Педагогическая деятельность Н.К.Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:04, реферат

Описание работы

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), советский политический деятель,
почетный член АН СССР с 1931года. Член Петербургского «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель
наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при
Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Ее перу принадлежат
труды по педагогике, истории КПСС.

Содержание

1. Жизнь и основные этапы педагогической деятельности
Н.К. Крупской.........................3
2. Участие Н.К. Крупской в
создании системы социалистического просвещения...........................6
3. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании...............9
4. Н.К. Крупская о связи школы и семьи.................12
5. Н.К. Крупская о пионерском движении...............15
6. Н.К. Крупская о политехническом и трудовом обучении.........18
7. Н.К. Крупская о советском учителе...............21
8. Н.К. Крупская как историк педагогики...............23
9. Заключение.........................25
10. Список использованной литературы...............26

Работа содержит 1 файл

педагогика реферат.docx

— 123.55 Кб (Скачать)

людей для нового общества. Поэтому очень важно  преподавателю любить свой

предмет, уметь  увлечь, заинтересовать им детей, органически  связать знания с

важнейшими задачами хозяйственного строительства, научить  видеть жизнь и

понимать, как надо эту жизнь организовывать.

Школе необходим  педагог-воспитатель, который умеет  внимательно относиться к

переживаниям детей, уважать их личность и деятельность, формировать их

убеждения. Педагог-воспитатель  должен создать в школе такую  атмосферу, чтобы

она заглушала  эгоистические инстинкты детей  и способствовала бы развитию из

них общественников. Надо вырастить из детей активных, волевых,

дисциплинированных  людей, способных честно относиться к своим обязанностям, к

своему долгу. Учитель  должен уметь распознать в каждом ребенке все его

способности и  помочь их развитию.

Сила воспитательного  влияния учителя – в его  педагогическом такте, в

продуманном и  гуманном отношении к поступкам учеников. Доверие учителя к

школьникам укрепляет  у них чувство собственного достоинства, веру в свои

силы, способствует развитию их лучших качеств. Н.К. Крупская ценила умение

учителя создать  и укрепить детский коллектив.

В воспитании у  молодого поколения высоких моральных  принципов огромное

значение имеет  личность самого учителя, его моральный  облик и личный пример.

Педагог для детей  – источник целого ряда глубоких переживаний.

От учителя, по словам Н.К. Крупской, требуются не бесконечные  нравоучения и

сентенции, не рассказы о добродетельных мальчиках и  девочках, о «примерных»

пионерах, а умение помочь детям наладить дружную работу и игру, внимание к

детским взглядам и переживаниям, уважение к их мнению и взглядам и

повседневный хороший  пример. Важно не опекать их излишне  и в то же время не

потворствовать  им. Учителю необходимо много знать  и уметь, чтобы оправдать

это звание. Для  этого нужно идти в ногу с жизнью и любить детей.

Таким образом, подлинный  авторитет педагога создается лишь тогда, когда

учащиеся убеждены, что он настоящий человек, доказавший это всей своей

деятельностью как  в школе, так и вне ее.

Н.К. Крупская как  историк педагогики

Н.К. Крупская подходила  к изучению классического педагогического  наследия

прошлого критически. В своей книге «Народное образование  и демократия» она

впервые в педагогической литературе осветила историю идей трудового

воспитания. Большой  интерес имеют отдельные главы  этого труда, посвященные

Руссо, Песталоцци, Оуэну.

Надежда Константиновна высоко ставила педагогическое наследство русской

классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои

знания изучением  произведений К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. В то время,

когда замечательное  педагогическое наследие великого русского педагога К.Д.

Ушинского не находило должной оценки, она указывала, что  «.знакомство с его

произведениями, такими простыми, ясными, анализ их – дадут  педагогу

возможность ориентироваться  в том, что нам надо взять у  Ушинского, дадут

возможность сознательно  отнестись и к различным течениям в современной

педагогике».

Высоко оценивала  Н.К. Крупская и педагогическое мастерство Л.Н. Толстого.

