Педагогическая деятельность Н.К.Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:04, реферат

Описание работы

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), советский политический деятель,
почетный член АН СССР с 1931года. Член Петербургского «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель
наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при
Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Ее перу принадлежат
труды по педагогике, истории КПСС.

Содержание

1. Жизнь и основные этапы педагогической деятельности
Н.К. Крупской.........................3
2. Участие Н.К. Крупской в
создании системы социалистического просвещения...........................6
3. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании...............9
4. Н.К. Крупская о связи школы и семьи.................12
5. Н.К. Крупская о пионерском движении...............15
6. Н.К. Крупская о политехническом и трудовом обучении.........18
7. Н.К. Крупская о советском учителе...............21
8. Н.К. Крупская как историк педагогики...............23
9. Заключение.........................25
10. Список использованной литературы...............26

Работа содержит 1 файл

педагогика реферат.docx

— 123.55 Кб (Скачать)

большое социальное значение в воспитании  и формировании подрастающих

поколений.

Н.К. Крупская о  пионерском движении

Возникновение пионерского  движения и история его первых двух десятилетий

теснейшим образом  связано с именем Н.К. Крупской.

«В январе 1922 года, - вспоминала впоследствии Надежда  Константиновна, - я

написала письмо комсомолу, что он должен взять под  свою заботу, поставить под

свое влияние  наших ребят-подростков, помочь им организоваться, растить из них

себе хорошую, крепкую  смену».

Чтобы создать  детскую коммунистическую организацию, надо было разобраться в

сущности русского скаутизма, возникшего накануне первой мировой войны.

Руководители его  претендовали на то, чтобы в советских  условиях возглавить

детское движение.

В 1921 году в Наркомпросе внимательно изучают бойскаутизм. 24 ноября

состоялся доклад Н.К. Крупской о бойскаутизме. Она показала, что идейное

содержание бойскаутизма находится в противоречии с содержанием работы РКСМ.

Возможно, использовать лишь некоторые методы бойскаутизма: учет возрастных

особенностей, развитие наблюдательности и приучение к  активным действиям и

самодеятельности.

С 17 ноября Н.К. Крупская – член Центрального бюро детских  коммунистических

организаций при  ЦК ВЛКСМ, призванного руководить детским  коммунистическим

движением. Ни одно совещание и ни одна конференция  по пионерской работе не

проходили без  ее участия. Она разработала тезисы о пионерском движении,

выступала с докладом на различных партийных совещаниях по пионерскому

движении. При ее непосредственном участии были разработаны в 1924 – 1932

годах основные документы партии о пионерской организации. Ее выступления в

партийной печати, обращения к трудящимся содействовали  привлечению

общественных организаций  к созданию пионерских клубов.

Н.К. Крупская хорошо знала интересы и заботы пионеров, живо и горячо

откликалась на их нужды. Частые встречи и беседы, обширная переписка – этот

постоянный контакт  с детьми помогал Н.К. Крупской направлять деятельность

пионеров.

Непосредственное  участие в руководстве пионерской организацией Н.К. Крупская

сочетала с разработкой  теории детского коммунистического  движения и методики

воспитательной  работы пионерской организации. «Пионерское  движение имеет

громадное значение, - писала Надежда Константиновна. –  Оно захватывает ребят

в том возрасте, когда только еще складывается человек, развивает общественные

инстинкты детей, помогает выработке у них общественных навыков, выработке

общественного сознания. Оно ставит перед ребятами великую  цель – ту цель,

которая выдвинута переживаемой эпохой, за которую борется рабочий класс всего

мира. Цель эта - освобождение трудящихся, организация нового строя, где бы ни

было разделения на классы, не было бы никакого угнетения, эксплуатации и все

люди жили бы полной, счастливой жизнью. Эта цель такова, что может ярким

светом осветить жизнь подрастающего поколения, наполнить ее глубоким

содержанием, необычайно богатыми переживаниями».

Дети и подростки  вслед за взрослыми стремятся  самостоятельно, по собственной

инициативе, участвовать  в улучшении окружающей жизни. Эти  стремления детей

поддерживает и  укрепляет школа, а также литература и искусство,

воздействующее с большей силой на чувства детей и подростков. Нужно идти на

встречу этому  движению, создав не организацию для  детей, а организацию самих

детей с присущими  такой организации живыми и яркими формами работы. «.вся

суть дела в  том, чтобы это была самостоятельная  организация, что без этого

дети будут подчиняться  только воле учителя, а им надо научиться  подчиняться

воле коллектива». В этих коллективах может быть в полном объеме проявиться

самостоятельность, самодеятельность детей под руководством взрослых.  В этой

организации нельзя воспитывать ни мелочной опекой, ни командованием. Детское

коммунистическое  движение нуждается в руководстве  взрослых и не может

существовать без  него. Такое руководство обеспечивает комсомолец-вожатый,

всемерную помощь которому призван оказывать учитель.

Пионерская организация  способствует разумному использованию  свободного

времени учащихся и тем самым помогает в борьбе с безнадзорности детей и

повышает эффективность  работы школы.

