-Восточной и  Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. А так же по слухам в Харьковской обл. Украины. 

Основы  Учения

(мал.факт) Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае, Индия. Бодх-Гая традиционно считают местом его просветления

В основе буддизма лежит  учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный, или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване(Нирва́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna, «угасание, прекращение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре(круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой) 

ПЕРВОЕ: Истина о дуккха или беспокойной неудовлетворенности (дукха или дуккха, санскр. दुःख, пали dukkhaṃ — «страдание», «беспокойная неудовлетворенность», «дискомфорт», «расстройство»).

Мир есть страдание. Болезнь, старость и смерть — удел всех существ.

 Четыре великих  потока страдания:

страдание рождения;

страдание старости;

страдание болезни;

страдание смерти;

ВТОРОЕ: Истина о возникновении дуккха (дуккха самудая (санскр. समुदाय), пали dukkhasamudayo (samudayo — «возникновение», «происхождение», «появление»)). 

Благородная истина о  причинах беспокойной неудовлетворённости: ненасытное стремление. Постоянное стремление удовлетворить все возникающие  потребности приводят к разочарованию, что это невозможно осуществить  в полной мере. Это приводит к  возникновению кармы. Карма вовлекает  человека в процесс стремления к  хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары». 

«Карма есть причина  страданий и неудовлетворённости  жизнью». 

Таким образом, причина  неудовлетворённости состоит в  жажде (танха), которая приводит к непрерывному пребыванию в сансаре. Удовлетворение жажды очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новой жажды. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растет карма. 

Источник плохой кармы  часто лежит в привязанности  и ненависти. Их последствия приводят к неудовлетворённости. Корень же привязанности  и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ  и неодушевлённых предметов. Это  не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное  понимание реальности. 

ТРЕТЬЕ: Истина о прекращении дуккха (дуккха ниродха (санскр. निरोध, nirodha IAST), пали dukkhanirodho (nirodho — «прекращение», «затухание», «подавление»)). Благородная истина о прекращении беспокойной неудовлетворённости: "Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это Освобождение с отдалением от той самой жажды (Освобождение-Отдаление)." 

Состояние, в котором  нет дуккхи, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». 

ЧЕТВЕРТОЕ: Истина о пути, ведущем к прекращению дуккха (дуккха ниродха гамини патипада марга (санскр. मार्ग, mārga IAST, буквально «путь»); пали dukkhanirodhagāminī paṭipadā (gāminī — «ведущий к», paṭipadā — «путь», «практика»)). 

Благородная истина о  Cрединном пути: 

"Это есть Благородный  Восьмеричный Путь:

Срединный путь, или  Восьмеричный Путь — значит держать  золотую середину между физическим и духовным миром

Мудрость        

I Правильное воззрение 

II Правильное намерение  

Нравственность        

III Правильная речь 

IV Правильное поведение 

V Правильный образ жизни  

Духовная  дисциплина       

VI Правильное усилие 

VII Правильное памятование 

VIII Правильное сосредоточение (самадхи) - в индуистской и буддийской медитативных практиках — созерцание, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним миром (субъектом и объектом), 

Школы дальневосточного буддизма

Индия Китай 
(Дхармагуптака) Люй-цзун 
(Сарвастивада) Цзюйшэ 
(Саутрантика) Чэнши 
Мадхъямака Саньлунь 
Йогачара Фасян 
(Татхагатагарбха) Хуаянь 
  Чань
  Тяньтай
  Цзинту 
Ваджраяна Ми-цзун (Чжэньянь)
 

Дхармагуптака  -одна из школ раннего буддизма ветви Вибхаджьявада.

Школа Дхармагуптака образовалась ок. 210 года до н. э. в результате раскола школы Вибхаджьявада и получила своё название по имени основателя — Дхармагупты. Причиной раскола стал спор монахов по поводу ценности даров Будде и общине (сангхе). Монахи, которые отстаивали мнение, что дары Будде имеют больший вес, чем дары сангхе, образовали новую школу. Своим духовным авторитетом они провозгласили ученика Будды архата Маудгальяяну, который был знаменит своими магическими способностями. Монастыри школы располагались на северо-западе Индии, в Афганистане, Центральной Азии и Китае. Школа просуществовала до VII—VIII веков.

Сакральный цвет школы  — тёмно-красный. Канон Дхармагуптаки включает 5 разделов: Виная-питака, Дхарани-питака, Бодхисаттва-питака, Дхарма-питака и Шарипутрабхидхарма-питака. В качестве основного способа достижения нирваны последователи школы разрабатывали медитативную практику, которая способствовала развитию метафизических представлений в буддизме. В отличие от других школ дхармагуптаки считали, что боги могут культивировать аскетизм, в том числе половое воздержание (брахмачарья). Они также отвергали «промежуточное состояние» в реинкарнации и полагали, что для достижения телепатии и памяти о прежних рождениях необходимо следовать буддийскому «восьмеричному пути». 

