Н.И. Пирогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 21:22, реферат

Описание работы

25 ноября 2010 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского врача и ученого, крупнейшего хирурга своего времени, основоположника современной военно-полевой хирургии, организатора военной медицины, анатома и патолога, педагога и общественного деятеля — Николая Ивановича Пирогова.

Содержание

1. Введение 2
2. Годы юности 2
3. Профессор в Дерпте 4
4. Профессор в Петербурге 7
5. На кавказском театре военных действий 12
6. В Севастополе 14
7. Организатор женской помощи больным и раненым на поле боя 16
8. На поприще народного образования 18
9. Руководитель молодых русских ученых за границей 19
10. Сельский врач. На фронтах двух войн 21
11. Последние годы жизни. «Дневник старого врача» 24
12. Заключение 26
13. Литература 28

Работа содержит 1 файл

Биография Н.И.Пирогова.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

      Идеалом Н. И. Пирогов считает такую организацию  университетов, при которой они являются настоящими очагами науки. Дело в том, что в первой половине XIX века научная работа в высшей школе резко отставала от учебной. Между тем точка зрения Пирогова совершенно определенна: учебная и научная работа тесно связаны между собой. Более того, педагогическая работа без научной вообще не может существовать. Это положение - итог многолетнего изучения жизни русских высших учебных заведений, в которых сам Н. И. Пирогов преподавал около 20 лет. Он отчетливо видит, что тормозом для прогресса науки является наблюдавшийся в те годы разрыв между центрами науки - академиями и центрами обучения - университетами. Между тем он считает не подлежащим оспариванию тезис о том, что «основа воспитания - наука».

      Эти свои положения Н. И. Пирогов всегда проводил в жизнь. Он включал элементы научного исследования даже в учебный  процесс, стремился развить у  студентов и молодых врачей самостоятельное  мышление. Для его собственной профессорской деятельности характерно сочетание напряженнейшей и разносторонней научной работы с педагогической.

      Проявляя  заботу о развитии научной работы в высшей школе, он одновременно ставит вопрос и об улучшении организации научных исследований в стране. Именно он первый предложил создать академию медицины - высший научно-медицинский центр. Он писал о необходимости «...учредить настоящую академию медицины, допустить в ее члены, по выбору, не только профессоров, но и других врачей, составлявших себе имя в науке, и сделать ее заседания публичными».

      Что касается других сторон деятельности университетов, то Н. И. Пирогов настаивал  на том, чтобы они методически  помогали средним школам, чтобы сотрудники университетов участвовали в  культурно-просветительной работе. Он сам проявляет инициативу в организации бесплатных воскресных школ в Киеве. Провозгласив призыв к тесной связи между университетами и народом, Пирогов своим личным примером показывал, как надо повседневно заботиться о внедрении научных достижений в жизнь. Его работа в академии, бесплатные консультации в четырех больницах, обучение новым методам врачей на периферии, статьи в общей печати – так преломлялось в его деятельности выдвинутое им положение о необходимости «обнародить науку всеми средствами, которые имеем под рукой».

      Изложение вопросов преподавания в высшей школе  мы находим в различных трудах Н.И. Пирогова. Непосредственно высшему  образованию посвящены статьи: «Взгляд  на общий устав наших университетов» (1861), «Университетский вопрос» (1863), «Письма из Гейдельберга», опубликованные впервые в газете «Голос» в 1863 и 1864 гг. Наконец, ценные высказывания о высшей школе содержаться также в письмах к сыну – В.Н. Пирогову (1871-1879) и в некоторых других письмах и сочинениях.

      Выстрел Каракозова в царя Александра ІІ (4 апреля 1866 г.) поднял в стране новую волну реакции. Уже через десять дней после этого пост министра просвещения занял махровый реакционер, оберпрокурор синода граф Д.А. Толстой. Однажды Пирогова на улице Берлина остановила прусская королева. От нее он узнал о том, что уволен с государственной службы…

      В начале мая 1866 г. пирогов возвращается в свое имение. Он не теряет надежды, что будет как-то использован  на государственной службе. Однако этого не происходит.

      Так заканчивается педагогическая деятельность Н.И. Пирогова, заканчивается помимо его воли, в период, когда он мог быть еще полезным своей родине.

      Формально Пирогов в течение последующих 15 лет своей жизни продолжает числится при министерстве народного  просвещения. Через два с лишним месяца после его смерти, 30 января 1882 г., в газете «Правительственный вестник» была напечатана такая выписка из приказа:

      «Исключен из списков умерший состоявший при  министерстве народного просвещения  тайный советник Пирогов». 

Сельский врач. На фронтах двух войн

      С 1866 г. Н.И. Пирогов живет в своем  имении Вишня. Лишь дважды он выезжает в качестве консультанта на фронт  франко-прусской войны (1870 г.) и русско-турецкой войны (1877 г.).