«.Для всякого  педагога, каких бы взглядов он ни придерживался, - писала она,

- педагогические  статьи Толстого являются неисчерпаемой  сокровищницей мыслей

и духовного наслаждения». Критически воспринимая педагогические мысли

Ушинского и Толстого, мы сможем найти в них много ценного, говорила она, и

для строительства  советской школы.

Надежда Константиновна глубоко критически подходила к  произведениям

Монтессори и Фребеля. Она писала, что фребелевские и монтессориевские детские

сады пропитаны  духом буржуазной морали и способствуют воспитанию только

приверженцев капиталистического строя.

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших

реакционную сущность германской педагогики. Еще в своей  классической работе

1915 года под  названием «Народное образование  и демократия» Надежда

Константиновна  установила, что считавшийся «прогрессивным» известный немецкий

педагог Кершенштейнер «.не внушает» правительству Баварии – «.опасений, он

далек от всякого демократизма. Он преклоняется перед буржуазным государством,

блюдет прежде всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую

деятельность». В другой своей статье, опубликованной в 1917 году, («Дорога к

таланту») она подчеркнула, что в современной Германии «.приходят

Кершенштейнеры, Ферстеры и Наторпы, овладевают душой ребенка и прочно

закладывают в  нем преклонение перед существующим немецким государством.».

«Германская школа, - писала далее Надежда Константиновна, - является основой

для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая

работа детей  направлена в военное русло».

Надежда Константиновна, противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики

прошлого целям  педагогики империалистической Германии, указывает, что

начальная школа  в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого,

ее цели совершенно иные: «воспитание солдата без  мысли». «Ученик лишь

средство для  достижения государственных целей, ради этих целей

воспитываются в  нем известные взгляды».

Н.К. Крупская правильно  дала прогноз дальнейшего развития реакции в области

педагогики в  Германии – еще большее пренебрежение  к правам ребенка и

человека, еще большее  превращение школы в орудие реакции.

Рассматривая критически современную ей школу США, Н.К. Крупская

противопоставила  реакционным педагогическим «теориям»  американского

империализма прогрессивные  взгляды американского буржуазно-демократического

педагога середины XIX века – Хореса Мана, боровшегося за общедоступную

школу, общую для  негров и для белых.

Таким образом, рассматривая определенные исторические примеры, Надежда

Константиновна  призывала положить в основу изучения истории педагогики метод

конкретного исторического  анализа, а не заранее продуманные  схемы, в которые

втискивались те или иные исторические факты и  события. Н.К. Крупская называет

эти замечательные  мысли, имеющие огромное значение для  дальнейшей разработки

истории педагогики как науки, лишь беглым материалом. Однако не требуется

особых доказательств  в отношении ценности этих «беглых  материалов».

Высказывания Н.К. Крупской по различным проблемам  истории педагогики

продолжают изучаться  и имеют большое значение и  в наше время.

Заключение

Изучая педагогическое наследие Надежды Константиновны Крупской, мы видим, что

оно имеет особый характер, представляя собой как  бы летопись одного из

великих дел социалистической революции 1917 года – строительства  новой

советской школы. Причем летопись, написанную участником, активно относящимся

к развертывающейся перед его глазами исторической борьбе за новую советскую

трудовую школу. Она решала эти вопросы не в  абстрактных сферах, не в отрыве

от практики, а  непосредственно, принимая участие  в строительстве советской

школы. Именно в  этом и есть великое значение трудов Н.К. Крупской.

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Н. К. Крупская о целях и задачах воспитания строителей социализма 
 
На протяжении всей своей общественно-педагогической деятельности Н. К. Крупская возвращалась к вопросу о целях и задачах воспитания и школы. Уже в первые послеоктябрьские годы она выступила против трактовки сущности воспитания буржуазными педагогами. Она говорила об обусловленности воспитания общественными отношениями, о коренном различии тех целей, которые выдвигает перед школой буржуазия и пролетариат. Горячо отстаивая ленинский принцип связи школы с политикой, она убедительно доказывала, что новая школа должна удовлетворять потребности нарождающегося социалистического государства, быть тесно связанной с советской действительностью, со строительством новой жизни. 
 