Вайбхашика (также сарвастивада)— философская школа буддизма, причисляемая к хинаяне, в настоящее время не имеет непосредственных последователей, хотя её труды активно используются во многих школах махаяны.

Название Вайбхашика произошло от трактата Махавибхаша («Великий комментарий»), написанного мыслителем Паршвой (в настоящее время он сохранился только в китайском переводе). Другое название — сарвастивада (от санскритских слов сарва — «всё» и асти — «есть»), связано с тем, что ее представители учили, что всё (то есть все дхармы, сарва дхарма) реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом (дравья сат), будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм (праджняпти сат).

Представители этой школы прежде всего занимались классификацией и описанием дхарм в контексте религиозной доктрины буддизма. Они также были и эпистемологическими реалистами, то есть не только признавали реальное существование внешнего мира вне воспринимающего сознания, но и утверждали его полную адекватность миру, воспринятому живыми существами и включенным в их сознание в качестве объектной стороны их опыта. 

Саутрантика — философская школа буддизма, причисляемая к хинаяне, в настоящее время не имеет непосредственных последователей, хотя её труды используются во многих школах махаяны. Школа отделилась от вайбхашики между 50 до н. э. и 100 н. э.

Название этой школы  происходит от слова «сутра», так  как ее последователи утверждали, что абхидхармисты должны опираться лишь на материал, содержащийся в сутрах (как словах самого Будды), и игнорировать иные источники.

Мадхъя́мака, или мадхья́мика (санскр. मध्यमक, IAST Madhyamaka, кит. 中觀宗) — одно из двух основных (наряду с йогачарой) философских направлений буддизма махаяны. Основатель — полулегендарный мыслитель Нагарджуна (возможно, жил во II в. н. э.). В центре почти всей полемики в буддийской онтологии был вопрос о реальности дхарм.

Все школы хинаяны  считали дхармы единственной доступной  нам реальностью, считая само собой  разумеющимся, что сами дхармы —  именно реальность. (Сарвастивада, впрочем, считала, что наше сознание адекватно отражает внешний мир.)

Отличием мадхъямаки от йогачары и от брахманистской школы адвайта-веданта является положительное решение вопроса о наличии объективного мира. В то время как йогачара и адвайта, признавая единство воспринимающего и воспринимаемого, решают проблему дуальности объекта и субъекта через отказ от реальности объекта, мадхъямака признаёт существование объективного, при этом подчёркивая единство объективного и субъективного через пустотность (шуньяту). 

Йогача́ра (санскр. योगाचार, yogāchāra IAST, кит. 瑜伽派 yujia1pai4 «практика йоги»), также Виджнянава́да, Читтаматра, Виджняптиматра — одна из двух основных (наряду с мадхъямакой) философских систем буддизма махаяны, Школа Йогачары сформировалась в IV—V веках.

Учение Йогачары было особенно распространено в Тибете, в Китае (школы Фасян, Шэлунь, Дилунь), в Японии (школа Хоссо) и в Монголии.

Название Читтаматра означает только-сознание. Название Виджнянавада означает путь познания. Эту систему называют субъективным реализмом, подчёркивая, что индивидуальные кармические факторы, определяющие восприятие реальности, должны быть своими для каждого существа.

Представители йогачары

Йогачару считают произошедшей из второго поворота Колеса Учения. Главные представители: Майтрея-Натха и Асанга (IV век), Васубандху (V век), логики Дигнага (VI век) и Дхармакирти (VII век). В Тибет учение принёс Дхармаракшита, ученик Атиши, элементы этого учения были приняты многими школами тибетского буддизма. 

Татхагатага́рбха (санскр. तथागतगर्भ, tathāgatagarbha IAST — букв. «вместилище Так Приходящего», либо «зародыш Так Приходящего») — учение о беспрепятственной возможности для всех живых существ стать Буддами, или же — о присутствии Будды («природы» Будды) в каждом живом существе.

Учение о Татхагатагарбхе (или теория Татхагатагарбхи), сформировалось в Индии в IV—V веках. У его истоков, предположительно, стояли буддийские мыслители Майтрея-Асанга, Васубандху и Сарамати. 

Ваджрая́на (санскр. वज्रयान, Vajrayāna IAST, тиб. rdo-rje theg-pa Дордже Тхегпа — Ваджрная Колесница, Ваджрный Путь; Также Тантра, Тантраяна (Колесница Тантры), (Гухья-) Мантраяна (Колесница (Тайной) Мантры), Пхалаяна (Колесница Результата).) — тантрическое направление буддизма, образовавшееся внутри махаяны в V веке нашей эры. Вероятно, в основе Ваджраяны лежит индийский тантризм, однако большинство современных исследователей отвергают эту точку зрения, выделяя буддийский тантризм как самостоятельно развивающееся направление. Ваджраяна распространена в Тибете, Непале, Японии (школа Сингон-сю). В различные исторические периоды имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае, Корее, Мьянме, Вьетнаме, Камбодже, Таиланде. 

Информация о работе Будда и школы буддизма