      Он  занимается хозяйством, работает как  сельский врач. К знаменитому хирургу, ушедшему на покой, приезжают больные не только из ближайшей округи, но и издалека. У него была своя маленькая больница, где он осматривал и оперировал больных. Все это было весьма скромно и никак не напоминало кабинетов частнопрактикующих врачей в городах.

      Вот как проходил его день: после утренней прогулки и завтрака он направлялся  в кабинет, где его помощники  фельдшеры докладывали ему о  состоянии больных. Затем он обходил  больных, которые находились в больнице, и тех, кто лежал дома, в крестьянских избах; проводил домашний прием больных, делал операции. После обеда он, как правило, не работал - это время посвящалось прогулке верхом, чтению и письмам.

  Во  время войны Н. И. Пирогов видел  свое место непосредственно у койки раненого - в действующей армии. Теперь же, в мирное время, когда не было «травматической эпидемии», как он называл войну, он продолжал бороться за профилактические мероприятия. Провозгласив лозунги: «Будущее принадлежит медицине предохранительной», Пирогов с горечью писал, что «...государству легче и дешевле призревать, несколько тысяч больных в хоромах и массивных зданиях, нежели предупреждать развитие болезней в массах административно-гигиеническими мерами». Чтобы улучшить житье рабочего люда, вывести его из сырых подвалов, землянок и на живую нитку сколоченных сараев, нужно, конечно, много средств, а главное - много интеллигенции и доброй воли целого общества». Он подчеркивал, что лечение в больницах окажется бесполезным, если люди будут жить скученно, так как при этом смертность населения будет увеличиваться.

  Первый  народный комиссар здравоохранения  в Советском Союзе Н. А. Семашко писал: «Н. И. Пирогов исповедовал те социально-гигиенические идеи, которые теперь в значительной степени проведены в жизнь».

  В 1870 г. Н. И. Пирогова приглашают совершить поездку на театр франко-прусской войны. Эта краткосрочная пятинедельная командировка дала ему возможность разрешить ряд вопросов, ответы на которые были изложены им в «Отчете о посещении военно-санитарных учреждений в Германии, Лотарингии и Эльзасе в 1870 году»,- объемистом труде, опубликованном в 1871 г. Эти вопросы следующие:

  1. В какой мере осуществляется  на деле применение начал международной благотворительности, выражением которой служит Общество попечения о раненых и больных воинах (т. е. Общество Красного Креста).

  2. Каковы отношения частной помощи  к военному командованию и какое влияние оказывала частная помощь на участь больных и раненых в течение войны.

  3. Какова участь раненых на поле  боя в современных боевых условиях.

  4. Каковы результаты сберегательно-выжидательного  метода лечения.

   5. Какие выводы из опыта войны  следует сделать отечественной военной медицине и организации частной помощи.

     «Отчет» носит черты блестящего таланта Н. И. Пирогова как организатора военно-медицинского дела, как военно-полевого хирурга. Публикуя «Отчет», Пирогов стремился к тому, чтобы его предложения относительно деятельности Общества Красного Креста, по устройству госпиталей, рассредоточению раненых путем эвакуации и др. были подвергнуты всестороннему обсуждению. Однако, хотя «Отчетом» заинтересовались и в России и за границей (в Англии и Германии), реальных откликов на предложения Пирогова не последовало.

      После поездки на фронт франко-прусской войны Н. И. Пирогов возвращается в свое имение Вишня. Но и в сельском уединении он продолжает оставаться врачом и ученым, живо откликается на происходящие события. Он выступает в печати со статьями по различным, актуальным для того времени вопросам. Эти статьи представляют несомненный исторический интерес. Заслуживает внимания и его записка, адресованная в Пермское губернское земское собрание (2 апреля 1872 г.), по вопросу об организации в Пермской губернии предупредительной медицины.

      Спокойная жизнь Пирогова прерывается зимой 1876/77 г., когда 7 декабря внезапно заболевает главнокомандующий русской армией, брат царя, великий князь Николай Николаевич. В эти дни вспоминают о Пирогове и его срочно вызывают к больному в главную квартиру Дунайской армии.

      По  возвращении оттуда он в письмах систематически получает от своего ученика хирурга А. Л. Обермиллера сведения о состоянии больного и в ответных письмах дает лечебные советы. Последнее из этих писем Пирогова написано в июле, то есть уже после объявления войны Турции и переправы русских войск через Дунай. Казалось, именно теперь, когда начались активные боевые действия, следовало сразу же вспомнить о Пирогове - крупнейшем организаторе военно-медицинского дела и военно-полевом хирурге. Но произошло это позже и к тому же инициативу проявило не военное ведомство, а Общество Красного Креста. В августе Николай Иванович получает от Общества Красного Креста предложение выехать на театр военных действий.