Н. К. Крупская считала, что педагогу, чтобы он мог правильно организовать воспитательный процесс, необходимо знать, как развивается ребенок. Она критиковала тех, кто пытался полностью отрицать роль наследственных данных в развитии человека и в то же время решительно боролась против лженаучных положений педологов, считавших наследственность главным фактором развития и полагавших, что она представляет собой “нечто роковое”. Н. К. Крупская осуждала педологов и за то, что они бездушно, формально относились к детям, не располагая научными данными, делили их на способных и неспособных, не думали, как помочь их развитию, их воспитанию... 
 
В формировании личности ребенка Надежда Константиновна как педагог-марксист отводила большую роль социальной среде, считала очень важным активное участие детей в доступных для них формах в социалистическом строительстве. Подчеркивая ведущую роль воспитания в развитии личности ребенка, Н. К. Крупская считала, что оно должно иметь целенаправленный и последовательный характер. “Воспитывать,— писала она,— значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека. Н. К. Крупская справедливо утверждала, что в наших социалистических условиях общественная среда и воспитание действуют в одном направлении. В школе, тесно связанной с жизнью, она видела “главное орудие воспитания”. 
 
Воспитание коммунистической морали 
 
В своих высказываниях по вопросам коммунистической морали Надежда. Константиновна руководствовалась ленинскими указаниями о том, что в основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение строительства коммунизма; весь процесс нравственного воспитания подрастающего поколения она неразрывно связывала с политикой партии, с актуальными задачами, стоящими перед Советским государством. 
 
Основой воспитания детей в духе коммунистической нравственности Н. К. Крупская считала развитие у них с самого раннего возраста коллективизма. “Наша воспитательная работа,— неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская,— должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка. В детском коллективе Н. К. Крупская справедливо видела необходимое условие для развития всех способностей, присущих каждому ребенку. Она первая из советских педагогов вскрыла решающую роль детского коллектива в коммунистическом воспитании и разработала методику его организации. 
 
Действенным средством воспитания коллективистов-общественников, умеющих “жить и работать сообща”, Надежда Константиновна считала участие детей и подростков в общественно полезной работе. Она указывала, что в процессе этой работы у них развиваются интересы и мотивы общественного характера, растет политическая активность, вырабатывается сознательное, коммунистическое отношение к труду. Но общественно полезная работа детей может стать эффективным средством коммунистического воспитания только в том случае, учила Н. К. Крупская, если будет хорошо организована, т. е. будет посильной для ребенка, соответствовать его знаниям и умениям, пробуждать у него интерес и инициативу. 
 
Нравственное воспитание, по справедливому утверждению Н. К. Крупской, должно состоять в выработке у детей и подростков нравственного сознания в тесном единстве с поведением, соответствующим высоким нормам коммунистической морали. 
 
Большое значение в деле формирования у подрастающего поколения положительных нравственных качеств она придавала примеру, в частности примеру жизни и деятельности революционеров-коммунистов. Н. К. Крупская показала, как следует знакомить детей в доступной для них форме с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, учить их выполнять его заветы и служить делу строительства коммунизма. 
 
Трудовое воспитание и политехническое образование 
 
Формирование нового человека социалистического общества Н. К. Крупская не мыслила себе без воспитания у него коммунистического отношения к труду. Она указывала, что участие школьников в совместном труде вырабатывает у них сознательное отношение к работе, дисциплинированность, коллективизм и другие ценные нравственные качества. Очень важно, подчеркивала Н. К. Крупская, чтобы в процессе труда школьники имели возможность обогатиться новыми знаниями или применить ранее ими приобретенные. Большое значение Надежда Константиновна придавала тому, чтобы труд детей имел определенную общественную ценность, а не сводился к упражнениям в “трудовом чистописании”. Школьникам должна быть ясна цель выполняемых ими трудовых заданий и полезность их результатов; только в этом случае труд возбудит у них интерес. 
 
