Педагогическая деятельность Н.К.Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:04, реферат

Описание работы

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), советский политический деятель,
почетный член АН СССР с 1931года. Член Петербургского «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель
наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при
Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Ее перу принадлежат
труды по педагогике, истории КПСС.

Содержание

1. Жизнь и основные этапы педагогической деятельности
Н.К. Крупской.........................3
2. Участие Н.К. Крупской в
создании системы социалистического просвещения...........................6
3. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании...............9
4. Н.К. Крупская о связи школы и семьи.................12
5. Н.К. Крупская о пионерском движении...............15
6. Н.К. Крупская о политехническом и трудовом обучении.........18
7. Н.К. Крупская о советском учителе...............21
8. Н.К. Крупская как историк педагогики...............23
9. Заключение.........................25
10. Список использованной литературы...............26

Работа содержит 1 файл

педагогика реферат.docx

— 123.55 Кб (Скачать)

лет, безусловная  светскость общего и политехнического образования, совместное

обучение, тесная связь обучения с производительным трудом. Вместе с

требованием о  снабжении всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными

пособиями за счет государства эти принципы были включены затем во вторую

программу партии (март 1919 года). В раздел по народному  образованию этой

программы (по сравнению  с проектом Н.К. Крупской в мае 1917 года) вошли

дополнительно следующие  пункты: о создании дошкольных учреждений, об обучении

на родном языке, о широком развитии профессионального  образования после 17

лет в тесной связи  с общими  политехническими знаниями, о демократизации и

реформе высшей школы, стипендиальном обеспечении студентов, о подготовке

работников просвещения, о создании государственной системы  просвещения

взрослых, о доступности  всех сокровищ искусств для народных масс, о

привлечении трудящихся к организации, управлению и контролю в области

народного образования.

Н.К. Крупская решительно и последовательно отстаивала требования программы

партии и выступала против каких бы то ни было попыток пересмотреть их

основные принципы.

«Положение о  единой трудовой школе РСФСР» и опубликованная одновременно с ним

декларации Государственной  комиссии по просвещению «Основные  принципы единой

трудовой школы» имели огромное значение для преобразования всей системы

общеобразовательных школ. Однако потребовалось несколько  лет большой

разъяснительной и организаторской работы, чтобы  провозглашенные в 1918 году

основные принципы социалистической школы были правильно  поняты и приняты всей

массой учительства.

В 1921 году Н.К. Крупская поддержала предложение о создании школ фабрично-

заводского ученичества. В их организации она видела один из реальных путей

осуществления трудовой политехнической школы, сочетания  производительного

труда рабочих-подростков со специальной подготовкой. Она  неизменно выступала

против недооценки значения общего образования в этих школах и сокращения

сроков обучения в них.

Н.К. Крупская изложила в общих чертах схему новых  школьных программ,

впоследствии известных как программы ГУСа.  Она писала в 1922 году: «Единая

школа – это  не значит школа, обстриженная под одну гребенку, не значит школа,

в которой, подобно  школе французской, во всех школах страны в соответствующем

классе пишут в один и тот же час одну и ту же диктовку. «Единая» школа – это

значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. «Единая»

школа – это  школа, в которой нет деления  на «народную» и школу

привилегированную.

Всю систему народного  образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К.

Крупская мыслила  как единую школу. Ее ступени органически  между собой

связаны: детский  сад, школа I ступени, 1-й концентр II ступени  – семилетняя

школа, 2-й концентр II ступени – девятилетняя школа, техникумы, вузы.

Социальное значение дошкольного воспитания в системе  социалистического

просвещения Н.К. Крупская видела в раскрепощении женщин, создании более

благоприятных условий  для их трудовой и общественной деятельности. Она

неоднократно подчеркивала значение дошкольного возраста для физического,

умственного и  нравственного развития ребенка.

Органическая часть  социалистической системы народного  образования – различные

типы детских  домов и специальных школ-интернатов для детей с недостатками в

физическом и  умственном развитии.

Н.К. Крупская считала, что строительство четкой и гибкой системы народного

образования должно опираться на своевременный учет политико-экономических

потребностей страны и научно-технический прогресс. В  организационных

вопросах, как и в других областях педагогики, она отвергала пренебрежение

педагогической  теорией.

Она писала: «На  каждом крупном этапе нашего социалистического  строительства

мы должны внимательно  вглядываться в то, соответствуют  ли формы наших школ и

других просветительных  учреждений, содержание их работы, существующие

мероприятия по народному  образованию установленным основам  нашей системы

народного образования, с одной стороны, возможностям переживаемого  этапа – с

другой». Ее статьи о системе народного образования  проникнуты мыслью, что

советскому человеку нужно обеспечить достаточно высокое  общее и

политехническое образование.

Рассматривая в  то время семилетку как основную базу для других учреждений

народного образования, подготавливающих квалифицированную рабочую силу, Н.К.