     В сентябре 1877 г. Пирогов в сопровождении  доктора С. С. Шкляревского отправляется производить предварительный осмотр госпиталей в тылу. После этого он поступает в распоряжение главнокомандующего Дунайской армией, предназначенной для выполнения основного стратегического плана в войне с Турцией. Он осматривает госпитали в Киеве, Жмеринке, Раздельной и ряд других, а затем едет в Румынию, где инспектирует военно-лечебные учреждения.

      Более трех месяцев продолжается энергичная деятельность Пирогова в действующей армии. Настойчивость и неутомимость 67-летнего старика поражает всех, кто с ним общается. Д.А. Скалон записывает в своем дневнике: «6 декабря (1877 г.). Сегодня именинник Н. И. Пирогов. Что за замечательный старик! Какая в нем неутомимость! Живет с нами в такой тяжелой обстановке, каждое утро ездит в госпиталь, осматривает и принимает больных, осматривает транспорты с ранеными, дает самые дельные советы, отличающиеся точностью и широтою взгляда, и при всем этом сохраняет веселость и может острить, шутить и смеяться, как юноша».

      Как администратор большого масштаба, Николай  Иванович изучает взаимоотношения уполномоченных Общества Красного Креста с военным ведомством, систему работы лечебных учреждений Общества Красного Креста. При осмотре лазаретов и госпиталей он прежде всего интересуется устройством помещений, их санитарным состоянием, размещением больных и раненых; он обращает внимание на качество их пищи и одежду. Наиболее подробно Пирогов изучает способы лечения раненых и больных, уход за ними, сортировку по эвакуационному и лечебному принципам. Он исследует вместе с лечащими врачами тяжело раненых и не только дает советы, но и сам оперирует.

      Встретив  на железнодорожной станции санитарный поезд, Пирогов обходит его, беседует с ранеными и персоналом, интересуется, как переносят раненые этот новый вид транспорта, и т. п. Он расспрашивает о различных видах повозок, о питании при эвакуации, обо всем том, что может улучшить или ухудшить состояние раненых во время эвакуации.

      Он  посещает и склады Общества Красного Креста, справляется о наличии запасов, о быстроте и своевременности снабжения ими лечебных учреждений.  Николай Иванович внимательно расспрашивает о нуждах и положении больных и раненых, но не оставляет без своего пристального внимания и условия жизни врачей, фельдшеров, сестер милосердия, работающих напряженно и самоотверженно.

      Все эти наблюдения, проведенные Н. И. Пироговым, человеком, обладавшим глубокими знаниями, острым умом и огромным практическим опытом, позволяют ему потом создать большой труд, который стал настольной книгой для военных врачей - администраторов и хирургов,

      На  театре русско-турецкой войны Н. И. Пирогов  с удовлетворением убеждается, что организационные принципы военно-медицинского дела, выдвинутые им в 1855 г., нашли признание и развитие. 

Последние годы жизни. «Дневник старого врача»

      Кончается русско-турецкая война и Н. И. Пирогов возвращается домой. С присущей ему энергией он принимается за капительный двухтомный труд, завершающий его научное творчество - «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877-1878 гг.». Труд вырос из отчета, который был представлен Пироговым правлению Общества Красного Креста после возвращения из командировки.

      Уже к середине 1879 г., когда были напечатаны 1-я и 2-я части указанного труда, он привлек к себе внимание. В дальнейшем этот труд был полностью издан на немецком языке и в виде реферата и выдержек - на французском.

      «Военно-врачебное  дело» широко отражает наблюдения Пирогова, дает статистическую характеристику санитарного  состояния, санитарных потерь и медицинского обслуживания русских войск в Дунайской армии. Недаром «Военно-врачебное дело» многократно и широко цитировалось и до сих пор цитируется в работах, посвященных вопросам военно-полевой хирургии, военно-полевой терапии, военной гигиены. Этот труд Пирогова оказал большое влияние на развитие хирургии и военно-медицинского дела.

      Во  вступлении ко 2-й части Н. И. Пирогов  обобщенно изложил в форме 20 «основных начал» главные положения военно-полевой хирургии. В этих «началах» суммированы его взгляды на важнейшие организационные и лечебные проблемы военной медицины. В этой же 2-й части он дает определение войны как «травматической эпидемии» - положения, подвергавшегося искажениям со стороны авторов, позднее изучавших этот вопрос. Пирогов пишет: «Но, что особенно в моем понятии ставит войну в разряд повальных болезней, это ее неминуемое следствие - развитие зараз настоящих, в общепринятом смысле - эпидемий». Позднее, в год смерти, он еще раз повторяет: «Война с врачебной точки зрения есть ничто иное, как травматическая эпидемия, или правильнее, скоп эпидемий».

Информация о работе Н.И. Пирогов