Трудовое воспитание учащихся в различных его формах Н. К. Крупская тесно связывала с политехническим образованием, которому она посвятила более ста своих работ. В них она пропагандировала учение Маркса — Энгельса — Ленина о политехническом образовании как одном из условий успешного строительства социалистического общества и факторе всестороннего развития человека. Основную задачу политехнического образования Надежда Константиновна видела в том, чтобы учащиеся овладели научно-техническими основами современного производства, его технологией. Большое значение она придавала также ознакомлению их с вопросами организации труда и планирования производства. 
 
Н. К. Крупская дала конкретные методические указания об осуществлении в советской школе политехнического обучения на основе общего образования и обязательной связи труда с преподаванием других учебных предметов. Политехнизм, в ее понимании, не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитать собой все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с практической деятельностью, особенно с обучением труду. Только такая увязка может преподаванию труда придать политехнический характер. 
 
Непременным условием осуществления политехнизма Н. К. Крупская считала включение учащихся в трудовую деятельность. Политехническое образование без участия школьников в производительном труде представляет собой, по словам Надежды Константиновны, “политехнизм мертвый”; “политехнизм живой” должен быть связан с производством, с общественно полезной работой. 
 
На протяжении долгих лет Н. К. Крупская последовательно боролась за трудовую политехническую школу. Она решительно критиковала возражавших против соединения обучения с производительным трудом и утверждавших, что политехнизм приведет к снижению уровня общего образования. 
 
О теории и методике пионерского движения 
 
Н. К. Крупская принимала деятельное участие в создании пионерской организации и с первых дней ее существования оказывала ей большую помощь, заботясь о ее укреплении и дальнейшем развитии. В многочисленных статьях и выступлениях, посвященных детскому коммунистическому движению. Надежда Константиновна раскрыла и теоретически обосновала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами. 
 
Она подчеркивала, что правильно организованное участие пионеров в разнообразной общественно полезной практической деятельности предполагает развитие их инициативы и самодеятельности, способствует углублению их знаний, повышению интереса к школьным занятиям, формированию коммунистической нравственности, а также их физическому и эстетическому развитию. Глубоко веря в силы и возможности самих детей. Надежда Константиновна настойчиво рекомендовала взрослым руководить пионерской организацией умно и тактично, не допуская мелочной опеки. Пионерская работа, говорила Крупская, должна быть всегда идейно направленной, разнообразной по содержанию, яркой, красочной, увлекательной по форме. Она призывала бороться со скучными, шаблонными приемами, имеющими порой место в деятельности пионерской организации. 
 
Н. К. Крупская учила, как сделать, чтобы пионерские сборы были всегда интересными, отличались друг от друга и привлекали детей. Она предлагала почаще приглашать на них старых большевиков, рабочих, комсомольцев, которые бы могли рассказать пионерам о борьбе за Советскую власть, о гражданской войне, о В. И. Ленине, о строительстве социализма в нашей стране. 
 
Решающую роль в обеспечении успешной работы пионерской организации Н. К. Крупская отводила вожатому. Она дала ряд ценных указаний о том, какими качествами он должен обладать, о его подготовке, о необходимости контакта в работе с учителем. Эти указания не утратили своей актуальности и до настоящего времени. 
 
Н. К. Крупская о дошкольном воспитании 
 
Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке марксистской теории дошкольного воспитания и в организации дошкольного дела в нашей стране. Вопросам дошкольного воспитания она посвятила много статей, была активной участницей всех съездов и совещании но дошкольному воспитанию, принимала самое непосредственное участие в разработке директивных документов: Устава, детского сада, программы детского сада, кого рая по ее инициативе была озаглавлена “Руководство для воспитателя детского сада”. 
 