У новой, советской  школы и у пионерского движения одна и та же цель, и между

ними необходим  постоянный контакт. Вместе с тем  школа и пионерская

организация не повторяют, не копируют, а взаимно дополняют  друг друга. Дороги

советской школы  и детдвижения идут разными путями в одном направлении. Школа

вооружает ребят  знаниями основ наук. Отряды юных пионеров организуют

общественную работу, применяя полученные в школе знания и умения на практике.

Все ценные качества детского коллектива складываются в  процессе деятельности,

в практических пионерских делах. Поэтому Н.К. Крупская особое внимание

уделяет разработке содержания и методики деятельности юных пионеров.

Пионерские дела рассматриваются Надеждой Константиновной  с точки зрения их

воспитательных  целей. Пионеры в процессе практической деятельности должны

учиться коллективно жить, трудиться и играть, развиваться умственно,

физически, нравственно  и эстетически.

Пионерская организация  должна помочь расширению кругозора  пионеров,

обогащению их новыми полезными знаниями, умениями и навыками, углублению их

интереса к школьным занятиям. «.Знания нужны в жизни, как винтовка в бою», -

писала Крупская. Пробуждая у детей и подростков новые интересы, увлекая их

романтикой труда  на общую пользу, организуя различного рода игры, пионерская

организация воспитывает  из них общественников активистов, коллективистов,

организаторов, развивает  навыки самостоятельности и инициативы. В этой

разнообразной практической деятельности нужно вырабатывать у  пионеров не

внешнюю, а настоящую  нравственность, определяющую их правильное поведение в

любых условиях и  обстоятельствах.

Отдавая должное  внешним атрибутам, которые так  импонируют детям, нельзя

забывать, что самое важное – воспитать у пионеров сознательную, добровольную,

внутреннюю дисциплину и самодисциплину.

Очень важно, считала  Н.К. Крупская, чтобы пионеры были зачинателями новых

полезных дел. Видя реальные результаты своего труда, пионеры  начинают

чувствовать себя активными участниками общественной жизни. Труд приучает их к

взаимопомощи, ставит новые вопросы, пробуждает новые  интересы, вырабатывает

организаторские навыки. В этом труде все пионеры  поочередно должны быть и

исполнителями, и  организаторами. Таким образом, общественно  полезный труд

играет огромную роль в идейном воспитании пионеров.

Своеобразие заботы пионерской организации о здоровье и физическом развитии

детей заключается  в развертывании детской самодеятельности в этом направлении

(подвижные игры, спортивные состязания и т.д.). Вся методика пионерской

работы должна быть рассчитана, прежде всего, на развитие общественной

самодеятельности  ребят.

Участие пионеров в коллективном общественно полезном труде удобнее всего

организовывать  в маленьком коллективе – звене. По мере приобретения навыков

коллективной работы надо организовывать общую работу более  крупных

коллективов.

Важно воспитывать  у пионеров чувство ответственности  за порученное дело и за

свои поступки. Нужно, чтобы каждый из них высоко ценил звание пионера.

Чувство ответственности  формируется в результате растущего  понимания

общественного долга. Оно побуждает к общественной активности. Способность к

героическому воспитывается в будничной работе и предполагает очень глубокое

осознание общественных интересов. Организуя общественно  полезную работу

пионеров, важно  правильно сочетать ее с учебой.

Для плодотворного  сотрудничества школы с пионерской организацией педагогам

необходимо ясно представлять себе принципы пионерского  движения, содержание и

формы работы юных пионеров, их отличие от методов  учебной работы. Знание

основ пионерской работы – составной элемент педагогический подготовки

учителей. В свою очередь вожатые должны быть в  курсе работы школы. Необходимо

развивать интерес  вожатых к изучению педагогики в  целях подготовки из их

среды резерва  новых учителей, уже имевших опыт тесного контакта с детьми.

Учитель – единственный советчик вожатого, его старший товарищ  и друг. У них –

единая задача. Учитель должен делиться с вожатым  своим опытом, рассказывать

ему о своих  наблюдениях над ребятами, высказывать  свой соображения по поводу

организации работы с пионерами. «Задача учителя  – помочь вожатому наладить,

возможно глубже, возможно целесообразнее свою работу», - говорила Н.К.

Крупская. Прямой долг учителя – помогать пионерской организации вовлекать в

сферу своего влияния  всех школьников пионерского возраста. Для этого

пионерские дела должны обладать притягательной силой  для всех детей, и

учитель может  здесь во многом помочь своими знаниями, советом, своими личными

увлечениями в  области науки, искусства и спорта.

Крупская о политехническом  и трудовом обучении

В политехническом  образовании Н.К. Крупская видела наиболее существенный

признак социалистической школы, путь к соединению обучения с  производительным

трудом, средство сочетания теории с практикой  и укрепления всесторонней связи

школы с жизнью.

Н.К. Крупская впервые  начала разработку вопросов политехнизма как

педагогической  проблемы. Но она никогда не ограничивалась только

педагогической  стороной дела, никогда не считала  политехнизм задачей только

работников просвещения, а неизменно рассматривала его  как дело всего народа.

Н.К. Крупская рассматривала  политехнизм как закономерность общественного

развития, обусловленную непрерывным техническим и социальным прогрессом. Из

анализа современных  ей педагогических течений и практики школы в наиболее

Информация о работе Педагогическая деятельность Н.К.Крупской