Крупская проявляла  заботу и о 2-м концентре школы II ступени. Она внесла

предложения о  дальнейшем развитии его в духе требований нового периода

социалистического строительства. Надежда Константиновна говорила о

необходимости значительного  материального укрепления 2-го концентра  школ II

ступени, который значительно отставал по своей материальной базе от всех

других учебных  заведений, о большом разнообразии профессионализированных школ

и др. Второй концентр II ступени, ФЗУ, профшкола и техникум должны были, по

мнению Надежды  Константиновны, составлять важнейшие  каналы по воспроизводству

рабочей силы для  промышленности и сельского хозяйства, а так же по подготовке

в высшую школу.

При участии Н.К. Крупской была разработана система  образования взрослых – от

ликвидации неграмотности  до рабочих университетов и коммунистических вузов –

и определены основные типы политико-просветительских учреждений.

Так на разных этапах социалистического строительства  в 20-е и 30-е годы Н.К.

Крупская творчески  развивала принципиальные основы новой  системы народного

образования. Требовалась  большая работа, проведение ряда переходных мер,

соответствующих потребностям и возможностям страны в области культуры и

просвещения.

    

Н.К. Крупская о дошкольном воспитании 

В общественном воспитании детей дошкольного возраста Н.К. Крупская видела

социально-политическую и педагогическую задачу, которая  заключалась в

воспитании человека нового, социалистического общества. Дошкольное воспитание

укрепляет рабочую  семью, создает более благоприятные  условия для воспитания

детей.

Н.К. Крупская не только теоретик, но и организатор дошкольного  воспитания.

В брошюре «Женщина-работница», написанной в Шушенском в 1899 году, Н.К.

Крупская не ограничивается освещением бесправного положения  работницы при

самодержавии и капитализме. Крупская выдвигает требование организовать

общественное воспитание детей.

В статье «Пролетарские  дети» Надежда Константиновна анализирует  материалы,

опубликованные в брошюре Московского педагогического кружка «Умственное

развитие детей, поступающих в московские школы». Эти материалы характеризуют

тяжелое положение  детей дошкольного возраста в  рабочей семье: безнадзорность,

перегрузка домашним трудом, ограниченный круг представлений  и, как результат

этого, полная неподготовленность детей к школе.

Крупская призывает  учителей: «Нужно, прежде всего, самим  внимательнее

относиться к  детям, к их духовным потребностям. Нужно, наконец, добиваться от

города учреждения целой сети хороших детских садов, где бы дети, начиная с

трех- четырех лет, могли бы играть и, играючи, учиться, знакомиться с

природой, с широким  божьим миром. ведь дети – это наше будущее! Они должны

быть хорошо вооружены  для борьбы за наши идеалы».

Полемизируя с  Эллен Кэй, автором книги «Век ребенка», в статье «Семья и

школа», вышедшую в 1913 году, Н.К. Крупская показала несостоятельность

противопоставления  семейного воспитания общественному. В самом

противопоставлении  современных детских садов с  их недостатками буржуазному

идеалу семьи  будущего Надежда Константиновна видела методологическую ошибку

Эллен Кэй, искажение перспективы развития общества и семьи. Только в

определенных социальных условиях воспитание в коллективе создает предпосылки

для всестороннего  развития личности ребенка.

В годы эмиграции  Н.К. Крупская уделяла много внимания вопросам дошкольного

воспитания: изучала  работы Фребеля и Монтессори, знакомилась с постановкой

воспитания в  детских садах Швейцарии и  материнских школах Франции, следила  за

американской литературой  о дошкольном воспитании.

В книге «Народное  образование и демократия» Н.К. Крупская изложила также и

опыт Роберта Оуэна, создавшего в 1816 году первое учреждение типа ясли -

детский сад.

В мае 1917 года издается статья Н.К. Крупской «Школьная муниципальная

программа». Первая часть ее посвящается дошкольному  воспитанию. В ней

Крупская писала, что война втянула в промышленную жизнь широкие слои женщин.

Матери вынуждены  были, уходя на работу, оставлять  своих детей без всякого

присмотра. «Поэтому городское самоуправление должно озаботиться  устройством

возможно большего числа бесплатных яслей и материнских  школ для детей

дошкольного возраста». Воспитание детей в них должно быть поставлено

«научным, наилучшим  образом».

Будучи членом управы Выборгского района Петрограда, Н.К. Крупская руководит

организацией детских  садов и детских площадок в  районе.

Н.К. Крупская призывает  расширять сеть дошкольных учреждений наиболее

экономичным путем. Наряду с детскими садами нормального  типа устраивались

детские сады-примитивы, без больших затрат на оборудование. Однако уровень

воспитательной  работы в них, подчеркивает она, снизать  нельзя. Неустанно

изыскиваются способы  наибольшего охвата детей дошкольного  возраста. Там, где

нет возможности  организовывать детский сад, используются различные формы

массовой работы с детьми: детские площадки на скверах, детские комнаты при

клубах, домоуправлениях, объединение детей в группах  для пребывания на

воздухе хотя бы 2 – 3 часа под руководством квалифицированного воспитателя.

Дошкольные работники  должны уметь вовлекать массы  в дошкольную работу,

Информация о работе Педагогическая деятельность Н.К.Крупской