В дошкольных учреждениях, которые после Великой Октябрьской революции стали создаваться в нашей стране, Н. К. Крупская видела необходимое начальное звено всей системы коммунистического воспитания подрастающего поколения. Широкое развитие сети дошкольных учреждении она рассматривала как важное политическое дело, так как это даст возможность женщине участвовать в производственной и общественной жизни, а также обеспечивать детям с раннего возраста коммунистическое вое питание. При этом Н. К. Крупская считала необходимым при влечь к организации дошкольных учреждении широкие массы населения. Там, где нет возможности организовать детский сад. она предлагала использовать другие формы работы с детьми: летние оздоровительные площадки, детские комнаты при клубах и домоуправлениях и т. д. 
 
Много внимания уделяла Надежда Константиновна развитию дошкольных учреждении в национальных республиках Она подчеркивала, что здесь детский сад поможет уничтожить остатки национальной вражды, религиозные предрассудки и унаследованные от прошлого обычаи, закрепощавшие женщину. 
 
Пропагандируя в течение всей своей жизни идею общественного дошкольного воспитания, Н. К. Крупская в то же время всегда подчеркивала, что детские сады должны работать в тесном контакте с семьей. Она решительно возражала против выдвину того в 20-е годы проекта организации социалистического города, в котором дети с самого рождения будут изолированы от родителей и помещены в специальные “дома ребенка”. В матери Надежда Константиновна видела “естественную воспитательницу ребенка”, которая оказывает большое влияние на своих детей, в особенности на малышей. Она призывала работников дошкольных учреждений систематически вести среди родителей педагогическую пропаганду, в простой и доходчивой (форме разъяснять им, как следует воспитывать своих детей в коммунистическом духе. “Можно,— писала Н. К. Крупская,— воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из псе мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурно-стремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях: можно воспитать из девчурки коллективистку, активную устроительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку. Надежда Константиновна считала необходимым создание библиотеки для родителей, чтение для них по радио лекции на педагогические темы. 
 
В статьях и выступлениях Н. К. Крупской по вопросам дошкольного воспитания имеется много ценных указаний о задачах коммунистического воспитания дошкольников, о содержании и методах работы советского детского сада. Еще в период эмиграции Надежда Константиновна изучала труды Фребеля и Монтессори и дала марксистскую критику этих буржуазных систем дошкольного воспитания; она била также противницей теории “свободного воспитания”. В 1913 г. Н. К. Крупская активно выступила против идей Эллен Кей, автора книги “Век ребенка”, где восхвалялось семейное воспитание и порицались детские сады, которые якобы развивают у детей “стадность”, нивелируют их индивидуальность. Доказывая преимущества общественного воспитания перед домашним, Н. К. Крупская в то же время отмечала серьезные недостатки детских садов в капиталистических странах. Вскрывая классовый характер этих дошкольных учреждений. она писала, что в “народных детских садах, предназначенных для детей трудящихся, их воспитывали с раннего детства в. духе послушания, терпения, религиозности, угождения начальству. 
 
Надежда Константиновна подчеркивала коренное различие целей, стоящих перед детскими садами у нас и в буржуазных странах и считала, что главная цель советских детских садов, так же как и советской школы,— всестороннее развитие детей достижения этой цели воспитатели детского сада должны любить свою работу с учетом интересов и возрастных особенно дошкольников. “Дело в том,— писала Н. К. Крупская,— бы хорошо знать ребят, ...знать круг их представлений, навыков, надо знать и понимать, ребят”. 
 
Говоря об особенностях детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская отмечала такие присущие им черты, как впечатлителность, эмоциональность, подражательность, интерес к повторению. 
 
В работах Надежды Константиновны раскрыты составные части системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, которая обеспечивает их всестороннее развитие. 
 
Важную роль Н. К. Крупская отводила физическому воспитанию дошкольников, в котором она видела необходимое условие воспитания здорового поколения. “Первые годы детства,— говорила она,— кладут печать на всю остальную жизнь в смысле здоровья, и поэтому тут чрезвычайно важна борьба за здоровье... В целях укрепления здоровья детей и обеспечения их нормального физического развития Надежда Константиновна считала необходимым, чтобы в детских садах было организовано правильное питание детей, строго соблюдались правила санитарии и гигиены, научно разработанный режим дня. Большое значение она придавала длительному пребыванию детей на свежем воздухе, подвижным играм и прогулкам, чистой и удобной детской одежде, пригодной для дошкольников мебели, обеспечению в детских садах постоянного врачебного надзора. Она нацеливала воспитателей на то, “чтобы каждый детский сад, каждое дошкольное учреждение превратилось в очаг пропаганды среди родителей основ гигиены и санитарии. 
 
Особенно серьезной задачей детского сада Надежда Константиновна считала правильное осуществление в нем нравственного воспитания детей. Надо “уметь воспитывать из них с самых ранних лет общественников, развивать в них чувство товарищества, дружбы, между мальчиками и девочками, дружбу между ребятами разных национальностей, воспитывать у них крепкую волю, интерес к окружающей жизни, к труду и учебе”, говорила она на совещании дошкольных работников в 1938 г. 
 
Н. К. Крупская усматривала основу нравственного воспитания в развитии у детей духа коллективизма. Она полагала, что коллективные переживания детей, возникающие в процессе их совместной деятельности, оставляют след на всю жизнь. Эти коллективные переживания должны ассоциироваться у детей с рядом радостных эмоций. Поэтому очень важно, чтобы их совместная жизнь в детском саду была как можно полнее, радостнее и ярче. Большую роль в сплочении детского коллектива Н. К. Крупская придавала совместному пению песен, играм, а также коллективному труду ребят. 
 
Она писала о той радости, которую приносят дошкольникам детские праздники, но в то же время предостерегала от опасности превращения жизни детей в непрерывный ряд празднеств, спектаклей, выступлений, что может отрицательно сказаться на их нервной системе. Надежда Константиновна неоднократно подчеркивала, что воспитание в коллективе не приводит к обезличиванию детей; оно, напротив, содействует расцвету личности, так как каждый ребенок, участвуя в общем деле, получает возможность развить присущие ему способности. 
 
Много внимания Н. К. Крупская уделяла правильной постановке интернационального воспитания в детском саду. Она считала необходимым, чтобы дети разных национальностей сплачивались в дружный коллектив; чтобы в доступной им форме их знакомили с жизнью, бытом, культурой народов СССР. 
 
В целях коммунистического воспитания Надежда Константиновна считала необходимым давать детям правильное представление о жизни нашей Родины, о дружбе народов, о В. И. Ленине. При этом она предостерегала от вульгаризации образа Ленина, выступала против того, чтобы в детском саду он изображался как добрый дедушка, благословляющий детей, а в школе как образцовый ученик, который всегда получал хорошие отметки. Н. К. Крупская предлагала, ориентируясь на возраст детей, давать им соответствующее действительности представление о В. И. Ленине как о вожде трудящихся, борце за справедливость, революционере. 
 
Одной из важнейших сторон коммунистического воспитания дошкольников Н. К. Крупская считала их умственное воспитание. Она говорила о необходимости расширять их кругозор в области познания природы и общественной жизни. 
 
Большое место в умственном воспитании дошкольников Н. К. Крупская отводила художественной литературе. Она полагала, что темы для рассказывания и чтения детям должны быть увязаны с их жизненным опытом и интересами, а само изложение — конкретным и образным. 
 
Важнейшим средством всестороннего развития ребенка Н. К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что для дошкольника она является способом познания окружающего. Играя, он уточняет свои представления о предметах и явлениях, изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Положительное влияние оказывают игры и на нравственное развитие детей: они способствуют выработке у них чувства коллективизма, организационных навыков, дисциплинированности, самообладания. Важная роль принадлежит игре и в области физического воспитания ребенка,, так как она содействует развитию у него ловкости, меткости глаза, общему укреплению его организма. 
 
Н. К. Крупская считала, что воспитатель должен умело руководить играми детей, не стесняя их инициативу и не навязывая им свои игры. Много внимания она уделяла и детской игрушке. Надежда Константиновна разработала подробные указания о том, какие игрушки следует давать детям младшего и старшего дошкольного возраста, с тем чтобы они соответствовали их интересам и стимулировали их самодеятельность. Придавая большое значение художественному оформлению игрушки, она в то же время подчеркивала, что маленьким детям нужна игрушка массовая, дешевая, общедоступная; они должны играть с нею, не боясь ее сломать. Дорогим игрушкам она предпочитала игрушки самодельные, в которые вложен труд самих детей, их творческий замысел. 
 
Большое педагогическое значение Н. К. Крупская придавала трудовому воспитанию дошкольников. Подчеркивая, что стране социализма барчата не требуются, она предлагала начинять приучать детей к посильному для них труду с ранних лет. При этом она отмечала особенности труда дошкольников, у которых он смыкается с игрой. “Целевые установки,— писала она,— для дошколят не имеют ещё значения: начнет лепить из глины кошку, а вылепит человека... Надежда Константиновна считала необходимым руководить трудом маленьких детей, развивать у них умение сосредоточиться, доводить начатое дело до конца. 
 
Она определила те трудовые навыки, которыми должны овладеть дети еще в дошкольном возрасте. Это — умение одеваться, умываться, прибирать за собой, владеть карандашом, ножницами, такими простейшими орудиями труда, как лопатка, грабли, молоток. В семье детей следует привлекать к доступным им видам бытового труда. 
 
Н. К. Крупская считала, что развитию необходимых дошкольникам трудовых навыков способствуют игрушки, пособия и наблюдения за трудом взрослых, с которым она предлагала их широко знакомить. В целях коммунистического воспитания, утверждала она, надо дать ребятам, учитывая круг их знаний и представлений, ряд доступных им по форме и содержанию рассказов о жизни пашей Родины, о работе фабрик и заводов, колхозов. 
 
Н. К. Крупская считала естественным интерес дошкольников к технике, полагала, что детский сад должен будить у них этот интерес, делать его более разнообразным.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Заключение 

      Изучая педагогическое наследие  Надежды  Константиновны  Крупской,  мы

видим, что оно  имеет особый характер,  представляя  собой  как  бы  летопись

одного из великих  дел социалистической революции 1917 года  –  строительства

новой советской  школы.  Причем  летопись,  написанную  участником,  активно

относящимся к развертывающейся перед его глазами исторической  борьбе  за

новую советскую  трудовую школу. Она решала  эти  вопросы  не  в  абстрактных

сферах, не в отрыве от  практики,  а  непосредственно,  принимая  участие  в

строительстве советской школы. Именно в этом и есть великое значение  трудов

Н.К. Крупской. 

Н. К. Крупская о воспитании коммунистической морали.

Надежда Константиновна много занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Для советской  школы и педагогики, говорила она, ведущим является воспитание у советских  детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и  высоких моральных качеств.

Для того чтобы  правильно разрешить вопрос, каково должно быть коммунистическое воспитание, надо прежде всего, по словам Н. К. Крупской, дать себе отчет в том, что за человек  должен быть коммунист, что он должен знать, к чему стремиться, как поступать. Во главу угла должно быть поставлено воспитание у наших детей коммунистической морали, горячей любви к Родине, умения бороться за торжество коммунизма. Мы обязаны так воспитать учащегося, чтобы он научился понимать, «в каком  направлении идет перестройка всего  общественного строя».

В ряде своих  произведений Крупская подробно останавливалась  на воспитании коммунистического отношения  к общественной собственности, к  труду. Большой интерес в этом отношении представляет письмо Надежды  Константиновны пионерам "«Мое»  и «наше»" (1932).

Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач  советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа, пионерская организация и  комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей, которая дает им возможность  сознавать себя частью целого, частью коллектива. Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и  чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством  более тесного сближения с  коллективом, для того чтобы расти  вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и  полноценной жизни.

Информация о работе Педагогическая деятельность Н.К.Крупской